Изучение рынка сырья и материалов




Исследование рынка материально-технических ресурсов является важнейшим этапом планирования материально-технического обеспечения предприятия.

Целью такого изучения является выявление конъюнктуры, складывающейся в планируемом периоде на рынке. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами — все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения предприятия является полная информация о рынке.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

· систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

· прогнозирование тенденций на перспективный период изменения основных параметров рынка: цен; объемов производства товаров, сырья, энергии и т.п.; запасов товароматериальных ценностей; появления новых ресурсов, поставщиков; возможностей импорта ресурсов;

· выработку на этой основе эффективной политики закупок, позволяющей оптимизировать затраты на приобретение сырья и материалов.

Формулируя политику закупок, предприятие должно решить: будет ли оно само производить материалы, детали или полуфабрикаты, либо закупать их на стороне. При решении этого вопроса определяющими факторами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия. Выработка «политики снабжения» осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.

Современный маркетинг рекомендует изучать рынок сырья и материалов с помощью прямых и косвенных методов.

Прямой метод предполагает получение информации о конъюнктуре рынка непосредственно от резидентов из четырех источников:

• контакты с поставщиками;

• контакты с посредниками;

• посещение ярмарок и выставок;

• поездки на предприятия-поставщики и их осмотр.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

• обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;

• журналы, газеты, радио, телевидение;

• фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информацию о новых разработках и технологиях;

• предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;

• отраслевые адресные книги, технические справочники.

Исследование рынка сырья и материалов позволяет ответить на следующие вопросы:

• Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?

• Каковы возможные поставщики?

• Насколько велика конкуренция среди покупателей?

При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупок по импорту. При этом следует учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.

Планирование закупок материальных ресурсов

План закупок материальных ресурсов составляется на основе балансов материально-технических ресурсов, в которых сопоставляется потребность в материальных ресурсах с источниками ее удовлетворения и определяется количество материалов, подлежащих завозу со стороны.

Источниками удовлетворения потребности предприятия в материальных ресурсах являются:

• ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планируемого года;

• завоз ресурсов со стороны;

• мобилизация внутренних резервов;

• собственное производство.

Рассмотрим методику определения указанных показателей.

Абсолютный размер ожидаемых остатков материальных ресурсов на начало планируемого года определяется на основании данных о наличии фактического запаса материалов в момент разработки плана материально-технического обеспечения, а также об ожидаемом поступлении и расходе их в текущем году за оставшийся период времени по формуле

(4.17)

где Оож — ожидаемый остаток данного материала; Зф — фактический запас (остаток) материала в момент разработки плана материально-технического обеспечения; Вож и Рож — соответственно ожидаемое поступление и ожидаемый расход за период времени от даты, на которую взят фактический остаток, до начала планового периода.

Важный резерв материального обеспечения плана производства на предприятиях — мобилизация внутренних ресурсов, осуществляемая по следующим направлениям:

• экономия материалов за счет проведения организационно-технических мероприятий;

• утилизация отходов производства за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов;

• повторное использование материалов и оборудования путем ремонта и восстановления запчастей и спецодежды, вулканизации резиновых изделий, вторичного использования металлов и т.д.;

• использование сверхнормативных и излишних запасов материалов, своевременная реализация ненужных материалов другим предприятиям и т.д.

С целью выявления внутренних резервов необходимо провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии. Для того рассчитываются следующие показатели.

Коэффициент использования материалам) определяется отношением чистого веса изделия (Ви) к норме расхода материала (НР):

(4.18)

Коэффициент обеспечения производства (qоб)характеризует уровень обеспечения производства различными видами ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.) или различными видами услуг и определяется следующим отношением:

(4.19)

где Мф — количество поступивших за данный период в производство ресурсов (услуг) в соответствующих единицах измерение Мп потребное (нормативное) количество ресурсов (услуг) в ее ответствующих единицах измерения, которое должно поступить за этот период по плану.

Баланс по каждому виду материального ресурса может быть представлен формулой

(4.20)

где Пр — потребность в данном виде ресурса на выполнение плана производства или объема работ; Пк — потребность в соответствующем ресурсе на капитальное строительство; Пнт— потребность в данном виде ресурса на внедрение новой техники; Прэн — потребность в аналогичном ресурсе на ремонтно-эксплуатационные нужды; Пти — потребность в данном виде ресурса на изготовление технологической оснастки и инструмента; Пнп — потребность в рассматриваемом виде ресурса на прирост незавершенного производства; 3пер — величина переходящих запасов; Оож — ожидаемый остаток материала на начало планового периода; Мр— мобилизация внутренних.ресурсов; П3— величина завоза материалов.

На основе баланса материального обеспечения определяется величина планируемых закупок ресурсов (П3) как разность между общей потребностью и внутренними источниками поступления ресурсов.

План материально-технического обеспечения предприятия составляется в форме баланса по каждому виду ресурса (табл.4.1) и плана закупки ресурсов.

 

 


Таблица 4.1.

Баланс материальных ресурсов на 20__г.

По __(наименование организации ) __ Раздел__________

______(наименование ресурса ) _________

 

Потребность в ресурсе Всего Источники покрытия потребностей Всего
В нату-ральном измерении В стои-мостном измерении В нату-ральном измерении В стои-мостном измерении
           
1. основное производство     1. ожидаемый остаток на начало года    
2. незавершенное производство     2. мобилизация внутренних резервов    
3. капитальное строительство     3. закупки    
4. ремонтно-эксплутационные нужды     4. прочие источники    
5. восполнение переходящих запасов          
6. НИОКР          
7. прочие потребности          
Итого:     Итого:    

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте цели и задачи планирования материально-технического снабжения предприятия в условиях рынка.

2. В чем заключается изучение рынка сырья и материалов?

3. Покажите связи плана МТО с другими разделами тактического плана.

4. Раскройте содержание алгоритма составления плана МТО предприятия.

5. Как определяется потребность предприятия в сырье и материалах?

6. Как определяется потребность предприятия в топливе и энергии?

7. Как рассчитывается потребность в оборудовании?

8. Как осуществляется планирование закупок материально-технических ресурсов?

9. По каким показателям проводится анализ эффективности использования ресурсов на предприятии?

10. Назовите основные факторы и источники плановой экономии ресурсов на предприятии.

11. Раскройте содержание баланса материальных ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: