Глава 2. «Юдифь и голова Олоферна» Густава Климта




Петров Антон Сергеевич

Преподаватель:

Хартикайнен Галина Сергеевна

СПБ

 

 

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Глава 1. «Юдифь» Джорджоне
  3. Глава 2. «Юдифь и голова Олоферно» Густава Климта
  4. Заключение

 

 


Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне) «Юдифь»
Время создания:
около 1504г

Материал: Холст (переведена с доски)

Техника: масло. Размеры: 144x68см.

Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

 

 


 

Автор: Густав Климт. Название: «Юдифь и голова Олоферна»
Время создания: 1901г. Материал: Холст. Техника: масло. Размеры: 84x42см

Место хранения: Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Глава 1. «Юдифь» Джорджоне

 

Картина «Юдифь» рассказывает нам ветхозаветную неканоничную историю про молодую девушку Юдифь (ивр. - иудейка), которая спасла свой родной город Ветилую от нападения ассирийцев во главе с Олоферном. Ассирийцы осадили город Ветилую и перекрыли доступ пресной воды, обрекая жителей на медленную смерть. Тогда молодая вдова Юдифь пробралась в стан врага и, притворившись прорицательницей, сообщила Олоферну, что его ждёт победа — тем самым она заслужила его расположение. Спустя несколько дней он устроил в её честь пир, напился на нём вином и уснул. Пока он спал, Юдифь отрубила ему голову его же мечом. Нашедшие своего военачальника мёртвым, ассирийцы обратились в бегство. Таким образом город Ветилуя был спасён.

На картине Джорджоне Юдифь представлена святой — на груди девушки висит медальон в форме креста, листья дерева сверху образуют нимб над головой Юдифь, количество стежков на её левом бедре — три. Помимо прочего, она изображена намного выше гор — её вера в Господа нерушима, именно он помог ей обмануть и убить Олоферна.

Несмотря на то, что Юдифь соблазнила Олоферна, она не вступила с ним в греховную связь, поэтому на картине вдова изображена подпоясанной. Так же её одежда имеет фиолетовый оттенок — королевский цвет. Воротничок всё же белый — светлое к лицу обозначает чистоту помыслов Юдифь. На висках Юдифь — пейсы — символ принадлежности к еврейскому народу.

Левой ногой Юдифь наступает на отрубленную голову Олоферна. На его лице можно заметить улыбку — перед смертью он был пьян и соблазнён прекрасной девушкой, он умер с улыбкой на лице. Однако, из его ран не течёт кровь, и голова лежит на единственном пяточке, на котором не растёт трава — военачальник Олоферн представляется здесь давно мёртвым — ещё до убийства, он был мёртв внутри, т. к. отказался от веры во Христа.

Если мы посмотрим на фон, мы можем заметить несколько интересных деталей — справа от Юдифь находится два дерева, одно пышное и цветущее (листья которого и образуют своеобразный нимб над головой Юдифь), второе — маленькое, чахлое и ссохшееся. Два эти дерева ещё раз отсылают нас к Юдифь и Олоферну.

Слева от Юдифь фон написан тремя цветами — ближе всего к зрителю жёлтый (золотой — цвет творческой эманации Бога), чуть дальше — зелёный лес, который плавно переходит в написанный в синих тонах город Витилую (синий — цвет неба, тоже небесный — город, как и Юдифь, находится под покровительством Бога).

 

 

Глава 2. «Юдифь и голова Олоферна» Густава Климта

В отличии от Юдифь Джорджоне, Юдифь Густава Климта отнюдь не так целомудренна и чиста. Юная вдова изображена на данном полотне сексуальной и самоуверенной женщиной, той, кто знает цену своей сексуальности и умеет ей пользоваться.

Чёрные пышные волосы, ехидно приподнятые брови, прикрытые в экстазе глаза, самодовольная улыбка и широкая волевая челюсть — вот как выглядит Юдифь Густава Климта.

Юдифь обнажена, она не стесняется своей наготы, она провокационно смотрит на нас и берёт нас в свидетели, как бы говоря нам: «Ты можешь быть следующим». Тем не менее, правая грудь Юдифь закрыта полупрозрачной тканью синего цвета, (цвет неба — Юдифь всё же не совсем греховна, она всё ещё находится под покровительством Господа Бога).

На шее Юдифь надето дорогое ожерелье, инкрустированное драгоценными камнями. Здесь уже нет креста, зато видно множество жемчужин — символ скорби, которую Юдифь несёт по своему покойному мужу. Помимо прочего, Юдифь на картине Климта тоже подпоясона, но пояс находится гораздо ниже — символ распущенности, но не полного падения.

Однако, если мы посмотрим ниже, то рука Юдифь и тень на её животе образуют крест — лишнее доказательство того, что Густав Климт не хотел изобразить полностью греховную девушку.

В правой руке Юдифь сжимает (тремя пальцами!) отрубленную голову Олоферна. На картине видна только половина его головы и изображён он гораздо темнее остальной картины — несмотря на то, что Олоферн вынесен в название картины, главная героиня здесь — Юдифь. Но, так или иначе, Юдифь уже не стоит ногой на голове Олоферна, но держит его рукой под своей грудью — на этой картине они гораздо ближе друг к другу духовно, чем на полотне Джорджоне.

На фоне Климт тоже изобразил деревья — древо жизни — символ того, что Юдифь стала для своего города спасительницей, подарила им новую жизнь. Помимо этого, на фоне мы можем заметить сосновые шишки. Это одновременно и символ вечной жизни, и один из элементов Древнегреческого бога Диониса (Вакха), что может отсылать нас к тому, что Юдифь споила Олоферна перед тем, как отрубить ему голову. Если следовать второй версии трактовки этого символа, кажется вполне закономерным, то что шишки пинии изображены именно над головой Олоферна.

Обилие золотого цвета на картине, мне кажется, не стоит принимать во внимание и считать это творческой эманацией Бога — эту технику Густав Климт широко использовал в определённый период своего творчества, так что это просто стилистика автора, вероятнее всего, не несущая никакого символизма.

Несмотря на то, что вверху картины Густав Климт написал её название, полотно было настолько провокационным, что многие современники называли картину не иначе как «Саломея с головой Иоанна Крестителя» - другая библейкая героиня.

 

Заключение:

Несмотря на то что на обеих картинах изображена одна и та же сцена — Юдифь и голова поверженного военачальника ассирийцев Олоферна, взгляд на эту известную библейскую историю у двух авторов абсолютно разный.

Джорджоне изображает Юдифь целомудренной подпоясанной девушкой, совершивший подвиг ради своего города. Юдифь на картине Джорджоне свята и невинна. Она находится намного выше гор и стоит ногой на голове поверженного Олоферна.

На картине Климта же, наоборот, Юдифь представлена греховной женщиной, не лишённой сексуальности и страсти. Отрубленную голову Олоферна она держит прижатой под грудью у сердца — они ближе, чем может показаться. Но несмотря на это, Юдифь на картине Климта всё ещё не лишена божественной защиты и святости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: