Для пропустивших отработка занятий
Отработка: Лекция 1 (Дата проведения: 07.12.2019)
ЗАДАНИЕ 1: Выпишите в тетрадь кратко основные понятия и определения:
1. Понятие о психологической помощи. Виды психологической помощи.
2. Понятие психологического консультирования, его специфические черты.
3. Цели психологического консультирования? Задачи, которые решает консультирование.
4. В чем состоят отличия психологического консультирования от психотерапии?
5. В чем состоят отличия психологического консультирования от психотерапии?
6. Этические аспекты психологического консультирования.
7. Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного психолога-консультанта.
8. Основные факторы, влияющие на результативность консультативного процесса, факторы снижающие результативность консультативного процесса.
9. Типы клиентов.
Форма отчета: письменный отчет (от руки).
Литература:
1. Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -240с.
Отработка: Практическое занятие № 1 (Дата проведения 07.12.2019.)
ЗАДАНИЕ 1:Выпишите в тетрадь определения:
1. Перенос – это
2. Контрперенос – это
3. Самодиагноз – это..
4. Жалоба - это…
5. Локус жалобы – это…. Он бывает….
ЗАДАНИЕ 2:Проанализируйте текст «исповеди Клиента», приведенный ниже, ответьте на вопросы:
1. В чем состоит жалоба Клиента, каков её локус?
|
2. В чем состоит скрытое содержание жалобы (её подтекст).
3. Анализ самодиагноза Клиента (если это возможно из описания).
4. В чем состоит запрос Клиента?
5. Какие темы вы бы выделили для обсуждения?
6. Какие обстоятельства способствуют психологическому развитию проблемы Клиента?
Текст 1: Я воспитываю два детей. С мужчиной мы разлучены. Через его отъезд (он работает вахтенным методом) дети уже полгода не общаются с отцом.
Старший сын - первоклассник В последнее время у него ощутимо вырос аппетит, хотя и раньше на его отсутствие он не жаловался. Каждое желание ребенка поесть удовлетворяется, потому не могу сказать, что он голоден.
Дома всегда есть конфеты. Раньше я давала детям конфеты только в выходные. С началом учебного года стала давать по конфете почти ежедневно как награду за старательное выполнение уроков. Конфеты всегда лежали в достаточно доступном месте, но никто из детей никогда не посмел взять конфету без разрешения, а если не заслужил, то старался исправиться и заслужить.
Как-то, убирая на кухне, я вдруг нашла в потайном месте целую гору оберток от конфет. Я точно знаю, что это работа старшего сына. Что мне делать? "
Текст 2
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара.
Муж «Вы знаете она постоянно ко мне придирается и все как-то по мелочам. Вот, например, однажды она меня спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Я: «Газету читаю». Она: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Меня это так иногда злит, естественно я срываюсь, почему она считает возможным указывать мне? Наверное, действительно лучше развод?…»
|
ЗАДАНИЕ 3: Решите следующие задачи:
Задача 1. Проанализируйте запрос Клиента, определите его. Опишите тактику своего поведения в ситуациях:
1. В вашей семье во время конфликтных ситуаций последним аргументом Ваших близких является фраза: «А еще психолог...».
2. Ваша новая знакомая, узнав, что Вы работаете психологом, радостно сообщает, что как раз на днях обращалась за помощью к экстрасенсу, и просит Вас оценить «правильность» его советов. Что Вы ответите?
2. Жена подозревает мужа в неверности и обратилась к вам с просьбой
проконсультировать мужа и узнать у него, кто ее соперница.
Задача 2
В любой деятельности результат имеет важное значение. Но его необходимо правильно оценить, чтобы правильно понять, были ли достигнуты цели или нет, насколько эффективна какая-либо деятельность. Также и в консультировании результат важен и его необходимо уметь правильно оценивать.
Вопрос: каким образом можно оценить результаты консультирования?
Задача 3
На консультацию к психологу пришел клиент, который много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель его обращения к психологу – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения.
Вопрос: какой тип клиента описан, как психологу необходимо выстраивать работу с таким клиентом?
Отработка: Лекция 2 (Дата проведения: 10.12.2019)
ЗАДАНИЕ 1: Выпишите в тетрадь окончания следующих понятий и формулировок:
|
1. Методологические основы консультирования включают в себя:…
2. К основным механизмам консультирования относят…
3. Осознание это… его характерными чертами являются:..
4. Катарсис - это..
5. Инсайт это…
6. Сопротивление это..
7. Переживание – это… специфическая черта его состоит в том, что …
8. Коммуникация – это …
9. Источниками сопротивления могут быть…
10. Признаками сопротивления могут быть…
11. Консультативный контакт это..
12. К характерным особенностям консультативного контакта относят…
13. Качество консультативного контакта зависит от…
14. Терапевтический климат это… он включает в себя…
15. Навыки поддержания консультативного контакта…
16. Модель картины мира клиента - это.. картина мира складывается из….
17. Миф – это … выделяют следующие «мифы о помощи» …
18. Каждый «миф клиента» описывается следующими характеристиками…
19. Симптомы – это.. Для симптоматического поведения характерно….
Литература:
1 Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -240с.