первый книгопечатник России Иван Фёдоров.




ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Начало книгопечатания и типографского дела в Европе и в России

План

Изобретение печатного станка.

Изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг.

первый книгопечатник России Иван Фёдоров.

Революцией в развитии книжного дела стало изобретение печатного станка, приведшее к массовому производству книг. Быстрое распространение скопившейся в течение столетий человеческой мудрости, бесценных творений культуры, выходящих в виде рукописных книг, написанных ранее и вновь создаваемых, дало огромный толчок развитию грамотности, резко повысило интерес к чтению и содействовало культу знания, став одним из факторов великой эпохи Возрождения.

Непосредственно изобретение печатного станка не было чем-то спонтанным, возникшим в результате неожиданного прозрения изобретателя. Напротив, все части печатного станка – литеры, печатная форма и др. – возникали постепенно, приобретая в различные эпохи разные формы. Так, было время, когда, высекая буквы на каменной плите, люди замазывали этот участок краской и прикладывали бумагу, а до нее – другие материалы, ее заменяющие. Затем литеры уже вырезали из дерева, глины и даже бронзы. Потом появились наборные кассы, также из разных материалов в различных странах. Они представляли собой ящик (чаще деревянный) с ячейками, используемый для хранения литер, применявшихся в высокой печати.

 

 

Современные на то время, изготовленные на заводе кассы стали доступны в конце XIX века. Касса находилась в типографии на рабочем месте и представляла собой ящик размером около 2 дюймов в высоту, три фута в ширину и около двух футов в глубину, со множеством небольших отсеков для «литер» (различные буквы и лигатуры). Самым популярным и широко используемым дизайном рабочих мест в Америке был Калифорнийский рабочий стол, который получил свое название от тихоокеанского побережья на литейных заводах, где он и использовался.

Традиционно, литеры заглавных букв хранились в отдельном ящике, и помещались выше других литер (вот почему используются до сих пор термины – «верхний регистр» и «нижний регистр»).

Кстати, о заглавной букве… Часто используется выражение «красная буква» или «с красной строки». Откуда они появились? Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого, как мы уже говорили, их переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения (именно так было написано «Слово о полку Игореве» и др., поэтому существуют разные мнения относительно проставления пробелов между словами, что соответственно влияет и на толкование некоторых деталей). Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово «красный» раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению «писать с красной строки». Использовать слово «красный» в значении «цвет» стали позднее.

 

 

Есть различные свидетельства о первых опытах книгопечатания в Китае, Японии, Монголии, Корее уже в X–XI веках. Однако реально отпечатанных книг, многократно описанных, не осталось. Поэтому изобретателем книгопечатания, несмотря на постоянные исследования этого вопроса, по-прежнему считают Иоганна Гутенберга (1399–1468), уроженца немецкого города Майнц. Заслуга этого человека заключается в том, что он соединил разные технологии, существовавшие в производстве, и создал совершенную для того времени технологию изготовления книг. Прежде всего, И. Гутенберг изобрел новый способ изготовления шрифта. Это уже были не отдельные литеры, а отлитые из металла в зеркальном изображении штампы, которые вдавливались в медную пластину, после чего углубления заливали сплавом, содержащим олово, свинец и сурьму. Отливать буквы и слова стало возможным в большом количестве.

В 1450-м году И. Гутенберг приступил к созданию первого в Европе полного издания Библии. В 1452–1454 гг., по разным свидетельствам, И. Гутенберг отпечатал 42-строчную Библию, называемую так в многочисленных источниках вследствие того, что в каждой из ее 1282 страниц число строк, напечатанных в две колонки, составляло 42.

Ученики И. Гутенберга – Свенгейм и Паннарцт стали быстро распространять его изобретение в европейских странах. Первые типографии появились в Италии (1465), затем в Швейцарии (1468), потом, уже после смерти И. Гутенберга, в Нидерландах (1469), Франции (1470), Венгрии (1473), Испании (1474), Англии, Чехии, Польше (1476–1478) и в других странах. Типографское дело стало новой отраслью производства и одновременно культуры, поскольку понятие «издательство» в то время отсутствовало, новая профессия предполагала восприятие издательского дела целиком (если к тому добавить и продажу книг в книжных лавках при типографиях).

Знаковым в истории книгопечатания стал 1500-й год. Именно к этому году производство печатной книги, несмотря на весьма высокую в то время себестоимость, стало явлением массовым: число отпечатанных в Европе на разных языках книг достигло более 10 миллионов, число открытых типографий – свыше тысячи. Видимо, желание людей отметить середину тысячелетия как этап в истории книгопечатания привело к тому, что книги, напечатанные до конца 1500-го года, назвали «инкунабулы», то есть, от латинского – «в колыбели» (книгопечатания), после этого срока – «палеотипы» – просто «старинные книги».

В России типографское дело зародилось в 1550-х годах во время правления Ивана Грозного, оказавшего содействие этому. Однако первые книги вышли без выходных сведений, поэтому данные о первой типографии и ее работниках отсутствуют. Первым печатником России считается Иван Фёдоров.

 

О нём также мало известно, однако напечатанная им 1 марта в 1564 году книга «Апостол» приобрела заслуженную славу как образец полиграфического искусства. Книга вышла по указанию и при содействии царя и митрополита Макария и содержала классическое толкование учения Христа его учениками. Она предназначалась для религиозных деятелей. Это было первое датированное издание в России, снабженное иллюстрациями и выходными данными. Подготовка издания заняла несколько лет (отливка шрифтов и т.п.).

 

 

Затем Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1565 году напечатали еще одну богослужебную, но более популярную книгу «Часовник», и начало деятельности первой государственной типографии было положено.

Дело Ивана Федорова продолжили его ученики, выпустив в 1568 году «Псалтырь». Всего в XVI веке в Москве было издано 19 книг.

Типографское дело перешло в ведение Московского печатного двора – крупной типографии европейского типа, существовавшей много лет.

В последующие годы Печатный двор расширил штат и превратился в издательство, где трудились редакторы, корректоры и другие работники. Однако ассортимент книг рос очень медленно, и в течение следующего, XVII столетия, было издано 750 книг тиражом в среднем по 1000 экземпляров, среди которых четыре пятых составляли богослужебные издания, в том числе многочисленные переиздания «Псалтыри» и «Часовника» Ивана Федорова. Наряду с ними издавалась «Азбука», «Букварь», «Грамматика» М. Смотрицкого и другие учебники, первые военные, медицинские (лечебники, травники и пр.), исторические и художественные книги. Из последних большей популярностью пользовались повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «О Еруслане Лазаревиче».

Наряду с печатными продолжали выходить и рукописные книги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: