Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
v Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию фонематического слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
v Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, так как гимнастика развивает,укрепляет все мышцы артикуляционного аппарата, готовит к произношению «трудных» звуков.
v Артикуляционная гимнастика так же необходима детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
v Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым – иметь правильную, чёткую, красивую речь.
v Выполняйте артикуляционные упражнения каждый день –это весело и полезно!
Весёлая зарядка для язычка.
Толстые внуки приехали в гости. (надуть щёки)
С ними худые- лишь кожа, да кости. (втянуть щёки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Заборчик»)
Поцеловать они всех потянулись. (губы вытянуть вперёд)
Утром проснулись- в улыбочку губы! (упр. «Заборчик»)
Чистили мы свои верхние зубы, (язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи, (язык повторяет движения)
С нижними зубками тоже мы дружим, (движение за нижними зубами)
Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надувать щёки)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (одновременно надувать обе щеки с последующим выпусканием воздуха через губы)
Блюдца поставим- положат блины нам, (упр. «Лопатка»)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (подуть на широкий язык)
Блинчик жуём, завернём и укусим, («жевать» распластанный язык, потом завернуть его за нижние зубы, продолжая «жевать»)
|
Блинчик с вареньем малиновым, вкусным. (облизать широким языком верхнюю губу снаружи внутрь)
Чашки поставим, чтоб чаю налили. (упр. «Чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. (подуть с чашечки вверх)
Чаю попили – никто не обижен! («чашечка» двигается вперёд- назад)
Вкусный был завтрак- мы губки оближем. (кончиком языка облизать губы по кругу)
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой. (кончик языка зацепить за нижние зубы, двигать им вперёд- назад)
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголку мы ей продеваем. (узкий язык вытянуть вперёд)
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд- назад)
И на зигзаг её переключила. (упр. «Часики»)
Петли иголкой она обметала, (кончиком языка описывать круг за губами- «Яблочко»)
Пуговки круглые попришивала. (упр. «Футбол»)
Дедушка сделал для внуков качели (упр. «Качели»)
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли (упр. «Бульдог»)
Прятались на чердаке и в подвале (чередовать упр. «Обезьянка»-«Бульдог»)
Дедушка скачет на лошади ловко, (упр. «Лошадка»)
Звонкие вязнут на глине подковки. (цокать языком по верхней губе)
Вот замедляет лошадка шажочки. (медленно цокать языком с одновременным натягиванием подъязычной связки)
Вот на опушке мы видим грибочки (присасывать язык к нёбу, медленно открывать рот)
Вот из сарая индюшка пришла
Важно сказала: «БЛ- БЛ- БЛ- БЛА» (широкий язык ходит по верхней губе вперёд- назад, упражнение с голосом)
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
|
ЗАДАЧИ:
· РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ;
· ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВДОХА- ВЫДОХА;
· РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА;
· ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОГО ВЫДОХА;
· РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РЕГУЛИРОВАТЬ СИЛУ ВЫДОХА.
РЕККОМЕНДАЦИИ:
· УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМ В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ В ПРОВЕТРЕННОМ ПОМЕЩЕНИИ;
· ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ, СТОЯ;
· ПЛЕЧИ ОПУЩЕНЫ, ЩЁКИ НЕ НАДУВАЕМ;
· ДОСТАТОЧНО 2-3 –Х УПРАЖНЕНИЙ ВО ИЗБЕЖАНИИ ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ.
УПРАЖНЕНИЯ:
(каждое упражнение выполняем не более 3-4 раз)
1. В положении сидя или стоя, вдох через нос, выдох через рот(ладошка ребенка лежит на животе, он должен чувствовать движение живота);
2. «Футбол»- дуем на «мяч» из ваты, загоняем в ворота;
3. «Ветряная мельница» - дуем на лопасти вертушки;
4. «Снежинка»- сдуваем ватку с кончика носа, выпячивая нижнюю губу вперёд:
5. «Снегопад» - сдуваем комочки ваты с ладошек;
6. «Шторм в стакане» - дуем в стакан с водой через соломинку, щёки не надуваются, губы неподвижны.
7. «На море» - в тазик с водой опускаем кораблик, поплавки с силой дуем на предметы.
8. Надуваем шарики;
9. «Пропеллер» - улыбаемся, с силой дуем на пальчик, который энергично двигается вправо-влево, рассекая воздушную струю, слышим «звук пропеллера»;
10. Улыбаемся, язычок между зубами, делаем длительный выдох.
Молодцы!