Примеры сформулированного видения школы




Краткое описание

Данный инструмент поможет школе разработать стратегический план по внедрению изменений в школе.

Справка

Стратегическое планирование – это процесс формулировки целей, выбора стратегии их достижения и определения программных мер, связанных с решением некоторой обозначенной проблемы.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегический подход характеризуют следующие понятия: видение, миссия, цель, задача, стратегия, программа.

 

Видение – это картина того, о чем можно мечтать, состояние, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях.

 

Миссия – это основная общая цель организации, ее предназначение.

 

Цель – это желаемое состояние некоторого объекта в определенный момент времени в будущем. Выбор цели определяется общезначимой проблемой, решение которой возможно в течение длительного срока.

 

Задача – это промежуточная цель, которая необходима для достижения более общей цели к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.

 

Стратегия – это пути и способы достижения целей. Она определяет, как будет осуществляться достижение цели, предполагает выбор среди альтернативных путей, разработку и осуществление программы.

 

Программа – это пакет различных мероприятий, разработанных в соответствии с избранной стратегией и увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, реализация которых обеспечивает достижение стратегических целей.

Стратегическое планирование, в отличие от долгосрочного планирования, направлено главным образом, не на то, как все организовать через 2–3 года, оно направлено на поиск новых инициатив и направлений, на то, чтобы соответствовать изменениям во внешнем окружении, чтобы изобрести способы преодоления препятствий и противоречий.

Разработка стратегического планирования

Разработка стратегического планирования требует нескольких процедур, основные из которых мы опишем в данном инструменте. Руководителю следует четко знать этапы стратегического планирования, которые мы представили ниже (см. схему «Этапы стратегического планирования»).

 

Этапы стратегического планирования

 

1)Потребности в разработке стратегического плана

Прописывание миссии и основных направлений деятельности

Анализ ситуации (SWOT-анализ)

ƒ-Анализ внешней среды и выявление возможностей по реализации миссии.

ƒ-Анализ внутренней среды и выявление тех возможностей, которые организация в состоянии реализовать.

ƒ-Обобщение анализа и выявление ключевых факторов успеха, включая выявление ключевых моментов по развитию внутренней среды организации.

4)Разработка стратегического плана

ƒ-Стратегические цели по реализации деятельности и развитию организации.

ƒ-Программы, проекты, системы услуг по реализации деятельности и планов по повышению потенциала организации, исходя из поставленных стратегических целей.

5)Разработка плана-графика по реализации стратегического плана

 

Для проведения анализа ситуации в школе чаще всего используется SWOT-анализ. Название этого метода сложилось из заглавных букв слов, обозначающих компоненты анализа:

S – Strengths Сильные стороны организации

W – Weaknesses Слабые стороны организации

O – Opportunities Возможности среды

TThreats Угрозы среды

Используя вопросы, представленные в таблице, проведите анализ сильных и слабых сторон школы, возможности и угрозы внешней среды и проведите обобщение.

 

S – Сила (достоинство)

ƒ-В чем состоят наши способности?

ƒ-Что уникального в том, что мы делаем?

ƒ-Чем мы можем гордиться?

ƒ-Что мы можем сделать, чтобы получить от наших достоинств наибольшие преимущества?

W – Слабости (недостатки)

ƒ-Что мы не можем делать хорошо?

ƒ-Что хорошее мы упускаем, не делаем?

ƒ-Что в нашей школе требует большего внимания?

ƒ-Что тормозит нас?

ƒ-Почему мы до сих пор не избавились от наших недостатков?

ƒ-Что следует предпринять для этого?

O – Возможности

ƒ-Какие возможности соответствуют нашим достоинствам?

ƒ-Как могут помочь изменения

а) в технологии,

б) в учебно-воспитательном процессе,

в) в управлении школой?

ƒ-В чем из того, что мы делаем сейчас, будут нуждаться наши учащиеся (родители) в будущем?

ƒ-Что говорят наши партнеры и потребители образовательных услуг о своих проблемах?

T – Угрозы

ƒ-Что может угрожать существованию нашей школы?

ƒ-Что в окружающей среде могло бы измениться и нанести нам какой-нибудь ущерб?

 

Разработка стратегического плана

а) Методы определения тактики и задач стратегического планирования

-Составьте список действий, необходимых для достижения цели, в список нужно включить: персонал, концептуальный план, карты действий, финансирование, привлечение родителей и т.д.

ƒ-Определите людей, их задачи, роли и ответственность.

ƒ-Выполните оценку необходимых средств.

ƒ-Установите приоритеты.

ƒ-Проведите проверку реалистичности.

ƒ-Задайте и ответьте в команде на пять вопросов, необходимых для воплощения плана в реальность. Полученные ответы на вопросы: кто, что, когда, где и почему – помогут команде более четко определить тактику и задачи стратегического планирования.

 

б) Подсказки для достижения соглашения, совпадения или согласования ваших планов

ƒ-Проведите встречу членов инициативной группы/команды с руководством и педагогическим коллективом вашей школы.

ƒ-Поддержите свои идеи фактами и вниманием к деталям.

ƒ-Будьте готовы как защитить, как и изменить свой план.

ƒ-Подумайте, кто сможет быть в оппозиции к вам, и что они могут сказать. Узнайте, кто вас поддерживает, а кто является оппонентом.

-Поощряйте и конструктивно используйте критику, тем самым вы всегда сможете узнать, что вы можете улучшить.

в) Определите обязанности людей по достижению каждой из задач

ƒ-Сформируйте, поддерживайте и расширяйте команду по изменениям.

ƒ-Определите, какие полномочия вы даете этой команде, а также подумайте о дополнительных стимулах.

ƒ-При необходимости привлекайте к сотрудничеству другие организации.

ƒ-Вновь задайте себе несколько вопросов, необходимых для воплощения плана в реальность.

г) Установите крайние сроки и процедуры контроля

ƒ-Устанавливайте крайние сроки реалистично и гибко, чтобы учесть возможные ограничения и непредвиденные обстоятельства.

ƒ-Регулярно проверяйте ход выполнения реализации плана. (Если крайние сроки не установлены, то план не будет выполнен никогда!)

ƒ-Ведите записи или документируйте каждый проект, чтобы извлекать уроки из сделанного.

д) Пересматривайте свои планы каждый год

ƒ-Планирование – это процесс, а не событие.

ƒ-Назначьте время для занятий планированием (по меньшей мере – один раз в год).

ƒ-Оцените результаты плана и выясните, что получилось хорошо и каковы пути улучшения.

Примеры сформулированного видения школы

ƒ-Предоставляющая качественное школьное образование.

ƒ-Реализующая педагогические инновации.

ƒ-Обеспечивающая условия для аттестации и повышения квалификации педагогов и школьных администраторов.

ƒ-Обосновывающая свою деятельность путем сотрудничества с различными образовательными организациями.

ƒ-Стремящаяся использовать материальную базу библиотеки, кабинетов и потенциал педагогов для формирования школьного сообщества.

 

Пример миссии школы

Миссия общеобразовательной средней школы состоит в создании доброжелательной обучающей среды для получения школьниками качественного образования, позволяющего им быть успешными в быстро меняющемся мире. Для этого школа должна продвигать личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, внедрять новые технологии и вовлекать местное сообщество в формирование будущего гражданина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: