Информационно-аналитическое обеспечение процесса принятия внешнеполитических решений.




Информационная аналитика в современном мире - это продукт ряда конструктивных, созидательных общецивилизационных тенденций, процесса глобализации, тенденции к формированию приоритетов устойчивого развития цивилизации и информатизации, которые «уравновешиваются» не менее масштабными симметричными деструктивными тенденциями: борьбой за новый геополитический порядок, международным терроризмом, информационными войнами.

Эти сложные цивилизационные процессы порождают интенсивные информационные потоки, информационные всплески, отражающие на информационном уровне их взаимодействия. В пронизанном информационными коммуникациями современном мире данное взаимодействие получает глобальное быстродействие. Любое информационное возмущение иррадиирует в мировом и российском информационном пространстве с большой скоростью, получая возможность активно влиять на жизнедеятельность отдельно взятого человека, наций, государств, всего мирового сообщества.

Любая инфраструктурная отрасль характеризуется двумя параметрами: определенными инструментальными характеристиками (технологическими знаниями, методикой и инструментарием данной деятельности) и предметным (отраслевым) знанием той сферы, в которую данная инфраструктурная деятельность включена. Миграция безработных ученых в аналитику прежде всего шла по вектору знания предметной отрасли.

Вместе с тем, Россия унаследовала от СССР определенные структуры и кадры специалистов, которые по определению должны были владеть технологическим знанием аналитического характера или близким к нему. Речь идет о системе библиотечно-библиографических учреждений и государственной системе научно-технической информации (ГСНТИ). В годы своего относительно безбедного существования в условиях стабильного бюджетного финансирования, гарантированного спроса на информационные продукты и услуги, опять-таки из бюджетных средств организаций оплаченной подписки на библиографические, реферативные, обзорно-аналитические издания данные структуры выполняли в неких ограниченных рамках информационно-аналитические задачи.

Однако ситуация востребованности качественно новых информационных услуг не осталась незамеченной и библиотечно-библиографическими специалистами. Это породило ряд проектов и практических начинаний. Стали создаваться бизнес-библиотеки, библиотеки деловой литературы, разрабатываются проекты включения библиотек в аналитическую деятельность. Некоторые специалисты в области библиотечного дела предполагают также возможность организации вузовской подготовки аналитиков на базе специальности «Библиотечное дело и библиография» с прицелом на формирование кадрового обеспечения для отделов аналитики в универсальных научных библиотеках (базовых библиотеках в регионах, бывших «областных»).

По мнению авторов данных проектов и начинаний, аналитика силами библиотек и их сотрудников не гарантирует полной взаимозаменяемости социальных институтов. Современные российские библиотеки (как и органы НТИ) ни по составу и характеру документных фондов и других информационных ресурсов, ни по составу и квалификациям кадров, ни по типичным для них технологиям не могут быть конкурентноспособными на рынке аналитических услуг.

Данные службы по определению работают с документными потоками (прежде всего опубликованными), обеспечивая их,так называемую, аналитико-синтетическую переработку, степень аналитичности которой недостаточна. Они не располагают необходимыми инструментами (подразделениями, кадрами, системами связи и обработки данных), необходимыми для информационного мониторинга какой-либо области (объекта управления).

Тогда как все больше аналитических задач решаются в режиме прямого информационного моделирования и наблюдения за управляемой сферой, минуя стадию анализа традиционных публикаций, информационный лаг которых (в данном случае интервал между событием, его отражением в публикациях и его включением в объекты для анализа) слишком велик. Центры мониторинга, ситуационного анализа, использование электронных ресурсов СМИ.

Интернет, неформальных и недокументированных источников, социологических данных, использование компьютерных технологий обработки больших информационных массивов, интеллектуализированных режимов контекстного поиска и т.п. - весь этот инструментарий современных аналитических служб должен работать на «выводного» аналитика для получения квалифицированного анализа ситуации, прогноза ее развития, выработки сценариев реагирования и т.п. При этом дело даже не в том, что такими возможностями не обладают библиотеки и службы НТИ (можно предположить, что рано или поздно их технико-технологическое обеспечение улучшится), а прежде всего в отсутствии прямой функциональной включенности в соответствующие структуры управления.

Наиболее ярко инструментальный вектор формирования аналитических структур проявился в формировании независимых коммерческих информационно-аналитических служб (точнее, некоторых их разновидностей, поскольку спектр подобных фирм весьма разнообразен). В данном случае речь идет о фирмах, кадровый состав которых консолидировался вокруг определенной аналитической монотехнологии (совокупности технологий),что определило как функции, так и тип предлагаемых ими информационно-аналитических продуктов и услуг. К их числу правомерно отнести рейтинговые агентства, фирмы (фонды, центры) социологических исследований, информационные агентства, издающие различные дайджесты, бюллетени и т.п., содержащие определенные жанры аналитических материалов, некоторые виды центров, занимающихся консалтингом, экспертизой, мониторингом и т.п. Определив свою нишу и клиентскую базу, данные фирмы оттачивают свои технологии, формируя тем самым отечественный рынок аналитических продуктов и услуг.

 

 

Информация как основа государственного управления, в том числе и во внешнеполитической деятельности, имеет некоторую специфику при реализации решений. Результаты анализа практического использования информации приводят к определенному парадоксу: обилие информации создает информационные иллюзии, повышает уровень информационного "шума", без решения проблемы поиска, организации обмена, способов осмысления и оценки информации на основе новых информационных технологий практически люди лишаются прямой информации, достоверной, надежной, своевременной и реально нужной им.

Основу государственного управления составляет информация как совокупность сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях, собранных и систематизированных в пригодную для эффективного использования форму.

МИД РФ как объект информатизации характеризуется выполняемыми им функциями, структурой и уровнями управления, взаимодействием с органами государственной власти, информационными потоками между подразделениями, учреждениями министерства и с внешними организациями.

Информация по внешнеполитическим вопросам — главный интеллектуальный продукт, производимый МИД РФ в интересах высших органов государственной власти и управления России, предприятий и организаций, имеющих внешние связи, широкой общественности страны. Повышение эффективности работы Министерства, совершенствование методов, средств формирования и проведения внешней политики России, а также координация международной деятельности министерств и ведомств базируются на массовом применении электронных средств и современных информационных технологий для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

В научной практике определяется категория "управленческая информация" как часть социальной информации, которая выделяется из общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий. К источникам, объективно создающим управленческую информацию, отнесены следующие:

а) нормы законодательных и иных актов государственных органов на принятие определенных управленческих решений (действия по исполнению законов);

б) обращения граждан в государственные органы (защита прав и свобод граждан);

в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими (директивная информация);

г) факты, отношения в процессе контроля (информация об обратных связях и их эффективности);

д) проблемные, конфликтные, кризисные ситуации (оперативная информация в кризисных состояниях общественных процессов).

Качество управленческой информации для принятия решения, из каких бы источников она не поступала и кто бы не был ее носителем, оценивается по следующим признакам: актуальность, достоверность, достаточность, доступность (за исключением закрытой информации) и аутентичность.

При этом, в организации информационного обеспечения федерального органа должен соблюдаться основной принцип: характер и объем управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: