Подведение итогов урока. Урок № 21. Тема.Порядки в Белогорской крепости




Класс

Урок № 21. Тема. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3-5 глав).

«Какой предстает перед героем Белогорская крепость?» (

 

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

 

По прибытии в Белогорскую крепость Петруша видит в доме коменданта лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, а также выбор невесты и погребение кота». Первые из означенных картинок - дань воинственным занятиям и воспоминаниям капитана Миронова; «выбор невесты» предвещает как будто судьбу Гринева. Лубочный сюжет «погребение кота» юный прапорщик причисляет к тем картинкам, которые «в нравственном как и художественном отношении не стоят внимания образованного человека». Для народной мудрости мыши, торжествующие кончину хитрого и злобного врага, — пример наивной доверчивости и пагубной предусмотрительности. В картинке этой можно видеть символ недолгого торжества восставшего народа и жестокой его расплаты за порыв к воле.

Выразительное чтение фрагмента главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру».

• Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?

 

Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы.

«Как речь характеризует героиню?» Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках... В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова. Василиса Егоровна заменяет непонятное ей слово «дуэль» на «смертоубийство», выражая собственное отношение к этой нелепости, бессмыслице, когда люди «пыряют друг друга шпагами, закалывают, да еще при свидетелях». Причины дуэли объясняет так: «...Бог знает, какой грех его попутал». Василиса Егоровна гостеприимна, радушна, она ласково встречает незнакомого ей офицера: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка».

Она по-доброму, без зависти встретит сообщение Гринева о том, что его отец владеет тремястами крестьянскими душами: «Ведь есть же на свете богатые люди!» Единственное, что ее заботит, так это дочь, за которую они с мужем не в состоянии дать приданое: «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Материнская забота понятна, но в ней, как видим, сквозит и надежда на «доброго человека».

В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».

• Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»?

 

Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

• Каким предстает характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчиненными, женой, вновь прибывшим офицером? Чем вызвана его фраза, обращенная к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть»?

 

Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.

• Можно ли считать хвастовством его слова о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»?

 

По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринева, заметив, чти «задаст острастку киргизцам и башкирам».

• Справедливы ли слова Василисы Егоровны: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь».

 

Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей.

• Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»?

 

В крепости Петруша очутился в окружении пристойной бедности, самодостаточного добронравия. В окружении людей, которые, как писал Гринев о себе, «воспитывались... не по-нынешнему».

«Старинные люди, мой батюшка», — гласит эпиграф, тогда как Простакова у Фонвизина произносит: «Старинные люди, мой отец!»

«Батюшка» и особенно «мой батюшка» — любимое обращение к слушателю Василисы Егоровны, ее излюбленная присказка. Пушкин редактирует Фонвизина, максимально приближая свой эпиграф к тому, как говорят, как думают и как ведут себя персонажи гриневского повествования. «Старинные люди, мой батюшка» — так с полным правом могла сказать о себе и о своем окружении Василиса Егоровна Миронова. Так и воспринял их и нравственные принципы, которые они исповедуют, Петруша Гринев.

 

• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

 

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

 

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

 

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

• «…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною», — пишет в начале главы Петр Гринев. Почему изменилось настроение героя?

 

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

 

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

 

Швабрин смугл, некрасив собою. Он служит в Белогорской крепости пятый год: сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредиаковским. Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ. Значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке — месть подлеца. Эгоист и скептик, Швабрин не способен на подлинную, готовую на жертвы любовь. Его отношение к Маше — чисто эгоистическая страсть, соединенная с жестокостью, противоречащей глубокому чувству. Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

 

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли? Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ главы «Поединок» по цитатному плану

 

Гринев, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе имя семейства Мироновых.

•Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?

Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар.

• Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?

Дуэль Швабрина и Гринева — закономерное противостояние чести и бесчестия, Добра и Зла.

• Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?

 

Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того, чтобы расстроить отношения Гринева и Маши.

• Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гриневым? Каков смысл эпиграфа к главе повести «Любовь»?

 

Василиса Егоровна сокрушалась о том, что ее дочь — бесприданница.

 

Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым Марья Ивановна владеет с избытком: о ее уме, честности, порядочности, осмотрительности, ее понимании счастья как вечной устремленности к гармоническому совершенству, для которой ее произвели на свет родители и на которую они ее всегда благословляют. Без их благословения не пойдет Марья Ивановна за Петрушу. Не пойдет замуж и не спросясь «роду-племени»: ей необходимо, чтобы их с Петрушей брак был освящен благословением будущих свекра и свекрови. Любовь для Марьи Ивановны — это полное духовное единение с любимым, это невозможность счастья для себя, если он несчастен. Сердце подсказало Марье Ивановне, что удержаться от проявлении своего чувства, не «подпитывать» больше Петрушины надежды на восстановление отношений можно только, если сразу и окончательно разорвать все связи с ним.

 

• Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?

 

Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына.

• Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

 

Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к сопереживанию. Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

Подведение итогов урока.

• Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3—5 глав?

 

Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца. Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.

Образ Гринева представлен в развитии; «готовый» образ Швабрина не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении. I Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приемам косвенного повествования, сам Швабрин остается за рамками повествования, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Домашнее задание.

1.Прочитать 6-14 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,

2.написать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: