Цель: формирование представления о качестве взаимодействия школы и современной семьи, обеспечение осознания студентами ценности устремления педагогов к развитию качества взаимодействия с родителями.
План лекции:
1. Целостный подход к оценке качества процессов.
2. Качество потенциала, качество процесса и качество результатов: составляющие качества взаимодействия школы и семьи.
3. Внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями.
Литература:
1. Директору школы о сотрудничестве с родителями/Под ред. А.С.Роботовой, И.А.Хоменко, И.Г. Шапошниковой. М.: Сентябрь, 2001.- 176 с.
2. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография. – М.: АПКиППРО, 2006. - 126 с.
3. Родители и школа – партнеры // Новые ценности образования. М., Институт педагогических инноваций РАО, 2004, выпуск 1 (16).- 125 с.
4. Институт семьи и воспитания - https://www.niisv.ru/
5. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www.inter-pedagogika.ru
Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.
Используемые образовательные технологии: лекции проблемного характера.
1. Целостный подход к оценке качества процессов.
Целостный подход в образовании – интегративный подход, направленный на изучение формирования качеств личности в их совокупности, а также влияние внешних и внутренних факторов на их формирование.
Целостный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.
|
Стандарт ISO 9001:2008 (утвержден в 2009 г.) - устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
- нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
- ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
Качество образования - это интегральная характеристика показателей и признаков, отражающих высокий уровень процесса и результатов образования, которые соответствуют требованиям образовательных стандартов или превосходят их (В.И. Андреев).
В основе Политики в области качества лежат основные принципы менеджмента:
ü Лидерство и персональная ответственность руководства, что позволит достичь единства целей и видения будущего образовательного учреждения и создать новую корпоративную культуру, основанную на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности персонала школы.
|
ü Вовлечение сотрудников к достижению целей в области качества, что способствует повышению удовлетворенности работой, непрерывному повышению знаний и опыта, способствует стремлению к улучшению имиджа образовательного учреждения.
ü Подход к управлению и к своей деятельности как к процессу, что позволит эффективнее управлять всеми видами деятельности и ресурсами за счет единого понимания зависимости качества работы в целом от качества работы каждого.
ü Ориентация на потребителя, обеспечивающая качество сбалансированного подхода при удовлетворении запросов всех заинтересованных сторон: учащихся, их родителей, выпускников, персонала образовательного учреждения, местного сообщества и общества в целом.
ü Обеспечение качества образования на научной, системной основе с учетом инновационных процессов, происходящих в муниципальной и общероссийской системах образования.
ü Совершенствование системы поддержки и сопровождения управленческих решений на основе мониторинга показателей эффективности и результативности деятельности школы.
ü Строгая формализация, документальное и практическое отслеживание системы качества образования во всех основных процессах организации и реализации обучения.
ü Учреждение зависит от своих поставщиков и наоборот. Установление взаимовыгодных отношений повышает способности обеих сторон создавать то, что имеет ценность.
|
Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации (ISO 9000-2011).
Заинтересованные стороны школы:
внутренние:, учащиеся, преподаватели, администрация школы.
внешние: государство, общество.
пограничные: родители.
Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000-2011).
Основные процессы школы: образовательный (проектирование и реализация), воспитательный (проектирование и реализация), научно-методический процесс (проектирование и реализация); стратегическое планирование, формирование контингента, мониторинг требований заинтересованных сторон, социальная поддержка, кадровое обеспечение, оценка результатов реализации процессов высшим руководством.
Качество образовательного процесса –определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
Школа, которая ориентируется на предполагаемые потребности и периодически проводит анализ требовании внутренних и внешних потребителей к качеству, в принципе должна иметь в своем арсенале перечень нормативно закрепленных и корректно обоснованных характеристик (модель выпускника, модель образованности, требования к подготовке и деятельности учителя, характеристики образовательных и учебных программ и т.п.), а также соответствующий инструментарий для оценки их выполнения (критерии, показатели, шкалы, квалиметрические методики, процедуры и технологии).
Идея качества актуальна для всех без исключения компонентов и уровней системы образования. Она в одинаковой степени применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем, в состоянии отразить вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в формирование совокупного эффекта.
Уровни управлени я: стратегический (дирекция школы), тактический (завучи, руководители структурных подразделений), операционный (учителя, учебно-вспомогательный персонал).
Взаимодействие школы и семьи отражено в процессах:
- проектирование и реализация воспитательного процесса – планирование и проведение совместных мероприятий триады Педагог-Учащийся-Родитель.
- формирование контингента – в рамках «Дня открытых дверей», др. предварительных встреч перед зачислением учащихся в школу.
- мониторинг требований заинтересованных сторон – оценка качества обучения детей.
2. Качество потенциала, качество процесса и качество результатов: составляющие качества взаимодействия школы и семьи.
Качество потенциала ОУ – совокупность свойств субъектов и объектов образовательной системы школы, в их статистическом выражении.
Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обуславливающих приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.
Критерии:
- условия организации ОП;
- компетентность педагогического состава;
- сбалансированность учебного плана;
- деятельность поддерживающих структур (библиотека, столовая, кабинет психолога, мед. кабинет и пр.);
- организация внеклассной деятельности учащихся;
- организация научной деятельности учащихся.
Качество «образования-результата» - совокупность качеств личности, фиксируемых через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивацию (А.И. Субетто).
Критерии:
- ЗУН;
- сформированность личностных качеств;
- результаты обучения, выраженные в абсолютных значениях (оценки в четвертях, итоговые);
- призовые места в научных, спортивных, творческих и пр. мероприятиях различного уровня;
- балл ЕГЭ;
- статистика поступления в вузы и ссузы.
Средства оценки качества процесса и результата:
- мониторинг
- наблюдение
- тестирование
- анализ документов
- интервью/беседа.
3. Внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями.
Цель любой оценки – выявление сильных и слабых сторон процесса, проектирование и проведение корректирующих действий.
Внешняя оценка
Субъектами, не входящими в структуру ОУ | Субъектами, входящими в структуру ОУ |
Субъекты оценки –районная/областная администрация; Минобрнауки РФ. | Субъекты оценки: администрация школы, учащиеся, педагоги, родители. |
Формы и методы проведения оценки:аттестация, аккредитация в соответствии с З-ном об образовании, ФГОС ОО, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Проф. стандартом руководителя ОУ, проф. стандартом педагога. ЕГЭ. Анализ документов. | Формы и методы проведения оценки: аттестация педагогов в соответствии с проф. стандартом педагога; контрольные работы, тестирование; мониторинг требований/удовлетворенности учащихся и родителей получаемым образованием, условиями организации ОП; мониторинг удовлетворенности преподавателей условиями работы в ОУ. |
Внутренняя оценка
Субъект – носитель анализируемой деятельности (в нашем случае - учитель).
Формы и методы проведения оценки: анализ достижения поставленных целей; анализ реакции и восприятия родителями/и/или/детьми предложенной формы и содержания взаимодействия (психологический, эмоциональный аспект).
Задание:
1. Сформулировать критерии внешней / внутренней оценки качества взаимодействия школы с родителями (не менее 5). Требование – измеримость.
2. Сформулировать основные проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги при организации мероприятий с родителями.
3. Сформулировать основные требования, предъявляемые родителями к школе.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему на современном этапе развития образования возник интерес к качеству процессов и его оценке?
2. В чем состоит целостный подход к оценке качества процесса взаимодействия школы и семьи?
3. Каковы составляющие качества взаимодействия школы и семьи?
4. В чем состоит внешняя оценка качества взаимодействия школы и семьи и внутренняя самооценка педагогами качества взаимодействия с родителями?
Задание на семинар «Методика организации и проведения родительских собраний»:
1. Типы родительских собраний.
2. Методы и формы проведения родительских собраний.
3. Планирование родительского собрания.
4. Анализ результатов родительского собрания.