Методические указания. По выполнению курсовых работ




Методические указания

По выполнению курсовых работ

студентамиВятГУ, обучающимисяпо программе бакалавриата по

направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

по учебной дисциплине/НИРС «Психология»

Киров

Методические указания по выполнению курсовых работ студентами ВятГУ по учебной дисциплине «Психология» составлены в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

Авторы-составители – Н. В. Цветкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВятГУ; Губина С.Т., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВятГУ.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры психологии ВятГУ «__»_______ 201__, протокол №___

 

В методических указаниях, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, определены порядок выполнения, требования к написанию и защите курсовых работ по психологии.


Оглавление

 

1 Общие положения………………………………………..…………...  
1.1 Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»……………………………………………………….………….  
1.2 Объем самостоятельной работы, выделяемый на выполнение курсовой работы……………………………………………………………….  
1.3 Примерные темы курсовой работы……………………………….  
2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…...  
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ………………………………………..  
4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………..  
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………….  
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………..  
7. ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………….  
Библиографический список………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….  

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1 Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»

 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал психологию самой необходимой для педагога наукой [3]. Педагогу знания психологии нужны так же, как врачу – знания физиологии и медицины [1]. Но важны не столько психологические знания сами по себе, сколько умение применять их в реальной педагогической деятельности.

Курсовая работа - вид учебной деятельности, направленный на решение индивидуальной задачи по учебной дисциплине (…). Целью курсовой работы является развитие способности обучающегося мыслить самостоятельно, обобщить знание по дисциплине, установление взаимосвязи между ее разделами при решении конкретной задачи, умение представить результаты работы в законченном виде (Решение Ученого совета №35-1 от 12.10.2017 «Об утверждении Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ….).

Задачи курсовой работы:

- систематизировать полученные теоретические знания по изучаемой дисциплине;

- углубить психологическую компетентность в сфере профессионального образования;

- способствовать формированию навыков комплексного решения конкретной профессиональной задачи.

Курсовая работа по учебной дисциплине «Психология» выполняется студентом в рамках основной образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с рабочим учебным планом в рамках часов, выделенных на самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Курсовую работу по учебной дисциплине выполняет каждый обучающийся в письменном виде, по определенной теме, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки.

В процессе подготовки курсовой работы студент сотрудничает со своим научным руководителем, назначение которого утверждается решением кафедры психологии.

Научный руководитель оказывает консультационную помощь студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов исследования. На этапе выполнения курсовой работы научный руководитель дает рекомендации по содержанию курсовой работы, осуществляет периодический контроль за ее выполнением в соответствии с календарным планом, проверяет окончательный вариант работы, который студент обязан сдать к установленному сроку, организует при необходимости публичную защиту курсовых работ.

Настоящие указания по выполнению курсовых работ основываются на соответствующих нормативно-методических документах централизованного и локального характера. При их подготовке принималось во внимание отсутствие у студентов опыта выполнения научных работ. В связи с этим достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования методологического аппарата и алгоритма выполнения научного исследования. Указания по выполнению курсовых работ включают так же необходимые образцы: заявка на выполнение исследования, оформление титульного листа, отзыв научного руководителя и справка о внедрении результатов исследования, что поможет как студенту, так и его научному руководителю, в оформлении необходимых документов.

 

 

1.2 Объем самостоятельной работы, выделяемый на выполнение курсовой работы

Для студентов первого курса направления 44.03.01 Педагогическое образование курсовая работа по психологии входит в учебный план третьего семестра, когда идет изучение модуля Возрастная психология.

Курсовая работа по учебной дисциплине «Психология» выполняется студентом в рамках часов, выделенных на самостоятельную работу в соответствии с рабочим учебным планом. Из 84 часов самостоятельной работы по данной дисциплине на выполнение курсовой работы студенту отводится 20 часов.

1.3 Примерные темы курсовых работ

Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине «Психология» разрабатывается кафедрой общей и специальной психологии и утверждается на заседании кафедры.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Психология» соответствует актуальным проблемам науки и психолого-педагогической практики, ежегодно обновляется с учетом мнения работодателей, современных тенденций в науке и обществе, научных интересов кафедры. Обновленная тематика курсовых работ утверждается на заседании кафедры и доводится до студентов в течение первых двух недель второго семестра, в котором будет выполняться курсовая работа.

Закрепление тем курсовых работ и научных руководителей за студентами производится решением кафедры общей и специальной психологии и оформляется протоколом заседания кафедры в течение первого месяца семестра, в котором будет выполняться курсовая работа.

Изменение темы курсовой работы возможно только после согласования с руководителем для конкретизации предмета исследования. Например, тема «Изучение внимания младших школьников» может быть изменена следующим образом: а) «Изучение внимания старших дошкольников» – в связи с тем, что у студента есть возможность провести эксперимент в детском саду; б) «Изучение устойчивости внимания младших школьников» – конкретизация предмета изучения может быть обусловлена направленностью интересов самого студента или доступностью для него диагностических методов, с помощью которых будет изучено именно это свойство внимания. Изменение тем курсовых работ утверждается решением кафедры общей и специальной психологии.

Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой выполняется работа.

Тема курсовой работы записывается в зачетную книжку студента и во вкладыш к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки РФ 10.03.2005 г. № 65, запись названия курсовой работы во вкладыше к диплому сопровождается указанием оценки, зачета.

Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы студента, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.

Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.

Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло.

Неплохо, если студент, заинтересовавшись какой- либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно, всесторонне, под углом зрения различных дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы, а иногда и кандидатской диссертации.

При выборе темы студенту следует руководствоваться критериями:

1) актуальности и соответствия темы современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогического знания;

2) соответствия темы сфере своих научных и практических интересов;

3) собственной способности раскрыть тему;

4) наличия базы для выполнения экспериментальной части работы (студент должен сам определиться с тем, где он сможет провести эксперимент).

Примерные темы курсовых работ для студентов, обучающихся

по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,

по дисциплине «Психология»

1. Особенности произвольного внимания детей дошкольного возраста.

2. Особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.

3. Познавательные интересы младшего школьника.

4. Психологическая характеристика личности учителя.

5. Учебная мотивация младших школьников.

6. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте.

7. Мотивы учения студентов-первокурсников.

8. Изучение самооценки младших школьников.

9. Изучение самооценки школьников подросткового возраста.

10.Изучение самооценки студентов первого курса.

11.Профессиональное самоопределение старших школьников.

12.Сравнительный анализ формирования профессиональных намерений в подростковом и юношеском возрастах.

13.Мотивация учения старшеклассников.

14.Особенности произвольного внимания младших школьников.

15.Особенности наглядно-действенного мышления дошкольников.

16.Межличностные конфликты в общении подростков.

17.Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе.

18.Изучение тревожности детей дошкольного возраста.

19.Мотивация занятий школьников в спортивных секциях.

20.Изучение тревожности детей младшего школьного возраста.

21.Изучение памяти детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.

22.Мотивация занятий на уроках физической культуры у подростков и старших школьников.

23.Изучение умственной работоспособности студентов-первокурсников.

24.Изучение адаптации в вузе студентов с разным типом темперамента.

25.Динамика межличностных отношений в студенческой группе.

26.Образ лидера в студенческой группе.

27.Изучение ценностно-ориентационного единства студенческой группы.

28.Мотивы выбора профессии студентами первого курса, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности»/ «Физическая культура».

29.Особенности эмпатии старших школьников.

30.Изучение психологического климата в студенческой группе.

31.Особенности игровой деятельности современных дошкольников.

32.Успешность и удовлетворенность обучением студентов с различной мотивацией учения.

33.Психологическая готовность ребенка к школе.

34.Изучение школьной мотивации подростков 10 – 11 лет.

35.Изучение школьной мотивации учащихся начальной школы.

36.Изучение мышления подростков.

37.Изучение агрессивного поведения подростка.

38.Изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте.

39.Изучение ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

40.Изучение самоотношения подростков.

41.Изучение самооценки подростков.

42.Особенности самооценки дошкольников.

43.Особенности межличностного общения подростков.

44. Изучение социального восприятия сверстников подростками.

45.Изучение личностной тревожности у подростков.

46.Изучение школьной тревожности у младшего школьника.

47.Особенности восприятия учителя современными подростками.

48.Изучение классных коллективов подростков.

49. Изучение эмоционального выгорания у педагогов.

50. Развитие внимания у младших школьников.

51. Развитие памяти у младших школьников.

52. Гендерные различия ценностных ориентаций в юности.


2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

Объем курсовой работы ‑ 30-40 страниц машинописного текста стандартного формата (полуторный интервал между строк, гарнитура шрифта Times New Roman, кегль 14) без приложений.

Курсовая работа должна включать следующие разделы:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение (примерный объем 1–2 страницы);

4) основную часть (примерный объем 15–25);

5) заключение (примерный объем 1–2 страницы);

6) библиографический список;

7) приложение (я).

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в приложении А).

В оглавлении последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “ОГЛАВЛЕНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Во введении следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

Способы обоснования актуальности:

- по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

- анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;

- выявляются причины, порождающие результат;

- анализируются тенденции развития практики и ее нужды

- выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.

Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Изучение внимания младших школьников»:

- обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;

- обоснование практической значимости проблемы внимания младших школьников:

а)показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;

б) дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационной насыщенности современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника;

- обоснование значимости своевременной диагностики внимания младших школьников, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким (одно-два предложения), не перегруженным цитатами и ссылками на источники.

В актуальности не следует приводить примеры из практики, представленные в анализируемой литературе. В случае, когда имеются какие-либо ссылки на исследования, следует точно указать, в каких областях эти исследования упомянуты и кем (избегать фраз: «многие ученые решали проблемы…», «Всем известно, что ученые…»).

От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Зачастую она формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы. Следует избегать формулировки проблемы в форме риторических вопросов.

Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик. Не следует менять в постановке цели слова и понятия на идентичные (казалось бы) в теме. Например, «дошкольник» на «детей дошкольного возраста».

Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:

- целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;

- целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме – составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;

- целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.

Цель должна отвечать следующим требованиям:

- быть проверяемой;

- быть контролируемой;

- быть диагностируемой;

- быть однозначной.

Обращаясь к теме внимания младших школьников, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников

Следующим этапом выполнения курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), это та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Изучение внимания младших школьников» предмет может быть обозначен так: особенности свойств внимания младших школьников.

Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет ỳже объекта и темы. Обратите внимание, что как предмет исследования, так и объект не могут звучать так, как тема курсовой работы.

Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования – это версия или предположение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в психолого-педагогических исследованиях гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников гипотеза может быть следующая: особенностью внимания младших школьников является его недостаточная устойчивость и концентрация. Гипотезу возможно начать словами «предположим, что….»

От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:

- исследование теории вопроса. Начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить проблему внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;

- исследование состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: охарактеризовать значение внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников;

- описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение свойств внимания младших школьников;

- разработка на основе исследования каких-либо рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников.

- Обязательно указать, для кого предназначены рекомендации (например, рекомендации для педагогов начальных классов, рекомендации для родителей).

Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач для курсовой работы – три – четыре.

Завершает введение указанием методов и базы исследования.

Методы исследования ‑ это способы решениязадач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:

- теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;

- эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например, тест Равена, анкета для изучения учебной мотивации и т. д.);

- методы математической статистики (расчет средних величин, критерия Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и др.), шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.).

База исследования – это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена эмпирическая часть исследования. Может быть записана так: «Эмпирическое изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе МБОУ №59 г. Кирова» или «Эмпирической базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ №59 г. Кирова». Указать, кто принимал участие в исследовании. Хорошо, если указан гендерный и возрастной состав респондентов. Например: в эмпирическом исследовании приняли участие 26 человек, из них 12 девочек и 14 мальчиков в возрасте 8-9 лет.

Основная часть курсовой работы делится обычно на теоретическую и практическую и включает две главы. Количество разделов и подразделов в каждой глава студент определяет самостоятельно, исходя из задач курсовой работы. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 20 наименований (книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.

Обратить внимание на то, что количество страниц во всех параграфах должно быть примерно одинаковым. Не допустимо, если в первом параграфе 8-10 страниц, а во втором всего 2-3.

Каждую главу следует завершать краткими (два-три предложения) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.

Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела курсовой работы входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения часть материала целесообразно представлять в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.

Вторая глава носит практический (эмпирический) и аналитический характер. В ней должны быть описаны:

‑ организация эмпирического исследования, которая включает характеристику выборки (база исследования, время проведения эмпирического исследования, класс/группа, возрастная и половая структура респондентов);

‑ используемые методы и конкретные методики эмпирического исследования, в том числе, методы обработки и анализа данных;

‑ анализ результатов экспериментального исследования;

‑ практические рекомендации.

Испытуемые (респонденты ) – дается полная характеристика выборки испытуемых (указывается пол, возраст, образование, социальное положение и другие параметры, представляющие интерес с точки зрения задач исследования) с указанием их количества, принципов отбора и т. д.

Следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики психологического исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.

Используемые тесты или методики – описание тех методик, с помощью которых изучался предмет исследования. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Следует указать название, автора методики, источник, цель методики и рекомендованный возрастной диапазон ее применения, а также особенности диагностической процедуры и обработки. Полное содержание методики исследования, если она не является широко известной, может быть дано в приложении.

Методы обработки – кратко описываются те методы статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности следует указывать ссылки на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Следует помнить, что методы обработки результатов могут носить относительно простой характер, без использования математических критериев, но при этом результаты должны быть отражены графически.

Анализ результатов экспериментального исследования включает собственно представление результатов психологического эмпирического исследования, когда с помощью таблиц и рисунков констатируются практические результаты. Далее выявляются закономерности, проводится качественный и количественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. Следует помнить, что анализ результатов должен быть представлен не только в количественной интерпретации, но и качественной.

Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы. Схемы и рисунки должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т. п. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться краткими выводами, в которых можно сделать предварительное заключение относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.

Практические рекомендации являются обязательным элементом курсовой работы по психологии. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны: а) основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования, б) быть конкретными, понятными, в) адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т.п.).

Обратимся вновь к теме курсовой работы «Изучение внимания младших школьников» и рассмотрим на ее примере, как могут быть сформулированы разделы основной части.

 

ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе

1.1 Психологическая природа внимания

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

1.3 Особенности внимания младшего школьника

или:

1.1 Психологическая природа внимания

1.2 Особенности внимания младшего школьника

ГЛАВА 2 Эмпирическое изучение особенностей внимания младших школьников

2.1 Организация эксперимента

2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента

2.3 Рекомендации для учителей по управлению вниманием младших школьников

 

Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Выводы оформляются в виде некоторого количества абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования. Названием раздела является слово “ЗАКЛЮЧЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Библиографический список должен включать не менее 20 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы. Названием раздела является слово “БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

При написании курсовой работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Воспитание школьников», «Мир образования», периодические издания по профилю подготовки (например, «Химия в школе», «Начальная школа» и др.).

Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГУ (Студенту – Литература – Электронный каталог ВятГУ).

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т.п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы. Названием раздела является слово “ПРИЛОЖЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

 


3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа над курсовой работой не должна откладываться на последние дни семестра. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку. Следует помнить, что временнóй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самого процесса научного исследования и, во-вторых, даст возможность на практике применить эффективные системы управления временем, без которых немыслим современный успешный человек.

Желательно узнать у научного руководителя ориентировочную дату представления готовой курсовой работы – это будет последняя точка временнÓго отрезка, в котором определяются периоды занятости, время проведения научных студенческих конференций, семинаров, если есть планы поучаствовать в них с материалами курсовой работы (в таком случае исследование должно быть выполнено раньше). Приступая к выполнению курсовой работы, нужно реально оценить свои ресурсы: уровень подготовленности, наличие опыта выполнения исследовательских и проектных работ, доступность информационных источников (библиотека и Интернет-ресурсы), базы для проведения исследования и т.п. Такой подход поможет правильно спланировать время для выполнения всех этапов курсовой работы.

Как правило, примерные сроки выполнения каждого этапа корректируется в ходе выполнения работы, поскольку этого требует динамика всякого научного исследования. Но как бы не изменялся составленный календарный план, нужно помнить о том, что сдать курсовую работу к установленному сроку (или на несколько дней раньше!) – в ваших интересах. Во-первых, у научного руководителя будет время, чтобы внимательно посмотреть работу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: