Эмпирическая глубина мистических состояний сознания




ВОЗРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНТЕОГЕНОВ: УРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО И ГИПОТЕЗЫДЛЯ БУДУЩЕГО

Балтимор, Мэриленд

статья, написанная Биллом Ричардсом и опубликованная в журнале Трансперсональной Психологии в 2009г, vol 41, no 2

THE REBIRTH OF RESEARCH WITH ENTHEOGENS: LESSONS FROM THE PAST AND HYPOTHESES FOR THE FUTURE

перевод - Е. Малахова и Т. Гинзбург (выделения красным мои В. Кенга)

АННОТАЦИЯ: На основе исследований влияния психоделических веществ на человека, проводившихся при участии добровольцев с 1963 года по настоящее время, включая научные исследования Медицинской школы Джонса Хопкинса (JohnsHopkinsSchoolofMedicine), которые проходили в течение последних десяти лет, автор фокусируется на ноэтических озарениях, часто описываемых людьми, пережившими мистические состояния сознания, и их потенциальной значимости для создания новых терапевтических технологий. В статье также обсуждается возможность использования трансцендентных переживаний и важность применения знаний, полученных в ходе прошлых исследований, при разработке новых научно-исследовательских проектов.

 

Эмпирическая глубина мистических состояний сознания

В своей книге «Многообразие религиозного опыта» (The Varieties of Religions Experience) Уильям Джеймс (William James) говорит об интуитивном познании, существенном для мистических состояний сознания, как об особом ноэтическом виде познания (noetic quality), подчеркивая, что «хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, однако для переживающего их они являются особой формой познавания» (1902, с. 371). Абрахам Маслоу (Abraham Maslow), который не только был одним из передовых психологов, обративших внимание на проблемы изучения психического здоровья, пиковых переживаний, самоактуализации и дальнейшего исследования человеческой природы, но также являлся выдающимся еврейским мистиком, ни разу в жизни не принимавшим психоделики, также писал: «Пиковое переживание воспринимается, как нечто самоценное, нечто, содержащее в себе Истину. Оно представляется настолько ценным откровением, что даже сама попытка как-то обосновать его посягает на его смысл» (1964, с. 62).

Многие признают мудрость, присущую поэзии Книги Дао де Цзин (Tao te Ching), которая гласит: «Те, кто знают, не говорят, те, кто говорят не знают». Сорок шесть лет назад, заканчивая исследовательский отчет о личном психоцибиновом процессе, я посмотрел на написанное и написал: “Что такое ‘трансцендентное измерение бытия?’ Такие слова на бумаге представляют собой нечто большее, чем просто метафизическую поэзию. Каким-то образом я чувствовал, что мне легче было бы передать свои переживания, сочиняя симфонию или сотворяя образец современной скульптуры, будь я талантлив хоть в одной из этих форм художественного выражения. Только мое молчание способно сохранять их чистоту и подлинность» (Robertson, псевд. 1968, c. 91).

 

И все-таки, я продолжаю писать, очевидно, стремясь словами описать мистические состояния. Я переживаю внутренний конфликт по этому поводу и верю, что читатель позволит мне некоторую поэтическую вольность. Однако, если мистицизму суждено возникнуть в тихих монашеских кельях, чтобы попасть в яркий свет научного дискурса, я не вижу другого выхода. Ученым, изучающим психологию религиозных переживаний, а также нейробиологам, которые сегодня исследуют природу и значение мистических состояний, необходим язык, для того, чтобы описать насколько возможно ясно – что такое «мистическое состояние», и как определить, когда оно есть и когда его нет.

Это особенно важно в изучении возможного вклада психоделиков (то есть энтеогенов) в психотерапевтическое лечение, поскольку становится все более очевидным тот факт, что значительные изменения в отношении и поведении связаны не с применением наркотиков или «наркотическим эффектом», а с возникновением определенных состояний сознания, в особенности мистического сознания, в течение периода воздействия наркотических веществ (Griffiths, Richards, Johnson, McCann& Jesse, 2008; Richards, Rhead, DiLeo, Yesen& Kurland, 1977).

Мистические Состояния Сознания, которые некоторые ученые сейчас определяют в соответствии с Вечной философией (Philosophia perrenis; Хаксли 1945) или так называемым “Universal Core” (Hood, 2006; Kelly, Kelly, Crabtree, Gauld, Grosso, & Greyson, 2007; Stace,1960), когда выражаются в письменном виде, обычно предъявляют шесть эмпирических качеств:

(а) Единство, достигнутое изнутри с закрытыми глазами или внешне, через органы чувств,

(б) Трансцендентность Времени и Пространства,

(в) Интуитивное Знание (noetic quality),

(г) Святость или Благоговение,

(д) Глубоко-Переживаемая Позитивность – любовь, чистота, мир, радость и

(е) Неописуемость и Парадоксальность (Pahnke & Richards, 1966; Richards, 2003).

 

Парадоксальность относится к коллапсу аристотелевской логики, при этом не только лексики, но и категориальных структур познания в попытке выразить мистическое сознание в языке. Подобно тому, как физики описывают энергию и как волну, так и частицу одновременно, отчеты содержат заявления о переживании смерти, одновременно с переживанием всей полноты жизни; об абсолютной реальности, которая является не-личностной, и в то же время очень личной; бесконечной, и разворачивающейся во времени; единственной, и многочисленной; глубоко серьезной, и игривой; похожей на Пустоту или Небытие, включающих в себя всю полноту реальности.

Для проведения исследования в Университете Джонса Хопкинса мы решили определить полное переживание мистического сознания, как такое состояние сознания человека, которое будучи выражено и проанализировано методами контент-анализа или измеренным психометрическими инструментами, включает все шесть вышеупомянутых признаков.

Также можно провести различие между мистическим и архетипическим состояниями. Архетипическим состояниям необходимо наблюдающее, участвующее эго, и они часто возникают незадолго до или сразу после мистических состояний единства. Как правило, они являются выразительными сами по себе и порождают образы богов и богинь, Христа, Будды или Танцующего Шивы, замысловато-прекрасную внутреннюю архитектуру, драгоценные камни и металлы, визионерские пейзажи из разных исторических эпох и сам феномен внутреннего света. Это – реальность, описанная Карлом Юнгом (Carl Jung) и Джозефом Кэмпбеллом (Joseph Campbell), в которой миф рождается не как нечто несуществующее, а как символическая сага, отражающая наши духовные путешествия.

Важными, также, являются чисто-психодинамические переживания, не содержащие архетипического или мистического контента, которые обычно сопряжены с возвращением к детским травмам, эмоциональным катарсисом и сильнейшими чувствами растворения и возрождения. Очевидно, эти три составляющих сознания – мистическая, архетипическая и личностно-психодинамическая – имеют хорошие перспективы в лечении психологических расстройств и для духовного развития. Они являют из себя большой контраст слабо-измененным состояниям сознания, проявляющимся через изменение сенсорного восприятия и увлекательные, но обычно не несущие смысла образы, вызванные употреблением небольших доз психоделиков, или возникающие в контексте, когда не достаточно безопасности для того, чтобы человек мог позволить себе глубинное изучение и безоговорочное доверие. Кроме того, они являют из себя сильный контраст с состояниями смятения, паники и паранойи, которые наблюдаются при использовании психоделиков без необходимой подготовки или наблюдения специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: