Существуют формальные и неформальные организации.
Формальная организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень незначительных.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
1) чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности — одно из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций лишает людей возможностей социальных контактов, сотрудники обращаются к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;
2) взаимопомощь. Можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику, однако многие сотрудники предпочитают прибегать к помощи своих коллег;
3) защита. Важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;
4) общение. Во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной организации;
5) симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Существование неформальных групп в организации — нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.
|
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
|
Ресурсы Продукция
Рис. 2.1. Организация – открытая система
Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.
При этом в процессе производства продукта происходит добавление ценности (новой стоимости) к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость, ее величина является ис- точником жизнедеятельности и развития любой организации.
Организация может предоставлять потребителям продукцию, услуги или то и другое одновременно. Организация как открытая система вынуждена приспосабливаться ко всей бо- лее быстро меняющейся внешней среде, и часто главные причины происходящего внутри организации следует искать вне ее.
Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий.
|
Таблица 1.2. Стадии жизненного цикла организации
Стадии | Характеристика |
Возникновение (создание) | Концептуальная стадия, на которой происходит обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение. |
Развитие | Становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями-конкурентами |
Рост | Расширение масштабов деятельности. Наращивание производства и объемов продаж. Основание новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение. |
Зрелость | Падение объемов продаж и доходов. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции. |
Спад (кризис, затухание) | Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограничение возможности реализации продукции. На этой стадии возможны два пути дальнейшего развития организации: - банкротство – ликвидация организации; - реформирование (возрождение) организации. |
Таблица 1.3. Элементы внутренней и факторы внешней среды организации
Внутренняя среда | Внешняя среда | |
Прямоговоздействия (непосредственное окружение – микросреда) | Косвенноговоздействия (макросреда) | |
- Миссия - Цели - Задачи - Материально-технические ресурсы - Структура организации - Технология - Организационная культура - Персонал | - Потребители продукции - Поставщики - Конкуренты - Государственные и муниципальные органы управления - Общественные организации | - Экономика - Политико-правовой фактор - Социально-культурный фактор - Научно-технический прогресс - Природно-географический фактор - Глобализация |
|
Задания для самостоятельного выполнения
Задание № 1. Заполните таблицу.
Школы и подходы менеджмента | Период | Представители | Вклад | Значимость на современном этапе |
Задание № 2. Подберите каждому термину его определение
Термины | Определения |
1.Внутренняя среда 2.Культура предприятия 3.Анализ среды 4.Социально- демографическая среда | 1) Процесс выявления и оценки важнейших факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия 2) Совокупность основных элементов и функций предприятия 3) Комплекс социальных процессов и явлений, в рамках которых работает предприятие 4) Совокупность этических принципов, ценностей, правил поведения, идеология предприятия |
Задание № 3. Заполните схему, используя приведенные ниже составляющие:
- политика;
- потребители;
- политико-правовые факторы;
- технология;
- профсоюзы;
- местные органы управления;
- международные факторы;
- социально-культурные факторы;
- налоговая система;
- экономика;
- конкуренты;
- научно-технический прогресс;
- поставщики материальных ресурсов;
- поставщики персонала;
- поставщики финансов;
-
факторы образования.
Рис.2. Факторы и элементы среды предприятия
Задание № 4. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю среду предприятия: определите сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, появившиеся возможности и угрозы внешней среды. Назовите возможные стратегии развития предприятия. Данные отразите в таблицах.
Предприятие «Волна», производящее молочную продукцию, освоило современные технологии, разработало портфель новых проектов, но дальнейшее его развитие тормозится нехваткой оборотных средств и потерей большого числа квалифицированных кадров, которые уволились в период длительной реконструкции предприятия. Продукция предприятия отвечает международным стандартам, возможность расширить производство продукции и освоить новые рынки, но в данной отрасли появилось много новых конкурентов
– небольших частных предприятий по переработке молочных продуктов. Кроме того, наметилась тенденция замедления роста рынка данной продукции.
Таблица 1.
Внешняя среда предприятия | Внутренняя среда предприятия | ||
Факторы внешней среды | Описание факторов | Элементы внутренней среды | Описание элементов |
Таблица 2.
Внутренняя среда предприятия | Внешняя среда | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
Задание № 5. Составьте характеристику Вашего учебного заведения, описав его внутреннюю и внешнюю среду проанализировав при этом степень благоприятности условий работы в настоящее время. Перечислите потенциальные угрозы и возможности для хозяйственной деятельности. Охарактеризуйте следующие факторы:
Таблица 3.
Внутренняя среда | История развития учебного заведения; материально-техническая база и расположение; формы обучения и специальности; структура управления; цели и задачи работы |
Внешняя среда | Основные потребители; конкуренты – ССУЗы и ВУЗы; географическое положение; законодательство; социально-экономическая ситуация и ее роль |
Работа считается выполненной при наличии вывода о благоприятных или неблагоприятных условиях работы с аргументацией.
Задание № 6.
Составьте и оформите кроссворд: 15 вопросов по вертикали и горизонтали, на офисной бумаге, формат А 4. Кроссворд состоит из: титульного листа, вопросов по вертикали, и горизонтали, ребуса, ответов.