Оценка риска может основываться на субъективных суждениях, использовании экспертных оценок и приемов сравнительного анализа. Однако в финансово-инвестиционной деятельности большинства компаний, осуществляющих долгосрочные инвестиции, в предпроектных исследованиях предпочитают процедуры количественного измерения проектного риска:
- анализ уровня безубыточности;
- анализ инвестиционной чувствительности;
- оценка вероятностных распределений;
- анализ имитационных моделей (Monte Carlo simulation analysis);
- процедуры субъективного рискового регулирования;
- подход с использованием эквивалентов определенности;
- анализ дерева решений, стандартных отклонений и коэффициентов вариации.
Анализ безубыточности является неотъемлемой частью инвестиционного проектирования. Это, по сути дела, аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства.
Подробное описание процедур анализа безубыточности рассматривается в рамках «Управленческого учета» и «Финансового менеджмента».
Расчет точки безубыточности осуществляется по формуле
QBЕ=FC/(pі-VС),
где F C — постоянные затраты, pi — цена единицы продукции, VC — переменные затраты на единицу продукции.
Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Эта разница называется единичным вложенным доходом.
Если требуется определить объем продаж, который необходим для получения заданного значения прибыли Пз, то применяют формулу
Q=(FC+Пз)/(pi-VC).
Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности, которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации Qпл и точкой безубыточности:
|
ЗБ = (Qпл - QВЕ) / Qпл.
Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек).
Значение операционного рычага (Operating Leverage) показывает, во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки:
ОР = Вложенный доход / Чистая прибыль.
Пример Рассмотрим методику анализа критических объемов продаж по двум инвестиционным проектам
Анализ критического объема продаж
Показатели | Проект А | Проект В | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1. Выручка | ||||
2. Переменные издержки | ||||
3. Вложенный доход | ||||
4. Постоянные издержки | ||||
5. Чистая прибыль (п. 1 - п. 2 - п. 4) | ||||
6. Точка безубыточности (п. 4 / п. 3) | 166,6 | |||
7. Запас безопасности (п. 1 - п. 6) | 333,4 | |||
8. Запас безопасности [(п. 1 - п. 6) / п. 1] | 66,7 | |||
9. Операционный рычаг (п. 3 / п. 5) | 1,5 | 4,0 |
Анализ показал, что точка безубыточности проекта А ниже по сравнению с проектом Б. Это позволяет ориентировать инвестора на финансирование проекта А, поскольку в этом случае обеспечивается более быстрый выход на получение прибыли. К тому же по проекту А значение запаса безопасности выше, что является свидетельством более уверенного финансового положения инвестора в случает реализации проекта А.
|
Исходя из определения операционного рычага получаем, что 10%-ное увеличение объема продаж приводит в случае реализации проекта А к увеличению прибыли на 15%, а в случае реализации проекта Б — на 40%.
Проверим это утверждение при помощи следующих расчетов. Увеличим выручку на 10%, сохранив прежнюю структуру затрат
Анализ критического объема продаж при росте выручки на 10%
Показатели | Проект А | Проект В | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Выручка | ||||
Переменные издержки | ||||
Вложенный доход | ||||
Постоянные издержки | ||||
Чистая прибыль |
Очевидно, что в данной ситуации второй проект является более выигрышным. По проекту Б прибыль увеличилась на 40 тыс. руб., в то время как по проекту А — на 15 тыс. руб.
Рассмотрим ситуацию с ухудшением конъюнктуры рынка и как следствие снижением объема продаж. Рассчитаем показатели прибыли по обоим проектам, предусмотрев 10%-ное снижение дохода
Анализ критического объема продаж при снижении выручки на 10%
Показатели | Проект А | Проект Б | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Выручка | ||||
Переменные издержки | ||||
Вложенный доход | ||||
Постоянные издержки | ||||
Чистая прибыль |
В данной ситуации проект А является предпочтительнее, поскольку обеспечивает снижение прибыли меньшими темпами (на 15 тыс. руб.) по сравнению с проектом Б (на 40 тыс. руб.).
Таким образом, проект с большей величиной операционного рычага больше рискует при ухудшении рыночной конъюнктуры, и в то же время имеет преимущества в случае ее улучшения. Этот факт является лишним напоминанием о том, что предприятие должно оперативно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.
|
Анализ чувствительности инвестиционного проекта состоит в оценке влияния какого-либо параметра проекта на его результаты при условии, что прочие параметры остаются неизменными.
Оценивается влияние различных параметров на базовый показатель эффективности проекта — чистую текущую стоимость (NPV). В инвестиционном анализе используется следующая модель зависимости NPVот внешних и внутренних показателей:
NPV= ( Qpi−VCQ −FC − tax + D)FM4(r, n) - IC,
где Q — годовой объем продаж, шт.; D — величина годовой амортизации, руб.; tax — годовая величина налога на прибыль, руб.; IC — начальные инвестиционные затраты, руб.
В данной модели сделано допущение, что проектный денежный поток равен величине чистой посленалоговой прибыли, скорректированной на величину неденежных статей затрат (амортизации).
В соответствии с данной моделью определяются критические точки ключевых показателей инвестиционного проекта и чувствительный край (SM) по каждому из них
Методика расчета критических точек инвестиционного проекта
Критическая точка | Формула расчета |
Безубыточный годовой объем продаж | |
Безубыточная цена единицы продукции | |
Безубыточные переменные издержки на производство единицы продукции | |
Безубыточные годовые постоянные затраты | |
Максимально допустимая величина начальных инвестиционных затрат | |
Предельно максимальная ставка налога на прибыль | |
Срок окупаемости инвестиционного проекта |
Пример для решения на практическом
Компания планирует реализацию инвестиционного проекта в течение трехлетнего периода. Необходимо оценить критические величины объема продаж, переменных и постоянных издержек, начальных инвестиционных затрат и цены инвестированного в проект капитала, при которых NPV проекта будет равна 0.
Исходные данные для анализа инвестиционной чувствительности
Показатели проекта | Периоды реализации проекта | Среднее значение | |||
1. Годовой объем реализации Q, шт. | - | 10 000 | |||
2. Цена единицы продукции p i, тыс. руб. | - | ||||
3. Переменные издержки на единицу продукции VC, тыс. руб. | - | ||||
4. Годовые постоянные затраты FC, тыс. руб. | - | 20 200 | 25 700 | 28 800 | 24 363,15 |
5. Начальные инвестиции IC, млн руб. | - | - | - | ||
6. Срок реализации проекта, лет | - | - | - | - | |
7. Величина амортизации за год D, тыс. руб. | - | ||||
8. Финансовый множитель FM2 (20%, п) | 0,833 | 0,694 | 0,578 | - | |
9. Финансовый множитель FM4 (20%, п) | - | - | - | - | 2,106 |
10. Ставка налога на прибыль, коэф. tax | - | 0,24 | 0,24 | 0,24 | - |
11. Годовой объем реализации (п.1 - п. 2), млн руб. | - | - | |||
12. Годовая величина переменных издержек (п. 1 - п. 3), млн руб. | - | - | |||
13. Годовая величина налоговых платежей (п. 11 - п. 12 - п. 4- п. 10), млн руб. | 369,55 | 493,03 | 617,09 | ||
14. Чистый денежный поток (п. 11 - п. 12 - п. 4 - п. 13 + п. 7), млн руб. | -2500 | 1170,79 | 1561,82 | 1954,66 | |
15. Чистая текущая стоимость нарастающим итогом, млн руб. | -2500 | -1329,2 | 232,61 | 2187,27 | - |
Расчет производится по средним значениям соответствующих показателей. Для того чтобы рассчитать средние значения показателей, рекомендуется использовать формулу
где Pn — значение показателя в период времени п. Рассчитаем критические точки проекта:
Оценка внутренней нормы доходности проекта при данных условиях составляет 36% (расчитано при помощи электронных таблиц Microsoft Excel.)
Далее произведем расчет чувствительного края показателей проекта
Чем меньше значение чувствительного края (SM) конкретного показателя, тем более подвержен инвестиционный проект негативному влиянию в результате воздействия различных внешних и внутренних факторов. Таким образом, у проекта, представленного финансовыми показателями с малыми значениями чувствительного края, имеется более высокая степень риска, и на данные показатели следует обратить особое внимание.
Расчет чувствительного края
Формула расчета SM | Расчет SM, % |
В нашем случае ранжирование показателей проекта по степени зависимости от влияния внутренних и внешних факторов может быть отражено следующим образом
Ранжирование показателей проекта по степени их влияния на NPV
Показатели | Планируемое значение | Крайнее безопасное значение | Чувствитель-ный край,% | Ранг показателя |
Годовой объем продаж | 8000 шт. | 6098,44 шт. | 23,77 | |
Цена единицы продукции | 800 тыс. руб. | 738,19 тыс. руб. | 7,73 | |
Переменные издержки на производство единицы продукции | 540 тыс. руб. | 601,81 тыс. руб. | 11,44 | |
Годовые постоянные затраты | 24,36 млн руб. | 518,22 млн руб. | ||
Начальные инвестиционные затраты | 2500 млн руб. | 3291,3 млн руб. | 31,65 | |
Ставка налога на прибыль | 24% | 42,2% | 76,12 | |
Срок окупаемости инвестиционного проекта | 3 года | 1,6 лет | 46,66 | |
Внутренняя норма доходности | 20% | 36% |
Наиболее существенное влияние на результаты инвестиционного проекта оказывают: цена единицы продукции, переменные издержки на производство единицы продукции, годовой объем продаж.
При снижении цены на 7,7% предприятие выходит на безубыточный уровень NPV, т.е. когда NPV= 0. То же самое произойдет при увеличении переменных издержек по производству единицы продукции на 11,4% и снижении годового объема продаж на 23,7%.
Следовательно, разработка адекватной условиям рынка ценовой политики является приоритетным направлением деятельности финансовых и маркетинговых служб предприятия.
Отдельное внимание требуется уделить снижению переменных издержек на единицу производимой продукции, в частности, за счет снижения цены поставок сырья, материалов и комплектующих; более эффективной организации труда и пр.
Проект имеет большой запас прочности по отношению к изменению постоянных издержек. Это обстоятельство позволяет компенсировать высокий риск по изменению цены единицы продукции рекламными мероприятиями, повышающими вероятность сбыта продукции.
Для проекта не представляет большой опасности рост ставок налога на прибыль, а также существенное изменение стоимости оборудования и других первоначальных инвестиционных затрат.