1. Описание научной проблемы.
Обоснование актуальности:
· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.
Студент — взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.
· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.
· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.
Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.
|
· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.
Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).
2006-2007 | 2007-2008 | |
Число высших учебных заведений - всего | ||
в том числе: | ||
государственных и муниципальных | ||
негосударственных | ||
Численность студентов - всего, тыс. человек | ||
в том числе в учебных заведениях: | ||
государственных и муниципальных | ||
из них обучалось на отделениях: | ||
очных | ||
очно-заочных (вечерних) | ||
заочных | ||
экстернат | ||
негосударственных | ||
из них обучалось на отделениях: | ||
очных | ||
очно-заочных (вечерних) | ||
заочных | ||
экстернат | ||
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек | ||
в том числе государственных и муниципальных |
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.
2. Цель исследования
· Изучить отношение студентов к образованию.
3. Задачи исследования.
· Выявить потребность студентов в образовании.
|
· Определить место образования в системе ценностей студентов.
· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.
· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.
4. Объект исследования.
· Студенты.
5. Предмет исследования.
· Поведение студентов в отношении образования.
6. Интеграция основных понятий.
· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».
· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.
7. Гипотеза.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.
|
Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
II. Методический раздел
Построение выборочной совокупности.
Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.
Выборочная совокупность:
1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.
Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.
2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.