Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации.




Философское учение о ценностях называется аксиология (от греч. axios – ценности и logos – учение). Это особый раздел философии, где всесторонне исследуется проблема ценностей. Со времен античности и по сей день нет единства во взглядах различных философских школ и течений по основному вопросу аксиологии:

является ли ценность атрибутом конкретной вещи или это результат оценивания ее человеком, обществом в зависимости от ее полезности.

Другими словами, или:

а) ценность есть нечто объективное, существующее само по себе; б) ценность является субъективным оценочным суждением произвольного характера. В зависимости о т понимания природы ценностей, с формулировалось несколько теорий.

1. Натуралистический психологизмценности понимаются как объективные факторы реальности и зависят от биологических, а также психологических потребностей людей. Следовательно, каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

2. Аксиологический трансцендентализмценность понимается как идеальное бытие. Она не реальность, а идеал, носителем которого является запредельный субъект (Абсолютный дух, мировой разум), т.е. “сознание вообще”. При данном подходе ценности не зависят от человека.

3. Персоналистический онтологизм – в этой теории утверждается объективный характер ценностей, которые образуют сущностную основу личности. Ценности могут существовать и в предметах, и отдельно, независимо от предметов (ведь цвет существует независимо от предметов, точно так же может существовать Добро, Справедливость и т.д.). Познание ценностей основано на чувстве любви или ненависти. Они тем значимее, чем долговечнее и больше приносят удовлетворения. Высшей ценностью является любовь к Богу.

Таким образом, в различных течениях современной философии природа ценностей понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:

а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

в) ценность - как норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец);

г) ценность – как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества

Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки – осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.

Все ценности различаются:

во-первых, по времени их существования:

- конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

во-вторых, по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:

а) материальные (экономические);

б) социально-политические;

в) духовные.

Материальные – ценности включают в себя:

 производственно-потребительские или утилитарные;

 отношения к собственности;

 обеспечение быта и т.д.

 

Социально – политические ценности:

 представления о социальной справедливости;

 представления о свободе;

 представления о правах человека;

 представления о роли и функциях государства;

 представления о роли политических партий, движений, объединений и т.д.

 

Духовные ценности:

 нравственные (этические);

 правовые и политические;

 эстетические;

 религиозные;

 гносеологические.

 

в третьих, по носителю:

а) общечеловеческие;

б) национальные;

в) групповые;

г) индивидуальные или личностные;

в-четвертых, по значимости:

а) абсолютная ценность;

б) высшие;

в) специфические и др.

Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.

В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в «Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.

«Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья»

Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.

Вопрос 2. Основные виды и роль ценностей в обществе.

Все ценности подразделяются на два больших класса:

1) по носителю;

2) по форме существования.

 

По субъекту, т.е. носителю, ценности могут быть двух видов:

а) надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, профессиональные, демографические, специфические и.т.д.);

б) индивидуальные, субьективно-личностные.

Истинным вопросом философии является выяснение отношений между надындивидуальными и индивидуальными ценностями.

Во-первых, что первично - индивидуальные или общественные ценности?

Во-вторых, что из чего выходит - индивидуальные из общественных или общественные из индивидуальных?

Однако, большинство философов полагают, что эти вопросы надуманы.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида:

а) формируются и существуют до его рождения,

б) продолжают существовать после его смерти.

В этом смысле они выступают для индивида как объективная реальность, влияющая на личность и образующая её ядро. Поэтому надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они способствуют адаптироваться ей к социальной среде, занять в обществе определённое место. Таким образом, социальные ценности усваиваются личностью в процессе социализации. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков. Но формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей с их специфическим набором ценностей. Поэтому личность вынуждена разделять их идеалы и ценности, или искать компромиссы.

Следовательно, индивидуальные ценности формируются под воздействием надындивидуальных и жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности всегда оказывают влияние на поведение личности независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или таковыми не являются. Представления о системе ценностей составляют ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации подкрепляются и характеризуются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний.

По форме бытия все ценности также могут быть двух видов:

а) материальные (предметные);

б) идеальные (духовные);

Материальные (предметные ценности) - это естественные блага, социальные блага, культурное наследие, предметы религиозного культа и.т.д., которые существуют в виде конкретных вещей, явлений в человеческом обществе. Предметные ценности представляют собой продукты целесообразной деятельности членов общества, которые соответствуют их представлениям о совершенстве. Они всегда выступают как объекты потребностей и интересов человека.

Идеальные (духовные ценности) - это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т.д..

Духовные ценности всегда выполняют двоякую функцию:

во-первых, они являются самостоятельной сферой ценностей;

во-вторых, они выступают критерием оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны:

а) по содержанию;

б) по выполняемым функциям;

в) по характеру требований к их реализации ценности могут быть:

во-первых, жёстко программирующие цели и способы деятельности людей (стандарты, правила, каноны, эталоны и.т.д.).

во-вторых, более гибкие, выступающие в виде алгоритма культуры, представляющие свободу в реализации ценности (нормы, вкусы, идеалы и др.)

Норма - есть представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.

Нормы включают в себя:

1) форму единообразия поступков;

2) запрет на другие варианты поведения;

3) оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);

4) оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

 

Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Условием реализации норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждения поступка.

Идеалпредставление о высшей норме совершенства. Он выполняет регулятивную функцию, служа вектором при определении стратегических целей, на реализацию которых человек готов посвятить всю свою жизнь. Идеал формируется в сознании индивида и является концентрированным выражением духовных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: