Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.




Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения.

Одним из возможных способов понимания в процессе общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50е годы американским психологом и психиатром Эриком Берном. Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо взрослого, либо родителя, либо ребенка и в зависимости от какого состояния ведется разговор, определяются позиции и статус собеседника. Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый сведены в таблицу:

 

Характеристики Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и Все знают что…; Ты не должен никогда…; Ты Как? Что? Когда? Где? Почему? Я сердит на

выражения. всегда должен…; Я не понимаю, как это допускают… и т.д. Вероятно; возможно. тебя!   Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации. Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие. Связанные с реальностью. Очень эмоциональные.
Состояние. Надменное, сверхправильное, очень приличное. Внимательность, поиск информации. Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.
Выражение лица. Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное. Открытые глаза, максимум внимания. Угнетенность, удивление.
Позы. Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди. Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается за ним. Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу).

 

Каждый тип состояний важен для человека.

 

Родитель – все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает.


Взрослый – трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит.

Ребенок – эмоциональный, импульсивный, нелогичный.

 

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций

ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят. Их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение направлено на избежание конфликтов, на представление о равенстве партнеров и достижений взаимной удовлетворенности ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре. Им свойственно слушать, наблюдать, анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению. Данная ориентация важна для представителей профессий типа

«человек-человек», в частности парикмахера.

 

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализуют планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Типы человеческого взаимодействия очень разнообразны, поэтому ученые пытаются упорядочить их многообразие. Наиболее распространенное деление взаимодействия: кооперация (от латинского слова – сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей и конкуренция (от латинского слова – сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий в достижении целей.


Деловое взаимодействие организуется на основе принятых правил и норм, которые устанавливаются законодательными актами, служебными инструкциями, этическими кодексами, нормами и правилами делового этикета.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

1. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э.Берну?

2. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространенными?

3. По-вашему мнению, какой тип межличностного общения характерен для «контролера» и какой тип для «понимателя»?

4. Выполнить тестирование «Умеете ли вы влиять на других людей» и составить рекомендации, исходя из полученных результатов.

 

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет».

 

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Как быстро вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к вам?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться действительно выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был всегда неизменен?

9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли б ы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник (или кто-то весьма авторитетный) в чем-то не прав?

Обработка результатов

Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись представленной таблицей.

 

35— 65 баллов Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Вы считаете, что он должен делать что-то для друтих, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены способностью убеждать людей в своей правоте. Однако вам следует быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко может превратиться в фанатика или тирана.
35 баллов и менее Увы, хотя зачастую вы бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам, а ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели и иногда оказываясь неправильно понятым.

 

Напишите вывод в рабочей тетради. Необходимо указать результат тестирования, а также выписать рекомендации

Критерии оценки:

 

Оценка «5» - задание выполнено в полном объеме, т.е. даны ответы на все 4 вопроса.

Оценка «4» - задание выполнено правильно, но дан ответ лишь на 3 вопроса.

Оценка «3» - задание выполнено правильно, но дан ответ только на 2 вопроса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: