Исследование рынка материально-технических ресурсов является важнейшим этапом планирования материально-технического обеспечения предприятия.
Целью такого изучения является выявление конъюнктуры, складывающейся в планируемом периоде на рынке. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами — все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения предприятия является полная информация о рынке.
Изучение рынка сырья и материалов предполагает:
· систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
· прогнозирование тенденций на перспективный период изменения основных параметров рынка: цен; объемов производства товаров, сырья, энергии и т.п.; запасов товароматериальных ценностей; появления новых ресурсов, поставщиков; возможностей импорта ресурсов;
· выработку на этой основе эффективной политики закупок, позволяющей оптимизировать затраты на приобретение сырья и материалов.
Формулируя политику закупок, предприятие должно решить: будет ли оно само производить материалы, детали или полуфабрикаты, либо закупать их на стороне. При решении этого вопроса определяющими факторами являются: состояние рынка сырья и материалов, уровень цен, производственные возможности самого предприятия. Выработка «политики снабжения» осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа. Закупки на стороне и отказ от производства деталей внутри предприятия объясняются теми экономическими преимуществами, которые получают предприятия, покупая материальные ресурсы у узкоспециализированных предприятий по сравнительно низким ценам.
|
Современный маркетинг рекомендует изучать рынок сырья и материалов с помощью прямых и косвенных методов.
Прямой метод предполагает получение информации о конъюнктуре рынка непосредственно от резидентов из четырех источников:
• контакты с поставщиками;
• контакты с посредниками;
• посещение ярмарок и выставок;
• поездки на предприятия-поставщики и их осмотр.
Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:
• обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;
• журналы, газеты, радио, телевидение;
• фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информацию о новых разработках и технологиях;
• предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;
• отраслевые адресные книги, технические справочники.
Исследование рынка сырья и материалов позволяет ответить на следующие вопросы:
• Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?
• Каковы возможные поставщики?
• Насколько велика конкуренция среди покупателей?
При изучении рынка сырья и материалов прорабатываются возможности закупок по импорту. При этом следует учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет значительно сократить затраты.
|
Планирование закупок материальных ресурсов
План закупок материальных ресурсов составляется на основе балансов материально-технических ресурсов, в которых сопоставляется потребность в материальных ресурсах с источниками ее удовлетворения и определяется количество материалов, подлежащих завозу со стороны.
Источниками удовлетворения потребности предприятия в материальных ресурсах являются:
• ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планируемого года;
• завоз ресурсов со стороны;
• мобилизация внутренних резервов;
• собственное производство.
Рассмотрим методику определения указанных показателей.
Абсолютный размер ожидаемых остатков материальных ресурсов на начало планируемого года определяется на основании данных о наличии фактического запаса материалов в момент разработки плана материально-технического обеспечения, а также об ожидаемом поступлении и расходе их в текущем году за оставшийся период времени по формуле
(4.17) |
где Оож — ожидаемый остаток данного материала; Зф — фактический запас (остаток) материала в момент разработки плана материально-технического обеспечения; Вож и Рож — соответственно ожидаемое поступление и ожидаемый расход за период времени от даты, на которую взят фактический остаток, до начала планового периода.
|
Важный резерв материального обеспечения плана производства на предприятиях — мобилизация внутренних ресурсов, осуществляемая по следующим направлениям:
• экономия материалов за счет проведения организационно-технических мероприятий;
• утилизация отходов производства за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов;
• повторное использование материалов и оборудования путем ремонта и восстановления запчастей и спецодежды, вулканизации резиновых изделий, вторичного использования металлов и т.д.;
• использование сверхнормативных и излишних запасов материалов, своевременная реализация ненужных материалов другим предприятиям и т.д.
С целью выявления внутренних резервов необходимо провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии. Для того рассчитываются следующие показатели.
Коэффициент использования материала (Км) определяется отношением чистого веса изделия (Ви) к норме расхода материала (НР):
(4.18) |
Коэффициент обеспечения производства (qоб)характеризует уровень обеспечения производства различными видами ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.) или различными видами услуг и определяется следующим отношением:
(4.19) |
где Мф — количество поступивших за данный период в производство ресурсов (услуг) в соответствующих единицах измерение Мп — потребное (нормативное) количество ресурсов (услуг) в ее ответствующих единицах измерения, которое должно поступить за этот период по плану.
Баланс по каждому виду материального ресурса может быть представлен формулой
(4.20) |
где Пр — потребность в данном виде ресурса на выполнение плана производства или объема работ; Пк — потребность в соответствующем ресурсе на капитальное строительство; Пнт— потребность в данном виде ресурса на внедрение новой техники; Прэн — потребность в аналогичном ресурсе на ремонтно-эксплуатационные нужды; Пти — потребность в данном виде ресурса на изготовление технологической оснастки и инструмента; Пнп — потребность в рассматриваемом виде ресурса на прирост незавершенного производства; 3пер — величина переходящих запасов; Оож — ожидаемый остаток материала на начало планового периода; Мр— мобилизация внутренних.ресурсов; П3— величина завоза материалов.
На основе баланса материального обеспечения определяется величина планируемых закупок ресурсов (П3) как разность между общей потребностью и внутренними источниками поступления ресурсов.
План материально-технического обеспечения предприятия составляется в форме баланса по каждому виду ресурса (табл.4.1) и плана закупки ресурсов.
Таблица 4.1.
Баланс материальных ресурсов на 20__г.
По __(наименование организации ) __ Раздел__________
______(наименование ресурса ) _________
Потребность в ресурсе | Всего | Источники покрытия потребностей | Всего | ||
В нату-ральном измерении | В стои-мостном измерении | В нату-ральном измерении | В стои-мостном измерении | ||
1. основное производство | 1. ожидаемый остаток на начало года | ||||
2. незавершенное производство | 2. мобилизация внутренних резервов | ||||
3. капитальное строительство | 3. закупки | ||||
4. ремонтно-эксплутационные нужды | 4. прочие источники | ||||
5. восполнение переходящих запасов | |||||
6. НИОКР | |||||
7. прочие потребности | |||||
Итого: | Итого: |
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте цели и задачи планирования материально-технического снабжения предприятия в условиях рынка.
2. В чем заключается изучение рынка сырья и материалов?
3. Покажите связи плана МТО с другими разделами тактического плана.
4. Раскройте содержание алгоритма составления плана МТО предприятия.
5. Как определяется потребность предприятия в сырье и материалах?
6. Как определяется потребность предприятия в топливе и энергии?
7. Как рассчитывается потребность в оборудовании?
8. Как осуществляется планирование закупок материально-технических ресурсов?
9. По каким показателям проводится анализ эффективности использования ресурсов на предприятии?
10. Назовите основные факторы и источники плановой экономии ресурсов на предприятии.
11. Раскройте содержание баланса материальных ресурсов.