предпринимательство, сущность, признаки и виды




В наши дни предпринимательской деятельностью называется производственно-хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение прибыли, и не запрещенная законом.Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфические черты, которые иногда также называют принципами предпринимательства: 1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект; 2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций); 3) предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения; 4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.: Предприн сущ в различн формах, в основе их классификац 2 признака: 1)форма собственности, 2)величина фирмы. В завис от формы собств предпр делится на: Гос-енное(обычно более капитальное и стабильное, ибо обладает финананс и организац опекой права). Частное-по сравн с гос имеет ряд приимуществ:-свободен в избрании сферы деят,-нерегламентирован в объемах бизнеса(скок может сток и будет),- не огранич твердой ценой(только спрос и предложение). По признаку объемов п:1) малый бизнес-сист франчайзинга, 2) средний, 3) крупн бизнес. Виды:1) индивидуальное (частное)-бизнес, владельцем котор явл 1 человек, он несет неогранич имущественную ответственность, маленький капитал, плюсы: собственник владеет всем, может производ любую продукцию, освобожден от подоходн налога,(относ:сфера услуг, фирмы, юристы, врачи, преподы)). 2) товарищество (партнерство)- бизнес котор владеет 2 и более человек,(плюсы: только подоходный налог, легко организовать, легко привлечьдополнит средства, сложности-определение меры в доходе. относ Конторы, аудиторские фирмы, сфера услуг и т.д.) 3) Корпорация-акционерное общество –совокупность лиц, объединен совместн предпринимательск деят, право на собственность в корп разделено на части по акциям, поэтому владельцы-держатели акций, а корпорация-акционерное общество, доходы облагаются налогом. (плюсы: неогранич возможности привлечения капитала,привлечение прогрессивн специалистов для выполн управленческих функций, стабильность функционир, т к выход из корп какого-либо акционера не влечет за соб закрытия фирмы. Минусы: двойное налогооблож, раздел функций собств и контроля). В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса предпринимательство подразделяют на: - Производственное (Его основу составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое)- Коммерческое (продажа предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц)- Финансовое (качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит)- Страховое (предприниматель-страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.)- Посредническое (предприниматель способствует нахождению продавцами покупателей и наоборот и заключению между ними сделки купли-продажи)

27)основные формы организации предпринимательства: соотв гражд кодексу РФ (95г) все организации делятся на: Комерческие фирмы(могут созд в форме хоз товариществ, производств кооперативов, гос и муниципльных учережд, иных предпр,) 2)Некомерческие фирмы- в форме потребительск кооперативов, обществ или религ, благотвор учережд).

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАПредпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Выбор предпринимателем той или иной формы зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или иной формы. В каждой стране действует свое законодательство по организации предпринимательства. Вместе с тем существуют и некоторые типичные для мировой практики организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. К ним относят различные виды хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, а также типы государственных предприятий. В отдельных странах эти основные формы имеют свою модификацию. Все те, кто занимается предпринимательской деятельностью, могут быть условно разделены на две большие группы: юридические лица Юридическим лицом называется особая организация, обладающая рядом специфических признаков, которая может самостоятельно от своего имени участвовать в имущественном обороте, приобретать гражданские права и обязанности и которая образуется и прекращает свое существование в специальном порядке. Юридическое лицо является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте. индивидуальные предприниматели. Физические лица (граждане) могут заниматься предпринимательством, приобретя статус индивидуального предпринимателя. Для получения такого статуса они обязательно должны обладать гражданской дееспособностью. Как уже отмечалось выше, экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами — индивидуальными лицами, семьей, государством и т п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию.

28) переходная экономика ее основн черты и функции: Само словосочетание "переходная экономика" показывает, что речь идет о переходе чего-то к чему-то. Этим исходным состоянием общества, от которого начинается переход, в новейшей истории была разновидность социализма, самым распространенным названием которой со второй половины 80-х гг. XX столетия стала административно-командная система. Распространенным является и такой термин как "централизованно планируемая экономика", который в большей мере выражает главную особенность экономики в бывших социалистических странах. "Конечным пунктом назначения" в этом переходе является капиталистическая рыночная экономика. Выделяют следующие основные черты переходной экономики. 1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики.С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество.2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего! происходит конфликт старых и новых экономических интересов. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период, что объясняется рядом факторов:сложностью и противоречивостью преобразований; естественными факторами;

29)фирма в сист рыночн отношений: осн экономич объектом экономики явл-фирма. Фирма-это организация, владеющая неск предприятиями и управляет ими. Заключает контракт по праву пользования фабричным на определ территор и в опред сфере. Мелкие фирмы не сильно тратятся на производство 2) венчерная фирма-коммерч организация заним разработкой научн ти для дальнейш.(изменен для улучшения, совершенств продукции, должны поддерживаться гос-вом или крупн фирмама.)

28. Переходная экономика в России: общая характеристика и специфика

В переходе от командно-административной экономики, которая существовала в нашей стране до конца 80-х годов, к экономике переходного типа можно выделить следующие составляющие: приватизация; реформа цен; формирование рынков; реформа предприятий; преобразования в аграрной сфере.

Положительные результаты приватизации в России связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

этап 1992 - окт 1994 Беспрецедентный рост цен обвальное падение курса руб по отнош. к $
2этап окт 94 – авг 98 -жесткая фин политика гос-ва -валютный коридор -усил конкуренц за счет ин произв -затратное ценообразование расширение валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось
3этап авг 98- 99 - паника на валютных рынках, -дестабилизация банковской системы -фактическое снижение покупательной способности рубля -инфляционные ожидания - массовое повышение цен Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара
4этап с 2000г -Переходный процесс в сфере ценообразования продолжается  

В российской экономике в ценообразовании устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.

В 1990-е г., когда интенсивно развивались переходные процессы, в России разрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началась деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесен высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства. В социальной сфере также развивались негативные социально-экономические процессы. Резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищанием большинства населения.

Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Оказалась разрушенной не только система хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей.

Опыт 1990-х гг. показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.

29. Сущность и цели государственного регулирования рыночной экономики

 

Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост;- полная занятость;- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка

30.. Основные направления государственного регулирования

Государственное регулирование осуществляется через: правовые регуляторы, админ. и экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования. Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: