Этичность либо неэтичность поступков и решений менеджеров зависит от того, на какой стадии морального роста он находится, а также от вспомогательных переменных факторов, таких как его личные качества, структурная схема организации, ее культура и уровень сложности конкретной этической проблемы (рис. 6.1).

Рис. 6.1 - Факторы, обуславливающие этичность поведения менеджеров
| Уровень | Описание стадии |
| Принципиальный (с твердыми устоями) | 6. Следование самостоятельно выбранным этическим принципам и нормам, даже если они нарушают закон 5. Уважение прав других людей и поддержка абсолютных ценностей независимо от мнения большинства |
| Общепринятый | 4. Поддержка общепринятого порядка за счет выполнения определенных принятых на себя обязательств 3. Выбор человеком стиля поведения, которого ожидают от него окружающие |
| Предшествующий общепринятому | 2. Выполнение правил только в том случае, если это соответствует личным интересам 1. Соблюдение правил исключительно для того, чтобы избежать физического наказания |
Ценности (values) - основные понятия о том, что правильно и что — неправильно.
Степень самоконтроля — это индивидуальный признак, которым измеряется степень убежденности человека в том, что он хозяин собственной судьбы.
Сила “эго” (ego strength) - индивидуальная характеристика индивидуума, отображающая его убежденность в своей правоте.

Рис.6.2 - Сложность проблемы
Деловая этика в глобальном контексте
Существуют ли какие-либо универсальные этические стандарты?
| Права человека | |
| Принцип 1 | Поддержка и уважение действий, направленных на защиту прав человека в сфере своего влияния |
| Принцип 2 | Уверенность в том, что ваша компания не участвует в действиях, нарушающих права человека |
| Стандарты в трудовом законодательстве | |
| Принцип 3 | Свобода объединений и эффективное признание права на выдвижение коллективных требований |
| Принцип 4 Принцип 5 | Отказ от любых форм насильственного и принудительного труда Активный отказ от детского труда |
| Принцип 6 | Отказ от дискриминации при приеме на работу и распределении должностных обязанностей |
| Окружающая среда | |
| Принцип 7 | Поддержка профилактического подхода к проблемам окружающей среды |
| Принцип 8 | Проведение мероприятий, стимулирующих повышенную ответственность общества по отношению к окружающей среде |
| Принцип 9 | Стимулирование разработки и широкого распространения новых технологий, дружественных по отношению к окружающей среде |
Способы повышения морально-этических стандартов служащих
Если менеджеры высшего уровня действительно заинтересованы в том, чтобы сотрудники их организаций пользовались этичными методами ведения бизнеса, они могут предпринять для этого соответствующие меры.
Для снижения неоднозначности в этом плане организации все чаще применяют так называемые моральные кодексы — формальный документ, в котором сформулированы первичные ценности организации и правила поведения, которых ожидает от работников компания.
Моральный кодекс (code of ethics) - Формальный документ, в котором описываются первичные ценности организации и стиль поведения, которых ожидает от работников компания.
Таблица 6.3. Основные группы требований, составленные на основе анализа моральных кодексов 83 корпораций
| Группа 1. Быть надежными членами организации |
| 1. Подчиняться инструкциям по технике безопасности и охране здоровья |
| 2. Быть вежливым, честным и справедливым |
| 3. Не употреблять на работе наркотиков и алкоголя |
| 1. Уметь правильно распределять собственные доходы |
| 2. Не прогуливать работу и не опаздывать на нее |
| 6. Выполнять распоряжения старших по должности |
| 7. Не употреблять нецензурных выражений |
| 8. Приходить на работу в деловой одежде |
| 9. Не приносить на работу огнестрельное оружие |
| Группа 2. Избегать незаконных или неподобающих поступков, способных нанести вред организации |
| 1. Вести бизнес в соответствии с законодательством |
| 2. Не допускать незаконного расходования средств 3. Не давать взяток |
| 4. Избегать любой деятельности вне корпорации, которая может повредить эффективному исполнению профессиональных обязанностей |
| 5. Сохранять конфиденциальность документации |
| 6. Исполнять все антимонопольные и коммерческие законы |
| 7. Строго следовать правилам бухгалтерского учета и контроля |
| 8. Не использовать собственность компании ради личной выгоды |
| 9. Нести личную ответственность за денежные средства компании |
| 10. Не распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию |
| 11. Принимать решения, не основываясь на личных интересах |
| Группа 3. Предельно корректно и правильно обращаться с клиентами и обеспечивать их всяческой помощью |
| 1. Правдиво описывать выпускаемую продукцию в рекламе |
| 2. Исполнять свои должностные обязанности максимально эффективно |
| 3. Предлагать продукцию или услуги высочайшего качества |
Вопросы для оценки этичности деловых решений
| Насколько точно вы определили проблему? |
| Как вы определили бы проблему, если бы находились "по другую сторону баррикады"? |
| Как изначально развивалась данная ситуация? |
| Кому и к чему вы относитесь лояльно как личность и как член корпорации? |
| Какую цель вы преследуете, принимая именно такое решение? |
| Соразмерно ли ваше намерение вероятным результатам? |
| Кому ваше решение или действие может нанести ущерб? |
| Имеете ли вы возможность обсудить эту проблему с теми сторонами, чьи интересы ею затрагиваются, прежде чем примете решение? |
| Уверены ли вы, что ваша позиция будет столь же обоснованной при рассмотрении ее сточки зрения долгосрочной перспективы, как представляется в данный момент? |
| Могли бы вы без колебаний сообщить о своем решении или действии своему непосредственному начальнику, главному менеджеру, совету директоров, вашей семье, обществу в целом? |
| Каков символический потенциал вашего действия, если оно будет правильно истолковано? Если будет истолковано неправильно? |
| При каких условиях вы согласились бы изменить занимаемую вами в данный момент позицию? |
Роль руководителей высшего уровня
Четкие производственные цели и оценка эффективности
Обучение этике
Независимые общественные ревизии
Формальные защитные механизмы