Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:
является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.
Другими словами, или:
а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе; б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. В зависимости о т понимания природы ценностей, с формулировалось несколько теорий.
1. Натуралистический психологизм – ценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
2. Аксиологический трансцендентализм – ценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.
3. Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.
|
Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:
а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;
б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);
в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);
г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества
Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.
Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.
Все ценности различаются:
во-первых, по времени их существования:
- конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);
во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:
а) материальные (экономические);
б) социально-политические;
в) духовные.
Материальные – ценности включают в себя:
производственно-потребительские или утилитарные;
отношения к собственности;
обеспечение быта и т.д.
Социально – политические ценности:
представления о социальной справедливости;
представления о свободе;
представления о правах человека;
|
представления о роли и функциях государства;
представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.
Духовные ценности:
нравственные (этические);
правовые и политические;
эстетические;
религиозные;
гносеологические.
в третьих, по носителю:
а) общечеловеческие;
б) национальные;
в) групповые;
г) индивидуальные или личностные;
в-четвертых, по значимости:
а) абсолютная ценность;
б) высшие;
в) специфические и др.
Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.
В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в «Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.
«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»
|
Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.
Вопрос 2. Основные виды и роль ценностей в обществе.
Все ценности подразделяются на два больших класса:
1) по носителю;
2) по форме существования.
По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов:
а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.);
б) индивидуальные, субьективно-личностные.
Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями.
Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?
Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?
Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы.
Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:
а) формируются и существуют до его рождения,
б) продолжают существовать после его смерти.
В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы.
Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний.
По форме бытия все ценности также могут быть двух видов:
а) материальные (предметные);
б) идеальные (духовные);
Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и.т.д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека.
Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т.д..
Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию:
во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей;
во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей.
Духовные ценности неоднородны:
а) по содержанию;
б) по выполняемым функциям;
в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть:
во-первых, жёстко программирующие цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и.т.д.).
во-вторых, более гибкие, выступающие в виде алгоритма культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалы и др.)
Норма - есть представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.
Нормы включают в себя:
1) форму единообразия поступков;
2) запрет на другие варианты поведения;
3) оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);
4) оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы.
Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.
Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка.
Идеал – представление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей.