Краткое описание
Данный инструмент поможет школе разработать стратегический план по внедрению изменений в школе.
Справка
Стратегическое планирование – это процесс формулировки целей, выбора стратегии их достижения и определения программных мер, связанных с решением некоторой обозначенной проблемы.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегический подход характеризуют следующие понятия: видение, миссия, цель, задача, стратегия, программа.
Видение – это картина того, о чем можно мечтать, состояние, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях.
Миссия – это основная общая цель организации, ее предназначение.
Цель – это желаемое состояние некоторого объекта в определенный момент времени в будущем. Выбор цели определяется общезначимой проблемой, решение которой возможно в течение длительного срока.
Задача – это промежуточная цель, которая необходима для достижения более общей цели к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.
Стратегия – это пути и способы достижения целей. Она определяет, как будет осуществляться достижение цели, предполагает выбор среди альтернативных путей, разработку и осуществление программы.
Программа – это пакет различных мероприятий, разработанных в соответствии с избранной стратегией и увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, реализация которых обеспечивает достижение стратегических целей.
Стратегическое планирование, в отличие от долгосрочного планирования, направлено главным образом, не на то, как все организовать через 2–3 года, оно направлено на поиск новых инициатив и направлений, на то, чтобы соответствовать изменениям во внешнем окружении, чтобы изобрести способы преодоления препятствий и противоречий.
|
Разработка стратегического планирования
Разработка стратегического планирования требует нескольких процедур, основные из которых мы опишем в данном инструменте. Руководителю следует четко знать этапы стратегического планирования, которые мы представили ниже (см. схему «Этапы стратегического планирования»).
Этапы стратегического планирования
1)Потребности в разработке стратегического плана
Прописывание миссии и основных направлений деятельности
Анализ ситуации (SWOT-анализ)
ƒ-Анализ внешней среды и выявление возможностей по реализации миссии.
ƒ-Анализ внутренней среды и выявление тех возможностей, которые организация в состоянии реализовать.
ƒ-Обобщение анализа и выявление ключевых факторов успеха, включая выявление ключевых моментов по развитию внутренней среды организации.
4)Разработка стратегического плана
ƒ-Стратегические цели по реализации деятельности и развитию организации.
ƒ-Программы, проекты, системы услуг по реализации деятельности и планов по повышению потенциала организации, исходя из поставленных стратегических целей.
5)Разработка плана-графика по реализации стратегического плана
Для проведения анализа ситуации в школе чаще всего используется SWOT-анализ. Название этого метода сложилось из заглавных букв слов, обозначающих компоненты анализа:
|
S – Strengths Сильные стороны организации
W – Weaknesses Слабые стороны организации
O – Opportunities Возможности среды
T – Threats Угрозы среды
Используя вопросы, представленные в таблице, проведите анализ сильных и слабых сторон школы, возможности и угрозы внешней среды и проведите обобщение.
S – Сила (достоинство)
ƒ-В чем состоят наши способности?
ƒ-Что уникального в том, что мы делаем?
ƒ-Чем мы можем гордиться?
ƒ-Что мы можем сделать, чтобы получить от наших достоинств наибольшие преимущества?
W – Слабости (недостатки)
ƒ-Что мы не можем делать хорошо?
ƒ-Что хорошее мы упускаем, не делаем?
ƒ-Что в нашей школе требует большего внимания?
ƒ-Что тормозит нас?
ƒ-Почему мы до сих пор не избавились от наших недостатков?
ƒ-Что следует предпринять для этого?
O – Возможности
ƒ-Какие возможности соответствуют нашим достоинствам?
ƒ-Как могут помочь изменения
а) в технологии,
б) в учебно-воспитательном процессе,
в) в управлении школой?
ƒ-В чем из того, что мы делаем сейчас, будут нуждаться наши учащиеся (родители) в будущем?
ƒ-Что говорят наши партнеры и потребители образовательных услуг о своих проблемах?
T – Угрозы
ƒ-Что может угрожать существованию нашей школы?
ƒ-Что в окружающей среде могло бы измениться и нанести нам какой-нибудь ущерб?
Разработка стратегического плана
а) Методы определения тактики и задач стратегического планирования
-Составьте список действий, необходимых для достижения цели, в список нужно включить: персонал, концептуальный план, карты действий, финансирование, привлечение родителей и т.д.
|
ƒ-Определите людей, их задачи, роли и ответственность.
ƒ-Выполните оценку необходимых средств.
ƒ-Установите приоритеты.
ƒ-Проведите проверку реалистичности.
ƒ-Задайте и ответьте в команде на пять вопросов, необходимых для воплощения плана в реальность. Полученные ответы на вопросы: кто, что, когда, где и почему – помогут команде более четко определить тактику и задачи стратегического планирования.
б) Подсказки для достижения соглашения, совпадения или согласования ваших планов
ƒ-Проведите встречу членов инициативной группы/команды с руководством и педагогическим коллективом вашей школы.
ƒ-Поддержите свои идеи фактами и вниманием к деталям.
ƒ-Будьте готовы как защитить, как и изменить свой план.
ƒ-Подумайте, кто сможет быть в оппозиции к вам, и что они могут сказать. Узнайте, кто вас поддерживает, а кто является оппонентом.
-Поощряйте и конструктивно используйте критику, тем самым вы всегда сможете узнать, что вы можете улучшить.
в) Определите обязанности людей по достижению каждой из задач
ƒ-Сформируйте, поддерживайте и расширяйте команду по изменениям.
ƒ-Определите, какие полномочия вы даете этой команде, а также подумайте о дополнительных стимулах.
ƒ-При необходимости привлекайте к сотрудничеству другие организации.
ƒ-Вновь задайте себе несколько вопросов, необходимых для воплощения плана в реальность.
г) Установите крайние сроки и процедуры контроля
ƒ-Устанавливайте крайние сроки реалистично и гибко, чтобы учесть возможные ограничения и непредвиденные обстоятельства.
ƒ-Регулярно проверяйте ход выполнения реализации плана. (Если крайние сроки не установлены, то план не будет выполнен никогда!)
ƒ-Ведите записи или документируйте каждый проект, чтобы извлекать уроки из сделанного.
д) Пересматривайте свои планы каждый год
ƒ-Планирование – это процесс, а не событие.
ƒ-Назначьте время для занятий планированием (по меньшей мере – один раз в год).
ƒ-Оцените результаты плана и выясните, что получилось хорошо и каковы пути улучшения.
Примеры сформулированного видения школы
ƒ-Предоставляющая качественное школьное образование.
ƒ-Реализующая педагогические инновации.
ƒ-Обеспечивающая условия для аттестации и повышения квалификации педагогов и школьных администраторов.
ƒ-Обосновывающая свою деятельность путем сотрудничества с различными образовательными организациями.
ƒ-Стремящаяся использовать материальную базу библиотеки, кабинетов и потенциал педагогов для формирования школьного сообщества.
Пример миссии школы
Миссия общеобразовательной средней школы состоит в создании доброжелательной обучающей среды для получения школьниками качественного образования, позволяющего им быть успешными в быстро меняющемся мире. Для этого школа должна продвигать личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, внедрять новые технологии и вовлекать местное сообщество в формирование будущего гражданина.