Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.
Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.
Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.
В туризме для преодоления препятствий в путешествиях (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.), а так же в альпинизме и спелеологами, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. За всю богатую историю туризма, альпинизма и спелеологии было придумано великое множество узлов различных по назначению, и каждому туристу необходимо знать, как вяжется и, особенно, где применяется тот или иной узел. Лучше и правильнее всего классифицировать узлы по их назначению, что и сделано ниже.
|
Так же необходимо сразу выделить полезную, а главное важную информацию о узлах еще до того, как вы приступите к их освоению:
1. Прямой узел ни в коем случае не применяется для навешивания или связывания между собой ходовых веревок и перил на отвесах! Для этого есть надежные специальные узлы
2. При завязывании узлов длина свободного кончика веревки, выходящего из узла, вне зависимости от его конструкции, не должна, быть менее 3-5 сантиметров.
3. Не стесняйтесь проверить узел, завязанный товарищем, и не впадайте в амбицию, если заметите, что товарищ проверяет узел, завязанный вами: взаимный контроль - залог взаимного долголетия!
4. При сращивании веревок в отвесе, необходимо стремиться, чтобы узел приходился на промежуточное закрепление. Если же промежуточное закрепление организовать нельзя, соединение попадает на отвес, при связывании веревок необходимо в обязательном порядке предусмотреть дополнительный узел для самостраховки во время прохождении узла при спуске и подъеме.
А теперь вернемся все же к классификации узлов. Мы условились на том, что узлы все же правильнее классифицировать по их назначению, а именно:
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра:
|
Ø грейпвайн (двойной ткацкий, двойной рыбацкий)
Ø ткацкий (рыбацкий)
Ø встречный (ленточный)
Ø встречная восьмерка (фламандский)
Ø прямой (морской)
Ø рифовый
Ø шкотовый
Ø змеиный (кровавый)
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра:
Ø брамшкотовый
Ø академический
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли):
Ø восьмерка
Ø девятка
Ø простой проводник (проводник)
Ø двойной проводник (заячьи уши)
Ø австрийский проводник (центральный, бергштоф)
Ø бабочка (пчела)
Ø боковой (боковая восьмерка)
4. Узлы для привязывания веревок к опоре:
Ø булинь
Ø двойной булинь
Ø восьмерка
Ø стремя
Ø удавка
Ø штык с шлагом
Ø штык с обносом
5. Вспомогательные узлы:
Ø схватывающий (прусик, Пруса)
Ø обмоточный (Маршара)
Ø неравнобокий
Ø Бахмана
Ø карабинный (пожарный, тормозящий, полустремя, узел UIAA)
Ø Реми (Гарда)
Ø косичка (маринер)
Ø стремя
Ø контрольный (простой)
Ø пустышка
Ø маркировочный
Ø веревочная цепочка