Требования к работам выпускников




Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

• чётко понимаете смысл высказывания;

• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Философия • Соотношение материи и сознания. • Пространство и время как формы бытия. • Движение и развитие как способы существования. • Проблема сущности сознания. • Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. • Бесконечность процесса познания. • Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. • Соотношение субъекта и объекта познания. • Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. • Интуиция и ее роль в познании. • Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. • Эмпирический и теоретический уровни научного знания. • Взаимодействие природы и общества. • Экологическая проблема и пути ее решения. • Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. • Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. • Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. • Многовариантность общественного развития. • Сущность цивилизации. • Основные подходы к изучению общества. • Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. • Духовная жизнь общества. • Общественное сознание, его структура и формы. • Наука как форма общественного сознания. • Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. • Религия как форма культуры, тип мировоззрения. • Нравственное сознание. Философское понимание морали. • Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. • Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. • Роль народных масс и личности в истории. • Глобализация общественной жизни.   Социальная психология • Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. • Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. • Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. • Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. • Психологический климат коллектива. • Человек среди людей. • Сущностные характеристики малой группы. • Взаимоотношения индивида и группы. • Особенности формирования групп. • Роли, нормы и статус личности. • Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. • Самоопределение как выбор собственной позиции. • Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. • Взаимосвязь основных сфер социализации личности. • Национальная идентичность. • Социальное взаимодействие. • Значение коммуникационного процесса. • Сущность социального конфликта. • Взаимоотношения личности и коллектива. • Источники социального прогресса. Социальное развитие. • Семейные взаимоотношения. • Конфликт «отцов и детей». • Сущность толпы и стадный инстинкт. • Социально-психологический портрет лидера. • Семейные взаимоотношения. • Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.   Экономика • Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. • Проблема экономического выбора. • Факторы производства и их значение в экономике. • Труд как вид деятельности и экономический ресурс. • Капитал как экономический ресурс. • Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. • Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. • Сущность и функции денег в экономике. • Эффективность использования ресурсов. • Значение общественного разделения труда. • Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. • Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. • Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. • Роль торговли в развитии общества. • Стимулы и эффективность производства. • Справедливость в распределении социальных благ. • Сущность рыночных отношений. • Роль государства в регулировании экономики.   Социология • Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. • Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. • Социальные неравенство и борьба. • Сохранение стабильности общественной жизни. • Поступательное изменение (прогресс) организации общества. • Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. • Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. • Специфические качества города. • Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. • Процессы передачи информации между социальными группами. • Молодёжь как социальная общность. • Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. • Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. • Социальная мобильность. • Выполнение различных социальных ролей. • Наука как социальный институт. • Социальные функции науки. • Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. • Взаимодействие религии и общества. • Семья как социальный институт и малая группа. • Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. • Отношение человека к труду, его социальная активность. • Влияние глобализации на локальную жизнь. • Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. • Национальное самосознание. • Тенденции межнациональных отношений. • Межэтнические конфликты. • Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.   Политология • Политическая система общества и ее роль в жизни общества. • Место и роль государства в политической системе общества. • Партии и общественные движения в политической системе общества. • Особенности современных политических отношений. • Субъекты политики. • Мировая политика и международные отношения. • Типы отношения человека к политике. • Регулирование политического поведения и политической деятельности. • Соотношение целей и средств в политике. • Политический прогресс и его критерии. • Соотношение экономики, политики и права. • Сущность и особенности политической власти. • Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. • Политический режим: понятие и признаки. • Сущность демократического режима. • Авторитарный режим. • Тоталитарный режим. • Политическая система общества: понятие, функции и структура. • Происхождение государства. • Сущность и признаки государства. • Государственный суверенитет. • Государственная власть как особая разновидность социальной власти. • Форма государства и ее элементы. • Соотношение общества и государства. • Гражданское общество: понятие, структура, признаки. • Соотношение и взаимосвязь государства и права. • Правовое государство: понятие и принципы. • Разделение властей как принцип правового государства. • Государство и личность: взаимная ответственность. • Понятие, функции, виды и структура политических партий. • Партийные системы. • Общественно-политические движения, группы давления. • Политические отношения. • Политический плюрализм. • Сущность и структура политического процесса. • Революция и реформа как виды политических преобразований. • Политическая модернизация. • Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. • Политические кампании: их стратегия и тактика. • Популизм: понятие и признаки. • Прямая и представительная демократия. • Политическое решение. • Сущность и функции политического лидерства. • Политическое сознание: понятие, структура, функции. • Роль идеологии в политике. • Политическая культура: понятие и структура, типы. • Взаимодействие личности, общества и государства. • Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. • Взаимодействие института права с другими социальными институтами.   Правоведение • Право как регулятор общественной жизни. • Социальная ценность права. • Сущность и специфические признаки государства. • Политическая система и роль государства в ней. • Право и мораль: сходства и различия. • Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. • Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. • Государство и гражданское общество. • Понятие, признаки социального государства. • Правовой нигилизм и пути его преодоления. • Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. • Сущность юридической ответственности. • Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

•...глобализации общественных отношений;

•...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

•...обострения глобальных проблем современности;

•...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

•...развития международной интеграции;

•...современной рыночной экономики;

•...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

•...жесткой дифференциации общества;

•...открытой социальной структуры современного общества;

•...формирования правового государства;

•...преодоления духовного, нравственного кризиса;

•...диалога культур;

•...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

• «Автор обращает наше внимание на то, что...»

• «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

• «Я согласен с автором в том, что... »

• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»

• «Автор был прав, утверждая, что...»

• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод...»
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе. Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

• указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы. Основные ошибки и недостатки в работах выпускников. Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.
При формулировании проблемы и смысла высказывания автора: 1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. 4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.
Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:

1. Цитата «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф.Аквинский)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
3. Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.
5. Примеры 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

 

1. Цитата «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.
5. Примеры 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.

 

1. Цитата «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5. Примеры 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
1. Цитата «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.
5. Примеры 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

 

1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.
5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).


Также вы можете ознакомиться с готовыми эссе по обществознанию, аргументами и другими материалами:

 

Правоведение
Важности соблюдения правовых норм в обществе
«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм). 1) Подчинение закону может открыть доступ к дополнительным возможностям (необходимо выполнить законное требование и получить высшее юридическое образование, чтобы работать адвокатом)
2) Общая подчиненность общества правовым нормам делает осуществимым совместную деятельность (заключение международного договора между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 году стало отправной точкой для построения свободного рынка на территории данных стран)
Соотношения права и государства
«Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права — всенародному правопорядку» (И. Ильин). 1)Теория общественного договора указывает на первоначальное появление права (договора между населением и выделенной группой «князей»), которое предопределило создание государства. Таким образом, государство с первого момента своей жизни было подчинено правовым нормам.
2) Нередко государство с тоталитарным политическим режимом ограничивает основные права и свободы человека. Например, право на личную неприкосновенность и свобода слова были ограничены в период многочисленных политических репрессий СССР.
Правового государства и его основных признаков
«Законы ‐ это государи над государями» (Людовик XII) 1)Россия – это правовое государство, это положение закреплено в статье 1 Конституции России
2) Великая французская революция конца XVIII века – это результат борьбы просвещенных слоев за предоставление политических прав и свобод обернулась свержением абсолютной монархии
Прав и свобод личности
«Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять» (Р. Кларк) Французский философ и просветитель Жак Маритен был одним из разработчиков концепции естественных прав – то есть таких прав, которые предоставлены человеку от рождения, а не дарованы государством (например, право на жизнь). Следовательно, по мнению сторонников такой теории, государство не может отнять или ограничить данные права и свободы. Права и свободы человека нуждаются в постоянной защите. При этом государство создает специальные органы, которые проверяют соблюдение прав. Например, деятельность Прокуратуры России в качестве основной цели имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Справедливого правосудия
«Правосудие следует рассматривать как воздание каждому своего» (Цицерон) 1) Нормы, которыми судья руководствуется при вынесении приговора лицу, совершившему преступление, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе. Одно из его положений обязывает судью воздержаться от рассмотрения дела, если он связан семейным родством с подсудимым. Это называется самоотводом
2) Право на судебную защиту прав и свобод закреплено в Конституции и затем детально отражено в процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном и уголовном).
3) Несправедливое поведение государства может привести к массовым акциям протеста. Например, Соляной бунт 1648 года, вызванный массовой коррупцией и самоуправством сопровождался массовым кровопролитием
Важности конституционных норм в правовой системе государства
«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» (Станислав Ежи Лец) 1) Конституция обладает высшей силой и была принята на всенародном голосовании – референдуме. Даже положения международного договора не могут противоречить ее нормам.
2) Конституционные нормы обладают специальным механизмом изменения. Самые важные нормы (главы 1,2,9) могут быть исправлены только путем принятия новой Конституции
Борьбы с правовым нигилизмом
«Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя» (Достоевский Ф. М.) 1) Опыт китайских полицейских показывает, что суровые наказания способны снизить уровень незаконного поведения и внедрить законопослушность. Публичная казнь за взятку размером больше миллиона юаней снизила уровень коррупции в Китае.
2) Уголовным кодексом России в качестве основания, отягчающего ответственность, установлен рецидив – совершение умышленного преступления лицом, которое уже привлекалось к данной ответственности. Таким образом, законодатель ужесточает наказания для лиц, которые несмотря на последствия не соблюдают правовых норм
Правовой системы в условиях демократии и рыночной экономики
«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Франсуа де Ларошфуко) 1) Необходимо создание органа, защищающего конкуренцию от ценовых сговоров и создания монополий. Примером такого органа в России является ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба)
2) Необходимо установить ответственность для лиц, наносящих ущерб процессу обновления власти – выборам. Российское законодательство содержит данные запреты в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе (вплоть до лишения свободы).
Понятия свободы личности и законных ограничений
«Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека» Олливер Холмс 1) Цицерон считал, что «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Таким образом, необходимо установить адекватные ограничения и следовать им для всеобщего блага.
2) Свобода передвижения, провозглашенная в Конституции, имеет свои ограничения. Например, запрещен доступ в воинские части и другие секретные объекты. Отсутствие данного запрета снизило бы уровень общественной безопасности.
Взаимосвязи понятий права и морали
«В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания» (Гегель Г.Ф.) 1) Сухой закон, введенный в 80-е годы, несмотря на повышение уровня рождаемости привел к повышению уровня отравления от алкоголя, полученного «кустарным» (то есть домашним) способом. Таким образом, норма закона не была обеспечена общественной поддержкой, и строгие санкции не смогли уберечь данное правило от частых нарушений.
2) Запрет умышленного причинения смерти другому человеку (убийство), который содержится в Уголовном кодексе, поддерживается основной нормой морали, запрещающей причинять вред другому лицу. Благодаря этой взаимосвязи данный запрет нарушается реже чем экономические нарушения.
Важности качества законов
«Плохие законы — худший вид тирании» (Э. Бёрк) 1) Такое качество закона как своевременность очень важно для существования государства. К примеру, нежелание принимать законы, расширяющие политические права граждан, вылилось в масштабную революцию во Франции конца 18 века (Великая французская революция).
2) Запрещение мелкого предпринимательства в СССР привело к массовому наказанию, возможно, самых инициативных граждан. Конец 80-х годов сопровождался массовым распространением западных товаров, и некоторые граждане (чаще всего, молодежь) занималось их распространением. Несмотря на то, что фактически их деятельность развивала экономику (так как данные граждане восполняли существующий товарный дефицит), государство лишало данных людей свободы.
Политология
Роли государства в управлении обществом
«Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента» (Ас-Самарканди) 1) Государство играет важнейшую роль в стабильности экономической системы. Центральный Банк России осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность банков, поддерживая устойчивость финансового благополучия всего общества
2) Государственные органы также укрепляют международный авторитет представляемой страны. Например, Президент РФ является официальным представителем страны на переговорах, подписывает международные договоры и руководит деятельностью посольств и консульств
Роли партий в политической системе
«Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти» (Троцкий) 1) От того, какая партия является доминирующей наданным момент, зависит курс развития всей страны. Реализация программы Национал – социалистической партии Германии привела к потере независимости и длительному экономическому спаду. Именно деятельность данной партии была признана международным сообществом главной причиной Второй Мировой войны.
2) В то же время длительное влияние только одной партии на государство может привести к застойным явлениям и неспособности принимать вызов завтрашнего дня. К сожалению, данная участь не обошла стороной и СССР. Недальновидность правящей партии называется в качестве одной из причин разрушения СССР.
Недостатков и преимуществ демократического режима
«Демократия – это такое устройство, которое гарантирует, что нами будут управлять не лучше, чем мы того заслуживаем» (Бернард Шоу) 1) Демократия может стать настоящим спасением для страны с несколькими развитыми политическими группировками. При другом политическом режиме государство рискует испытать участь постоянных революций. Чтобы не допустить дисбаланса, создается специальная арена для достижения компромисса – Парламент, места в котором занимают, как правило, несколько конкурирующих партий. Например, политический курс СШ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: