Этичность либо неэтичность поступков и решений менеджеров зависит от того, на какой стадии морального роста он находится, а также от вспомогательных переменных факторов, таких как его личные качества, структурная схема организации, ее культура и уровень сложности конкретной этической проблемы (рис. 6.1).
Рис. 6.1 - Факторы, обуславливающие этичность поведения менеджеров
Уровень | Описание стадии |
Принципиальный (с твердыми устоями) | 6. Следование самостоятельно выбранным этическим принципам и нормам, даже если они нарушают закон 5. Уважение прав других людей и поддержка абсолютных ценностей независимо от мнения большинства |
Общепринятый | 4. Поддержка общепринятого порядка за счет выполнения определенных принятых на себя обязательств 3. Выбор человеком стиля поведения, которого ожидают от него окружающие |
Предшествующий общепринятому | 2. Выполнение правил только в том случае, если это соответствует личным интересам 1. Соблюдение правил исключительно для того, чтобы избежать физического наказания |
Ценности (values) - основные понятия о том, что правильно и что — неправильно.
Степень самоконтроля — это индивидуальный признак, которым измеряется степень убежденности человека в том, что он хозяин собственной судьбы.
Сила “эго” (ego strength) - индивидуальная характеристика индивидуума, отображающая его убежденность в своей правоте.
Рис.6.2 - Сложность проблемы
Деловая этика в глобальном контексте
Существуют ли какие-либо универсальные этические стандарты?
Права человека | |
Принцип 1 | Поддержка и уважение действий, направленных на защиту прав человека в сфере своего влияния |
Принцип 2 | Уверенность в том, что ваша компания не участвует в действиях, нарушающих права человека |
Стандарты в трудовом законодательстве | |
Принцип 3 | Свобода объединений и эффективное признание права на выдвижение коллективных требований |
Принцип 4 Принцип 5 | Отказ от любых форм насильственного и принудительного труда Активный отказ от детского труда |
Принцип 6 | Отказ от дискриминации при приеме на работу и распределении должностных обязанностей |
Окружающая среда | |
Принцип 7 | Поддержка профилактического подхода к проблемам окружающей среды |
Принцип 8 | Проведение мероприятий, стимулирующих повышенную ответственность общества по отношению к окружающей среде |
Принцип 9 | Стимулирование разработки и широкого распространения новых технологий, дружественных по отношению к окружающей среде |
|
Способы повышения морально-этических стандартов служащих
Если менеджеры высшего уровня действительно заинтересованы в том, чтобы сотрудники их организаций пользовались этичными методами ведения бизнеса, они могут предпринять для этого соответствующие меры.
Для снижения неоднозначности в этом плане организации все чаще применяют так называемые моральные кодексы — формальный документ, в котором сформулированы первичные ценности организации и правила поведения, которых ожидает от работников компания.
Моральный кодекс (code of ethics) - Формальный документ, в котором описываются первичные ценности организации и стиль поведения, которых ожидает от работников компания.
Таблица 6.3. Основные группы требований, составленные на основе анализа моральных кодексов 83 корпораций
|
Группа 1. Быть надежными членами организации |
1. Подчиняться инструкциям по технике безопасности и охране здоровья |
2. Быть вежливым, честным и справедливым |
3. Не употреблять на работе наркотиков и алкоголя |
1. Уметь правильно распределять собственные доходы |
2. Не прогуливать работу и не опаздывать на нее |
6. Выполнять распоряжения старших по должности |
7. Не употреблять нецензурных выражений |
8. Приходить на работу в деловой одежде |
9. Не приносить на работу огнестрельное оружие |
Группа 2. Избегать незаконных или неподобающих поступков, способных нанести вред организации |
1. Вести бизнес в соответствии с законодательством |
2. Не допускать незаконного расходования средств 3. Не давать взяток |
4. Избегать любой деятельности вне корпорации, которая может повредить эффективному исполнению профессиональных обязанностей |
5. Сохранять конфиденциальность документации |
6. Исполнять все антимонопольные и коммерческие законы |
7. Строго следовать правилам бухгалтерского учета и контроля |
8. Не использовать собственность компании ради личной выгоды |
9. Нести личную ответственность за денежные средства компании |
10. Не распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию |
11. Принимать решения, не основываясь на личных интересах |
Группа 3. Предельно корректно и правильно обращаться с клиентами и обеспечивать их всяческой помощью |
1. Правдиво описывать выпускаемую продукцию в рекламе |
2. Исполнять свои должностные обязанности максимально эффективно |
3. Предлагать продукцию или услуги высочайшего качества |
Вопросы для оценки этичности деловых решений
|
Насколько точно вы определили проблему? |
Как вы определили бы проблему, если бы находились "по другую сторону баррикады"? |
Как изначально развивалась данная ситуация? |
Кому и к чему вы относитесь лояльно как личность и как член корпорации? |
Какую цель вы преследуете, принимая именно такое решение? |
Соразмерно ли ваше намерение вероятным результатам? |
Кому ваше решение или действие может нанести ущерб? |
Имеете ли вы возможность обсудить эту проблему с теми сторонами, чьи интересы ею затрагиваются, прежде чем примете решение? |
Уверены ли вы, что ваша позиция будет столь же обоснованной при рассмотрении ее сточки зрения долгосрочной перспективы, как представляется в данный момент? |
Могли бы вы без колебаний сообщить о своем решении или действии своему непосредственному начальнику, главному менеджеру, совету директоров, вашей семье, обществу в целом? |
Каков символический потенциал вашего действия, если оно будет правильно истолковано? Если будет истолковано неправильно? |
При каких условиях вы согласились бы изменить занимаемую вами в данный момент позицию? |
Роль руководителей высшего уровня
Четкие производственные цели и оценка эффективности
Обучение этике
Независимые общественные ревизии
Формальные защитные механизмы