Программно-изобразительная музыка.
Программно-изобразительная музыка — это инструментальная музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.
Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка», «Петя и волк» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Пер Гюнт» Э. Грига.
М. Мусоргский. «Картинки с выставки».
«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.
Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельных пьес, объединенных общин замыслом. Каждая пьеса - музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два еврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок («Избушка на курьих ножках»), былины («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.
Прогулка
В музыкальной теме «Прогулки» Мусоргский изобразил себя самого, как он прохаживается по выставке. «Прогулка» звучит много раз между произведениями, но ее характер изменяется, изображая отношение композитора к увиденному.
Гном
Эскиз нехитрого елочного украшения в виде уродливого сказочного карлика дал толчок к созданию глубоко психологической пьесы «Гном».
Балет невылупившихся птенцов
Это необычное название возникло под воздействием рисунка, на котором были изображены эскизы балетных костюмов в виде яичных скорлуп. Мусоргский создал крошечную сценку, воспроизводящую веселую суматоху птенцов.
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
На выставке Мусоргский увидел макет часов в виде избушки на курьих ножках. Композитор решил «увековечить» хозяйку избушки — любимого персонажа русских народных сказок — в одной из музыкальных картинок.
Э. Григ «Пер Гюнт».
«Пер Гюнт» - пьеса драматурга Генрика Ибсена. Герой драмы – Пер Гюнт – норвежский крестьянин, у которого нет в жизни настоящего дела, бесцельно тратит годы. Он фантазер и мечтатель. Он скитается по свету и музыка рисует людей, которых он встречает на своем пути, события, которые с ним происходят. В странствиях по миру Пер несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства. Но приобретая Ибсен связал приключения Пер Гюнта с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.
Эдвард Григ воспел суровую красоту природы Норвегии, фантастику, старинный быт, человеческие чувства.
Григ составил 2 оркестровые сюиты из номеров музыки к драме «Пер Гюнт».
Сюита №1
1. «Утро» - краски рассвета, плавная песнь пастушка (флейта и гобой) – пасторальное произведение, где изображаются картины природы, сцены сельской жизни.
2. «Смерть Озе». Озе это мать Пер Гюнта, которая умирает. Andante doloroso
(не спеша с болью) – темп и характер пьесы. Фактура аккордовая. Мелодия траурная, в жанре марша. Постепенно мелодия переносится в низкий регистр.
3. «Танец Анитры». В Аравийской пустыне Пер попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя - Анитра, пытается очаровать Пер Гюнта. Мелодия исполняется скрипками, им аккомпанируют виолончели и контрабасы на стаккато.
4. «В пещере горного короля». Странствуя, Пер попадает в царство троллей (-это фантастические злые существа). Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженный «духами тьмы».
Сюита № 2 включает 5 пьес. Наиболее известная из них «Песня Сольвейг». Сольвейг – невеста Пера, которая ждала его 40 долгих лет. Песня обрамлена вступлением и заключением. Мелодия – напевная, в народном духе.
П. И. Чайковский. «Времена года»
Les Saisons, Op. 37b
Композитор
Пётр Чайковский
Год создания
Жанр
фортепианные
Страна
Россия
характеристических картин для фортепиано
«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа».
Как-то он получил интересное предложение от редактора одного петербургского журнала — на протяжении года написать 12 фортепианных пьес для публики в нотном приложении. Чайковский сразу согласился. И вот в 1876 году, ежемесячно, любители музыки стали получать прекрасные фортепианные миниатюры, которые сразу полюбились им.
Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
В этом своеобразном календаре двенадцать пьес — по числу месяцев в году.12 пьес — 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Вяземского, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова, Жуковского.
«У камелька». Январь:
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
А. С. Пушкин
«Масленица». Февраль:
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П. А. Вяземский.
«Песня жаворонка». Март:
Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
А. Н. Майков
«Подснежник». Апрель:
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...
А. Н. Майков
«Белые ночи». Май:
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
А. А. Фет
«Баркарола». Июнь:
Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.
А. Н. Плещеев
«Песнь косаря». Июль:
Раззудись, плечо
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А. В. Кольцов
«Жатва». Август:
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
А. В. Кольцов
«Охота». Сентябрь:
Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А. С. Пушкин
«Осенняя песнь». Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...
А. К. Толстой
«На тройке». Ноябрь:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
Н. А. Некрасов
«Святки». Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.
В. А. Жуковский
Слушать:
1. А. Лядов. «Кикимора».
2. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада». 1 часть «Море и Синдбадов корабль».
Вопросы и задания:
- Что такое программно-изобразительная музыка? В какой форме может быть выражена обобщённая программа?
- Перечислите все знакомые вам программные произведения.
- Охарактеризуйте следующие программные произведения:
1. М. Мусоргский «Картинки с выставки».
2. Э. Григ «Пер Гюнт».
3. П. Чайковский «Времена года».