Налоговая система Японии




 

Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам.

Первая – это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая – прямые налоги на имущество.

Третья – прямые и косвенные потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству приносит подоходный с юридических и физических лиц. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не облагается при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется трехпроцентный налог.

Общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги – преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.

При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основные тенденции во второй половине 80-х – начале 90-х годов. Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.


Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего и мучительного труда правительства и парламента России. Если характеризовать Налоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать, что он обобщил теорию и практику налогообложения, учел опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Его доработка и уточнение ряда положений необходимы, но это естественный процесс. Принятие Налогового кодекса РФ является крупным позитивным шагом в развитии налоговой, а следовательно, экономической реформы в нашей стране.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. При высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – два источника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?

Во-первых, заметим, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц. Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании – 35%, Бельгии – 43%, Германии – 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль). В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 2001 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 7,5%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. И сумма налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в местные бюджеты. Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли. В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.) Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании. Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов.


Список литературы

1. Налоговый кодекс. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996 г. – 656 с.

2. Дашев А. З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 1997 г.

3. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для ВУЗов/ Под редакцией Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 422 с.

4. Закон «Об изменениях в налоговой системе России». «Э. и Ж.», №4, 1994

5. Киперман Г. Я., Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации», Москва, МВЦ «АЙТОЛАН», 1992г.

6. Налогообложение в России. – М. 1994.

7. Налоговый кодекс РФ. – М. – 1999.

8. Налогообложение доходов физических лиц. – 1999.

9. Черник Д. Г. и др. Налоги. – М.: 4- изд. 1999.

10. Налоги в России: Налоговая система в России. – М. – 1994

11. Налоги и налогообложение. М. – 1998.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т.4

13. Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993

14. Львов Д. С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т.2. – М., С-Пб. – 1995

15. Умарова И. Э. Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений//Финансы. – 1999. - №10. – с. 36-38.

16. Пансков В. Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе//Финансы. – 1998. - № 11. – с. 18-23.

17. Лазарев А. С. Шемелева Ю. С. Проблемы налоговых субъектов малого предпринимательства//Финансы. – 1999. - №9 – с. 29-32

18. Комарова И. Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их совершенствования//Финансы. – 1998. - №11. – с. 24-26

19. Пушкарева В. М. Налоговая реформа как фактор рыночного развития//Финансы. – 1999. - №11. – с. 27-29

20. А. В. Перов, А. В. Толкушкин «Налоги и налогообложение», Москва, изд. «Юрайт-М», 2002г.

21. С. В. Разгулин «О некоторых вопросах установления налогов и сборов», журн. «Налоговый вестник» №№ 9, 11, 12, 2001 г.

22. Черник Д. Г., Глинкин А. А., Морозов В. П., «Налоги», Москва, изд. «Финансы и статистика», 2000 г.

23. Камаев В. Д. и колл. Авт., Экономическая теория, Москва, «Гуманитарный исследовательский центр «ВЛАДОС», 1997 г.

24. Уткин Э. А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика» Москва, изд. «ЭКМОС», 1998 г.


Классические принципы налогообложения: справедливость, равномерность, удобство, дешевизна
Приложение

 

 


Таб. 1. Принципиальные основы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ по состоянию на 1 января 1998 г.

Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов с верхним пределом для предотвращения конфискационных налоговых изъятий
Федеральный центр определяет основной регламент взимания налогов, а на местах определяются ставки исчисления налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты
Частичное распределение централизованно определяемого перечня налогов, на основании которого региональные власти устанавливают перечень налогов для собственных бюджетов
Свобода правовых действий на местах незначительно. Налоги распределяются по территориальным бюджетам на условиях, определяемых федеральным центром
1. Разные налоги
2. Разные ставки
3. Разные доходы
Формы (способы) реализации принципиальных установок при законодательном оформлении налоговой системы в России
Принцип децентрализации
Принцип единства
Принципиальные основы и правовые условия организации бюджетно-налоговых отношений в России

 

 

Таб. 2. Принципиальные основы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).


[1] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т. 4, стр. 308

[2] Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993.

[3] Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т 2. – М., С-Пб. – 1995.

[4] Пушкарева В. М. Налоговая реформа как фактор рыночного развития//Финансы. – 1999. - №11. – с. 27-29.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: