ХАБИБ ИБН ЗАЙД АЛЬ-АНСАРИ




ХАБИБ ИБН ЗАЙД АЛЬ-АНСАРИ

 

АБУ ТУЛХА АЛЬ-АНСАРИ

РАМЛА БИНТ АБУ СУФЙАН

ВАХШИ ИБН ХАРБ

ХАКИМ ИБН ХИЗАМ

АББАД ИБН БИШР

ЗАЙД ИБН САБИТ

РАБИА ИБН КААБ


ХАБИБ ИБН ЗАЙД АЛЬ-АНСАРИ

 

«Да будет благословение Аллаха вам и всей семье, да смилостивится Аллах над вами всеми...»

(Из соболезнования посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всей семье Хабиба)

 

В каждом уголке этого дома ощущается приятный аромат веры...

Чело каждого его обитателя отмечено стремлением к пожертвованию и жертвенности...

Именно в этом доме вырос и возмужал Хабиб Ибн Зайд аль-Ансари.

* * *

Его отец Зайд Ибн Асым был одним из лучших мусульман Йасриба. Он был также среди тех первых семидесяти мусульман, которые в аль-Акабе присягнули на верность лично посланнику Аллаха, пожав его руки. При этом с Зайдом были его жена и родители.

Мать Хабиба Умм Амара Насиба аль-Мазинийа стала первой женщиной, взявшей в руки оружие для защиты религии Аллаха и посланника Аллаха Мухаммада.

Его брат Абдулла Ибн Зайд спас от верной гибели Пророка, заслонив его своей грудью в битве при Ухуде...

Как-то посланник Аллаха сказал им даже следующее:

Да будет благословение Аллаха вам и всей семье... Да смилостивится Аллах над вами всеми...

* * *

Ещё в ранней юности в сердце Хабиба Ибн Зайда проник Божественный свет, навсегда утвердившись в нём.

Вместе со своими матерью, отцом, дядей и братом Хабибу было суждено отправиться в Мекку, чтобы в составе семидесяти лучших и самых славных людей сделать свой вклад в сотворение истории Ислама. Он протянул свою маленькую ручку и присягнул на верность посланнику Аллаха в аль-Акабе под покровом глубокой тайны.

Начиная с этого дня, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал для Хабиба более любимым человеком, чем мать и отец...

Ислам стал для Него дороже собственной жизни...

* * *

По причине малого возраста Хабиб Ибн Зайд не участвовал в битве при Бадре.

По той же причине ему не выпала честь сражаться в битве при Ухуде, поскольку в то время он ещё не мог носить оружие.

Но, возмужав, он принимал активное участие во всех походах посланника Аллаха, повсюду проявляя свой героизм, готовность к самопожертвованию и завоёвывая славу...

Однако при всём величии и грандиозности этих событий, они явились преамбулой и серьёзнейшей подготовкой другого крупнейшего события, речь о котором пойдёт ниже. Этот рассказ потрясёт вашу совесть точно так же, как потряс совесть миллионов мусульман, начиная с эпохи пророчества и вплоть до наших дней.

Несомненно, история Хабиба поразит тебя, о читатель, подобно тому, как она поражала людей во все времена.

Так выслушаем же это жестокое повествование с самого начала.

* * *

К девятому году по Хиджре окрепла основа Ислама, стали могучими его корни и столпы. Со всех концов Аравийского полуострова в Йасриб потянулись многочисленные арабские делегации, чтобы встретиться с посланником Аллаха, лично объявить ему о принятии исламской веры и присягнуть на верность и повиновение.

Среди этих делегаций была и делегация племени бану Ханифа, прибывшая из Верхнего Наджда.

* * *

Оставив своих верблюдов в пригородах Медины, делегация поручила присматривать за ними одному их своих людей по имени Мусайлима Ибн Хабиб аль-Ханафи. Все остальные отправились к Пророку, где объявили ему о переходе их и всего своего племени в исламскую веру. Посланник Аллаха с почестями встретил их и оказал им большое гостеприимство. Он повелел одарить каждого человека в делегации, в том числе и того, кого оставили присматривать за верблюдами.

* * *

Не успела делегация вернуться к своим жилищам в Наджде, как Мусайлима Ибн Хабиб стал вероотступником. Встав перед людьми, он заявил им:

— Я являюсь пророком, посланным Аллахом племени бану Ханифа подобно тому, как Аллах послал Мухаммада Ибн Абдуллу пророком к племени Курайш...

Люди племени начали постепенно сплачиваться вокруг Мусайлимы, побуждаемые разными причинами, важнейшая из которых заключалась в их крайнем национализме. Один из людей племени даже сказал:

— Могу засвидетельствовать, что Мухаммад является истинным Пророком, а Мусайлима лжец, но лжец племени Рабиа мне милее, чем правдивый человек из племени Мудар.

* * *

Когда Мусайлима достаточно окреп, приобретя силу и многих сторонников, он написал послание Пророку следующего содержания:

«От посланника Аллаха Мусайлимы к посланнику Аллаха Мухаммаду. Мир тебе.

Итак, я был приобщён к пророческой миссии наряду с тобой. Пусть же половина всей земли принадлежит нам, а другая половина курайшитам, хотя они и творят беззакония».

Затем он отправил это послание с двумя людьми. Когда Пророку прочитали его, он воскликнул, обращаясь к посланцам: «А вы что скажете на это?!»

Оба они ответили: «А мы скажем так же, как он сказал».

Тогда посланник Аллаха сказал им:

«Клянусь Аллахом, если бы послов можно было убивать, то я отрубил бы вам головы». Затем он написал Мусайлиме послание следующего содержания:

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. От Мухаммада, посланника Аллаха, к лжецу Мусайлиме. Мир тем, кто следует истинным путём. Итак, вся земля принадлежит Аллаху, а Он оставляет её в наследство тому, кому угодно Ему из Его рабов, а победа будет за праведниками». Затем с этими людьми он отправил послание Мусайлиме.

* * *

Зло и смута, творимые лжецом Мусайлимой, возрастали, и посланник Аллаха счёл необходимым направить ему новое послание с требованием прекратить творить зло и одуматься. Вручить это послание Мусайлиме он поручил герою нашего рассказа Хабибу Ибн Зайду.

В то время это был цветущий и дышащий молодостью юноша, преисполненный верой в Аллаха от головы и до кончиков пальцев на ногах.

* * *

Без проволочек и колебаний Хабиб Ибн Зайд устремился выполнять поручение посланника Аллаха. Он преодолел немало гор и долин, пока не добрался до территории, где проживали бану Ханифа Верхнем Наджде и вручил послание Мусайлиме.

Едва Мусайлима прочитал послание, как его грудь преисполнилась злобой и ненавистью, а зло и коварство исказили его некрасивое, отливающее желтизной лицо. Он приказал заковать Хабиба Ибн Зайда в кандалы и привести к нему на следующее утро.

На другой день Мусайлима возглавил собрание своих приспешников. Справа и слева от него сидели главные безбожники из числа его последователей, а тем, кто был рангом пониже, было разрешено присутствовать на собрании. Затем Мусайлима повелел привести Хабиба Ибн Зайда, который вошёл к нему, тяжело передвигаясь с кандалами на ногах.

* * *

Во весь рост, с гордо поднятой головой, Хабиб Ибн Зайд встал в центре этого злобного сборища подобно стальному копью безукоризненной прямизны.

Обратившись к нему, Мусайлима спросил:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — посланник Аллаха?

Хабиб ответил:

— Да, я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.

Поперхнувшись от злобы и гнева, Мусайлима спросил:

— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?

Хабиб язвительно ответил:

— Мои уши глухи к твоему вопросу.

Мусайлима изменился в лице, а губы его задрожали от гнева. Он приказал своему палачу:

— Отрежь кусок его тела!

Взмахнув мечом, палач отсёк кусок тела Хабиба, и он упал на землю.

Мусайлима повторил вопрос:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — посланник Аллаха?

Хабиб ответил:

— Да, я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.

Мусайлима спросил:

— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?

Хабиб ответил:

— Я же сказал тебе: «Мои уши глухи к твоему вопросу».

Мусайлима приказал отрубить ещё один кусок тела Хабиба. Палач сделал это, и второй кусок упал на землю рядом с первым. Взгляды всех присутствующих были устремлены на Хабиба, настолько они были поражены его стойкостью и мужеством.

Мусайлима продолжал задавать свои вопросы, палач рубил тело Хабиба, а Хабиб продолжал отвечать: „

— Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.

Уже почти половина его тела превратилась в куски, разбросанные по земле, но оставшийся обрубок продолжал говорить...

Наконец отлетела душа Хабиба, но на его праведных губах было имя Пророка, которому он присягнул на верность ночью в аль-Акабе... имя Мухаммада, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Печальную весть о кончине Хабиба сообщили его матери Насиб аль-Мазинийе, которая сказала только:

«Именно к этому подвигу я и готовила его. Я безропотно принимаю его гибель во имя Аллаха...

Совсем маленьким он присягнул на верность посланнику Аллаха когда-то ночью в аль-Акабе и до конца выполнил свой долг уже будучи взрослым...

Если Аллах позволит мне встретиться когда-нибудь с Мусайлимой, то я сделаю так, что его дочери будут хлопать себя по щекам в знак траура по нему...»

* * *

Недолго пришлось ждать Насибе заветного дня...

Вскоре муэдзин Абу Бакра возвестил в Медине, чтобы правоверные поднимались на войну с лжепророком Мусайлимой...

В рядах выступившей в поход мусульманской армии находилась Насиба аль-Мазинийа и её сын Абдулла Ибн Зайд.

В славный день аль-Йамамы все видели Насибу, которая подобно свирепой львице крушила ряды врагов, восклицая:

— Где же враг Аллаха? Покажите мне врага Аллаха...

Наконец она пробилась к нему и обнаружила Мусайлиму распростёртым на земле, а мечи мусульман были испачканы его кровью. Насиба обрадовалась, а её душа пришла в умиротворённое состояние.

А почему бы и нет?!

Разве Всевышний и Всемогущий Аллах не отомстил за смерть её праведного и добросердечного сына его коварному и злобному убийце?

Разумеется, да!

Каждый из них ушёл к своему Владыке, но один попал в Рай, а другой — в адское пламя...

АБУ ТУЛХА АЛЬ-АНСАРИ

(Зайд Ибн Сахл)

 

«Мы не знаем более ценного махра, чем тот, который Абу Тулха выделил Умм Сулайм. Он одарил её на свадьбу своим переходом в Ислам».

(Мединские женщины)

 

Когда Зайд Ибн Сахл ан-Наджари, получивший прозвище Абу Тулха, узнал, что ар-Румайса Бинт Милхан ан-Наджарийа стала вдовой после смерти её мужа, то буквально подпрыгнул от радости. Да в этом и не было ничего удивительного, поскольку ар-Румайса, прозванная Умм Сулайм, была идеально целомудренна, умна, рассудительна и обладала другими совершенными качествами.

Абу Тулха решил немедленно посвататься к ней, пока его не опередил какой-нибудь другой мужчина из тех, кому нравятся такие женщины.

Он был убеждён, что Умм Сулайм никогда не отдаст предпочтения никому другому из претендентов на её руку, кроме него самого.

Абу Тулха был мужественным, знатным и весьма богатым человеком... Кроме того, он был искусным наездником и рыцарем племени бану ан-Наджар, а также одним из лучших лучников Йасриба.

* * *

Абу Тулха направился к дому Умм Сулайм...

По пути он внезапно вспомнил, как, наслушавшись речей мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра, Умм Сулайм уверовала в Мухаммада и приняла его религию.

Однако тут же Абу Тулха сказал сам себе: «Ну и что из того? Разве её умерший муж не исповедовал религию своих предков, выступая против Мухаммада и его призыва?»

* * *

Подойдя к дому Умм Сулайм, Абу Тулха попросил разрешения войти, на что Умм Сулайм дала согласие. Кроме неё в доме находился её сын Анас. Когда Абу Тулха сделал Умм Сулайм предложение, она ответила:

— Людей, подобных тебе, о Абу Тулха, не отвергают, но я не выйду за тебя замуж, так как ты неверный...

Абу Тулха решил, что Умм Сулайм пытается тем самым найти отговорки и отказать ему, так как предпочла ему другого, более богатого и более знатного жениха.

Он сказал ей:

— Клянусь Аллахом, вовсе не это мешает тебе стать моей женой, о Умм Сулайм.

—Тогда что же мне мешает? — воскликнула Умм Сулайм.

Абу Тулха сказал:

— Жёлтое и белое... Золото и серебро...

— Золото и серебро?!

— Да, — ответил Абу Тулха.

Тогда Умм Сулайм сказала:

— Истинно, я свидетельствую тебе, о Абу Тулха, а также свидетельствую Аллаху и Его посланнику, что если ты примешь Ислам, то я готова стать твоей женой без всякого золота и серебра. Твой переход в Ислам и будет моим махром.

* * *

Услышав слова Умм Сулайм, все помыслы Абу Тулхи обратились к идолу, которого он сделал из ценного сорта дерева и стал поклоняться ему, как своему личному богу. Так поступали вожди его племени.

Однако Умм Сулайм решила ковать железо, пока оно горячо, поэтому тут же предложила:

— Разве ты не знаешь, о Абу Тулха, что твоё божество, которому ты поклоняешься, не признавая Аллаха, выросло из земли?

— Да, знаю, — ответил Абу Тулха.

Умм Сулайм воскликнула:

— И не стыдно тебе поклоняться корню дерева или пню, сделав из части его себе божество, когда другой человек использовал другую его часть в качестве дров, чтобы согреться или испечь лепёшку? Если ты, о Абу Тулха, примешь исламскую веру, то я соглашусь быть твоей женой. И никакого другого калыма мне не нужно, кроме твоего Ислама.

— А кто примет меня в Ислам? — спросил он.

— Я могу сделать это, — ответила Умм Сулайм.

— Каким образом?

— Скажи слово истины, засвидетельствуй, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. Затем отправляйся к себе домой, разбей и выбрось своего идола.

С выражением смешанных чувств на лице Абу Тулха произнёс:

— Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.

Затем Абу Тулха взял себе в жёны Умм Сулайм...

Мусульмане говорили по этому поводу:

— Мы никогда не слышали о более ценном махре, чем тот, который получила Умм Сулайм... Она сделала Ислам своим калымом...

* * *

Начиная с этого дня, Абу Тулха встал под знамя Ислама, отдавая все свои незаурядные силы его служению.

Он был одним из тех семидесяти, кто присягнул на верность посланнику Аллаха в Акабе, где с ним также была его жена Умм Сулайм.

Он стал одним из двенадцати старших мусульман Йасриба, назначенных посланником Аллаха в ту же ночь.

После этого Абу Тулха участвовал во всех военных походах посланника Аллаха, проявив подлинный героизм и храбрость.

Однако лучшие дни, проведённые им вместе с посланником Аллаха — это битва при Ухуде.

Предлагаем вашему вниманию рассказ об этих событиях.

* * *

Искренняя и пылкая любовь к посланнику Аллаха проникла в глубину сердца Абу Тулхи и вместе с кровью растеклась по всем жилам. Он никак не мог вдоволь насмотреться на Пророка и наслушаться его чистых и возвышенных речей.

Преклоняя колена перед ним, Абу Тулха говорил ему: «Моя душа будет выкупом для твоей души, а моё лицо будет защитой для твоего лица».

В битве при Ухуде мусульмане отступили от посланника Аллаха, и его со всех сторон атаковали язычники, выбили ему зуб, рассекли кожу на лбу, повредили губу, и кровь залила лицо Пророка...

Паникёры распустили даже слух, что Мухаммад убит. Это известие ещё больше потрясло мусульман, и они начали в беспорядке отступать перед врагами Аллаха.

В этот напряжённый момент рядом с посланником Аллаха осталась горстка людей во главе с Абу Тулхой.

* * *

Подобно несокрушимой скале перед посланником Аллаха встал Абу Тулха, и Пророк прикрылся им, как щитом.

Абу Тулха подтянул тетиву своего безотказного лука и приготовил разящие без промаха стрелы. После этого, защищая посланника Аллаха, он начал одного за другим уничтожать язычников. Пророк, следя за полётом стрел, постоянно высовывался из-за Абу Тулхи, который, опасаясь за его жизнь, уговаривал его не делать этого, взывая:

— Ты для меня отец и мать. Заклинаю тебя не показываться, а не то они поразят тебя. Истинно, я защищаю тебя своей грудью и телом. Да буду я твоим выкупом!

Когда мимо посланника Аллаха пробегал один из отступающих мусульман с колчаном стрел, Пророк позвал его и попросил:

— Рассыпь свои стрелы перед Абу Тулхой, а не убегай с ними.

Абу Тулха продолжал защищать посланника Аллаха, пока не сломал три лука и не убил столько язычников, сколько было угодно Аллаху. Затем битва закончилась, и Аллах даровал Своему пророку спасение и защиту.

* * *

Подобно тому, как Абу Тулха не щадил собственной жизни в самых тяжёлых боях во имя Аллаха, точно так же он бескорыстно и щедро жертвовал свои средства.

Он был владельцем, например, самого крупного в Медине сада с пальмами и виноградником, где были чистейшая вода и вкуснейшие плоды.

Как-то раз Абу Тулха молился среди тенистой зелени своего сада, и его внимание привлекла красивая певчая птичка зелёного цвета с красным клювом и красивыми лапками. С приятным щебетанием птичка порхала среди деревьев и её вид привёл Абу Тулху в восхищение. Наблюдая за ней, он замечтался...

Внезапно придя в себя, Абу Тулха обнаружил, что он не помнит, сколько же он молился?

Два раката... Три... Он никак не мог вспомнить...

Закончив Намаз, Абу Тулха немедленно отправился к посланнику Аллаха и пожаловался ему на свою душу, которую прекрасный сад, тенистые деревья и певчая птичка отвлекли от Намаза.

Затем он сказал Пророку:

— Будь же свидетелем, о посланник Аллаха, что я отдаю этот сад в качестве моего пожертвования Всевышнему Аллаху... Распорядись же им, как это угодно Аллаху и Его посланнику.

Свою жизнь Абу Тулха провёл в непрерывном посте и Джихаде и умер постящимся муджахидом....„

Об Абу Тулхе рассказывают, что после кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он почти тридцать лет провёл в непрерывном посте, разговляясь только в праздники, когда пост запрещён. Он прожил долгую жизнь, став стариком преклонного возраста, но его старость не помешала ему продолжать Джихад во им Аллаха, вознося над Землёй Его Слово и укрепляя Его религию.

В эпоху правления халифа Усмана Ибн Аффана мусульмане приняли решение осуществить военно-морской поход. Абу Тулха начал готовиться к выступлению в поход с армией мусульман, но его сыновья сказали ему:

— Да смилостивится Аллах над тобой, отец. Ты же глубокий старик. Ты участвовал в походах посланника Аллаха, Абу Бакра и Умара. Пришло время тебе отдыхать, а вместо тебя воевать будем мы.

Абу Тулха ответил:

— Истинно Всевышний и Всемогущий Аллах говорит: «Поднимайтесь на Джихад налегке и отягощённые». Это означает, что все обязаны участвовать в Джихаде, в том числе старики и молодёжь, и возрастные границы нам не определены.

Его решимость выступить в поход оставалась непреклонной...

* * *

Находясь на борту судна среди мусульманских воинов в открытом море, Абу Тулха серьёзно заболел и скончался. Мусульмане начали искать какой-нибудь остров, чтобы похоронить его там. Это удалось им только через семь дней, и за всё это время находившийся среди них покойник абсолютно не изменился, как будто пребывая в глубоком сне.

На одном из морских островов, вдали от родной земли, своих близких и дома был похоронен Абу Тулха...

Но что такое удалённость от людей по сравнению с близостью ко Всевышнему и Всемогущему Аллаху...

РАМЛА БИНТ АБУ СУФЙАН

 

«Всем остальным Умм Хабиби предпочла Аллаха и Его посланника. Ей было ненавистно возвращение к язычеству, подобно тому, как человеку ненавистно быть брошенным в огонь».

(Из высказываний историков)

 

Абу Суфйану Ибн Харбу и в голову не приходило, то кто-то из курайшитов может его ослушаться или перечить ему в каком-нибудь важном деле. Он был правителем Мекки, которому все подчинялись, и её вождем, которому все покорно следовали.

Однако его дочь Рамла, прозванная Умм Хабиба, развеяла это заблуждение. Это произошло, когда, прекратив поклоняться божеству своего отца, она вместе со своим мужем Убайдуллой Ибн Джахшем уверовала в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, а также в миссию Его пророка Мухаммада Ибн Абдуллу, да благословит его Аллах и приветствует.

Используя всю свою силу и мощь, Абу Суфйан попытался вернуть свою дочь и её мужа в лоно религии своих предков, но все его усилия оказались безуспешными. Вера, укрепившаяся в сердце Рамлы, настолько глубоко укоренилась, что её не смогли вырвать никакие потуги Абу Суфйана, а его гнев был не в состоянии поколебать её.

* * *

Из-за перехода в исламскую веру Рамлы глубокая тревога овладела Абу Суфйаном. Он не представлял себе, как он будет смотреть в глаза курайшитам, встретившись с ними после того, как не смог добиться подчинения от собственной дочери и заставить её отказаться от следования Мухаммаду.

* * *

Когда курайшиты узнали, что Абу Суфйан разгневался на Рамлу и её мужа, то это придало им смелости в нападках на них. Курайшиты начали всячески притеснять Рамлу и её мужа, и их травля достигла того, что жизнь в Мекке для обоих супругов стала почти невыносимой.

Когда посланник Аллаха разрешил мусульманам переселиться в Эфиопию, Рамла Бинт Абу Суфйан, её маленькая дочь Хабиба и муж Убайдулла Ибн Джахш были среди первых мухаджиров, кто решили спасти свою веру и уберечь религию Аллаха под защитой и покровительством эфиопского негуса.

Однако Абу Суфйан Ибн Харб и другие вожди курайшитов никак не могли смириться с тем, что из их рук ускользнули эти мусульмане, вкусив прелесть спокойной жизни в Эфиопии.

Они направили к негусу своих посланцев, чтобы поссорить его с ними и попросить у него выдать беглецов. Посланцы курайшитов сказали также негусу, что мухаджиры распускают гнусные измышления о Христе и его матери Марйам.

Негус послал к вождям мухаджиров, чтобы узнать их подлинное положение, и о том, что они говорят о Исе Ибн Марйам и его матери. Он попросил также, чтобы ему прочитали некоторые аяты Корана, ниспосланного в сердце их Пророка.

Когда негусу сообщили истину об Исламе и прочитали некоторые аяты из Корана, он так расплакался, что борода у него стала мокрой, после чего он сказал:

— Поистине, то, что ниспослано вашему Пророку Мухаммаду, и то, с чем пришёл Иса Ибн Марйам, проистекает из одного источника света.

Затем он объявил, что верует в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, и пророчество Мухаммада...

Негус объявил также, что любой мусульманин, переселившийся на территорию Эфиопии, находится под его защитой, несмотря на то, что его епископы отказались принять исламскую веру и остались христианами.

* * *

После всего этого Умм Хабиба решила, что после тягостей настали светлые дни, и что её долгие хождения по мукам закончились, наконец, в оазисе безопасности... Однако она и не подозревала, что ей уготовано судьбой...

* * *

Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, было угодно подвергнуть Умм Хабибу суровому экзамену, в ответах на вопросы которого запутались самые умные и обладающие глубокими знаниями мужчины. Ей также было суждено с блеском и триумфом выйти победительницей из этого тяжёлого испытания...

* * *

В одну из ночей Умм Хабиба увидела во сне, что муж её Убайдулла Ибн Джахш барахтается в морской пучине, а морские волны захлёстывают его, и он, находясь в безвыходном положении, всё глубже погружается во мрак бездны...

Обеспокоенная и напуганная, Умм Хабиба очнулась от сна. Ей не хотелось рассказывать мужу или кому-нибудь ещё о том, что ей привиделось. Однако очень скоро её сон стал реальностью, так как не прошло и одного дня после той злополучной ночи, как Убайдулла Ибн Джахш отказался от своей религии и перешёл в христианство...

После этого он зачастил в винные лавки, пристрастился к «зелёному змию» и уже был не в состоянии прекратить злоупотреблять спиртным.

Перед Умм Хабибой встала дилемма, причём каждое из двух возможных решений было хуже другого: ей предстояло либо развестись, либо самой перейти в христианскую веру...

* * *

Внезапно Умм Хабиба обнаружила, что есть ещё третий вариант выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, она могла, во-первых, пойти навстречу своему мужу, который всё более настойчиво призывал её принять христианство и отказаться, страшно сказать, от своей религии, что стало бы страшным позором в этом мире и повлекло бы за собой тяжкую кару в ином. Такое решение было абсолютно неприемлемым для Умм Хабибы, даже если бы с неё живой срывали плоть с костей железными гребнями...

Во-вторых, она могла вернуться в дом своего отца в Мекке, который продолжал быть оплотом язычества, где бы влачила жалкое существование, униженная в своей религии...

В-третьих, она могла остаться одинокой и бездомной в Эфиопии, не имея родных, потеряв родину и все средства существования.

Однако Умм Хабиба предпочла другое решение, угодное Всемогущему и Всевышнему Аллаху, кроме трёх, указанных выше. Она твёрдо решила остаться в Эфиопии, пока Аллах Сам ниспошлёт ей облегчение.

* * *

Не надолго затянулось ожидание Умм Хабибы.

Облегчение и радость пришли к ней сразу же после окончания положенного срока выжидания (идда) после смерти её мужа, прожившего очень недолго после перехода в христианство.

Наконец-то удача распростёрла свои изумрудно-зелёные крылья над домом Умм Хабибы, где царила необычная тоска.

Как-то светлым утром в дверь её дома постучали. Открыв её, Умм Хабиба обнаружила, что к ней пришла Абраха — личная служанка царя Эфиопии.

Вежливо и с достоинством поприветствовав её, Умм Хабиба позволила ей войти. Служанка сказала:

— Царь Эфиопии приветствует тебя и просит передать, что посланник Аллаха Мухаммад посватался к тебе... Он прислал царю послание, в котором попросил его быть доверенным при заключении с тобой брачного контракта. Своим доверенным лицом ты можешь сделать кого угодно тебе.

* * *

Умм Хабиба пришла в восторг и радостно воскликнула: «Аллах прислал тебя с доброй вестью! Аллах прислал тебя с добром!»

Она начала срывать с себя драгоценности, чтобы одарить ими Абраху. В первую очередь она сняла два браслета и вручила их ей. За ними последовали ножные кольца, серьги и перстни...

Если бы Умм Хабибе принадлежали даже все сокровища этого мира, то в этот момент она бы с лёгкостью отдала бы их все.

Затем она сказала Абрахе:

— Моим доверенным человеком будет Халид Ибн Саид Ибн аль-Ас, поскольку он один из моих родственников.

* * *

Дворец негуса располагался на заросшем зеленью холме, возвышавшемся среди одного из прекрасных парков Эфиопии. В одном из просторных залов дворца, украшенного затейливой резьбой и орнаментами с блестящими и ярко горящими светильниками, обставленном богатой мебелью, собрались самые знатные из сподвижников посланника Аллаха, проживавшие в Эфиопии... Среди них были такие известные личности, как Джаафар Ибн Абу Талиб, Халид Ибн Саид Ибн аль-Ас, Абдулла Ибн Хузайфа ас-Сахми и другие, чтобы быть свидетелями заключения брачного контракта между Умм Хабибой Бинт Суфйан и посланником Аллаха.

Когда все собрались, собрание возглавил негус, обратившись к присутствующим со следующими словами:

— Я воздаю хвалу Аллаху Священному, Верному, Могущественному. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и Его посланник. Именно о нём принёс благую весть Иса Ибн Марйам. Итак, посланник Аллаха попросил меня, чтобы я выдал за него замуж Умм Хабибу Бинт Абу Суфйан. Я положительно ответил на эту просьбу, и в соответствии с законом Аллаха и Его посланника от имени Пророка предоставил Умм Хабибе четыреста динаров золотом.

После этого он отсыпал динары Халиду Ибн Саиду Ибн аль-Асу.

Поднявшись, Халид сказал:

— Хвала Аллаху, я восхваляю Его, и испрашиваю Его помощи, отпущения грехов и каюсь пред Ним. Я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, принёсший от Него религию истинного пути и Истины, чтобы она превзошла все религии, даже если и ненавистно это неверным. Итак, я ответил положительно на просьбу посланника Аллаха и отдаю ему в жёны свою доверенную Умм Хабибу Бинт Абу Суфйан. Да благословит Аллах посланника Его женой его. Пусть же счастлива будет Умм Хабиба тем добром, которым наградил её Аллах...

Затем он поднялся с деньгами и направился к Умм Хабибе, чтобы вручить их ей. Вслед за тем поднялись его товарищи, собираясь разойтись.

Но тут негус сказал:

— Прошу вас оставаться на местах, так как по закону пророков при такой церемонии следует подавать угощение.

Негус попотчевал гостей, которые после этого удалились.

* * *

Умм Хабиба рассказывала:

«Когда мне принесли деньги, я отправила пятьдесят мискалей золота Абрахе, принесшей мне добрую весть, и сказала; “Я бы обязательно вознаградила тебя в тот день, когда ты принесла мне добрую весть, но у меня тогда не было денег...”

Однако очень скоро ко мне пришла Абраха и вернула мне золото, а затем, достав сосуд для благовоний, где находились подаренные ей мною драгоценности, также вернула мне их со словами: “Царь строго повелел мне, чтобы я ничего у тебя не брала, а всем своим женщинам повелел одарить тебя всеми благовониями, которые у них есть”.

На следующий день мне привезли благовонное жёлтое дерево, палочки для воскурения и амбру.

Обратившись ко мне, Абраха сказала:

— У меня к тебе есть одна просьба.

— Какая же? — поинтересовалась я.

— Я приняла исламскую веру и следую религии Мухаммада, поэтому обязательно не забудь передать ему, что я уверовала в Аллаха и Его посланника.

После этого она приготовила всё моё приданое».

* * *

Далее Умм Хабиба рассказала:

«Меня отвезли к посланнику Аллаха, и когда я встретилась с ним, то рассказала ему всё о том, как прошла церемония, как я поступила с Абрахой, и передала ему от неё большой привет.

Пророка это очень обрадовало и он сказал:

— И ей мир, милость Аллаха и Его благословение».

ВАХШИ ИБН ХАРБ

 

«Он убивал лучших людей после Мухаммада... Но он также убил и худших людей».

(Из высказываний историков

)

Кто же этот человек, который нанёс кровавую рану в сердце посланника Аллаха, убив его дядю Хамзу Ибн Абдель Мутталиба в битве при Ухуде?

Кто же он, кто впоследствии излечил сердца мусульман, убив лжепророка Мусайлиму в день аль-Йамамы?

Этим человеком был Вахши Ибн Харб аль-Хабаши, получивший прозвище Абу Дасама.

Его история драматична, кровава и печальна. Приготовься же, о читатель, выслушать её так, как он сам рассказывает драму своей жизни.

Итак, слово самому Вахши:

«В детстве я был рабом одного из вождей курайшитов по имени Джубайр Ибн Мутым.

В битве при Бадре его дядя Туайма пал от руки Хамзы Ибн Абдель Мутталиба. Мой хозяин крайне тяжело переживал эту утрату, а затем поклялся своими божествами ал-Лат и аль-Уззой отомстить за смерть дяди, покончив с его убийцей, чего бы это ни стоило.

После этого он стал выжидать удобного случая, чтобы убить Хамзу».

* * *

Вахши Ибн Харб далее рассказывал:

«Вскоре после этого курайшиты решили выступить в поход к Ухуду, чтобы покончить с Мухаммадом Ибн Абдуллой и отомстить за своё поражение при Бадре.

Курайшиты собрали свои собственные войска, а также привлекли силы союзников, тщательно всё подготовили и назначили Абу Суфйана Ибн Харба командующим армии.

Абу Суфйан счёл необходимым включить в состав выступающих в поход войск отряд знатных курайшиток, которые потеряли в битве при Бадре своих отцов, сыновей, братьев или кого-нибудь из родственников. Задача этих женщин состояла в том, чтобы вдохновлять войска в бою и не допускать бегства мужчин. Женское подразделение возглавляла жена Абу Суфйана Хинд Бинт Утаба, отец, дядя и брат которой были убиты в битве при Бадре...

Перед самым выступлением армии в поход Джубайр Ибн Мутым обратился ко мне и спросил:

— Не хотелось бы тебе, о Абу Дасама, избавиться от рабства?

— А кто это может сделать? — спросил я.

— Я могу это сделать, — сказал Джубайр.

— Каким образом? — спросил я.

Он ответил: “Если ты убьёшь Хамзу Ибн Абдель Мутталиба, дядю Мухаммада, отомстив тем самым за смерть моего дяди Туаймы Ибн Ади, убитого им, то ты свободен.

— А кто даст мне гарантию того, что это действительно так? — спросил я.

— Да кто угодно! Могу засвидетельствовать это перед всеми публично, — ответил он.

— Я готов, и я сделаю это, — заявил я».

Далее Вахши продолжал:

«Я был эфиопом по происхождению и был обучен искусному метанию ножей без промаха.

Взяв свой кинжал, я отправился в поход со всей армией. Я находился в арьергарде рядом с женщинами и страстно стремился в бой...

Всякий раз, когда я проходил мимо жены Абу Суфйана Хинд, или же она, пройдя мимо меня, замечала сияющий на солнце кинжал в моей руке, то восклицала:

— О Абу Дасама! Избавь наши сердца от неукротимой ярости к Мухаммаду и его двоюродному брату...

Когда мы достигли Ухуда, и две армии сошлись в яростном бою, я бросился искать Хамзу Ибн Абдель Мутталиба, которого я знал раньше. Однако Хамза не собирался ни от кого скрываться, поскольку на его голове было укреплено страусиное перо, чтобы его видели его соратники. Этот обычай был принят у храбрых и отважных воинов среди арабов.

Очень скоро я заметил Хамзу, который, подобно могучему верблюду пепельной масти, отважно сражался в самой гуще схватки. Он буквально разрубал своим мечом солдат противника на части, и никто не мог устоять или противостоять этому чудовищному напору. Когда я готовился напасть на него и поджидал, прячась за деревом или камнем, пока Хамза приблизится ко мне, я увидел, как к нему подскакал курайшитский воин по имени Сибаа Ибн Абдель Узза с криком:

— Выходи на поединок, о Хамза! Выходи на поединок со мной.

Хамза принял вызов и крикнул: “Давай, подходи ко мне, о сын язычницы! Давай ко мне!”

Хамза бросился на него и первым нанёс удар мечом. Сибаа замертво рухнул на землю перед Хамзой, обливаясь кровью...

В этот момент я занял удобную позицию по отношению к Хамзе и начал взмахивать кинжалом, ожидая выгодного момента. Наконец я метнул свой кинжал, который попал Хамзе в нижнюю часть живота и вышел между ног.

Он тяжело сделал пару шагов в направлении меня, а затем рухнул на землю. Кинжал наполовину торчал в его теле. Убедившись, что он мёртв, я подошёл к нему и выдернул кинжал. Затем я вернулся в палатку и уселся там. Больше мне никто не был нужен, так как я убил Хамзу ради своего освобождения...»

* * *

Далее Вашхи продолжал:

«Сражение постепенно усиливалось и, хотя шло с переменным успехом, кольцо в окружении вокруг Мухаммада становилось всё теснее, а убитых всё больше.

В это время группа женщин под предводительством Хинд Бинт Утабы подошла к убитым мусульманам, и они начали творить над нами всяческие надругательства. Сама Хинд и другие вспарывали им животы, выкалывали глаза, вырезали носы и отсекали уши. Затем Хинд сделала из носов и ушей ожерелье и серьги, повесив их на себя. Свои же серьги и ожерелье она бросила мне со словами:

— Это тебе, о Абу Дасама... Возьми их себе и сохрани, так как это ценные вещи.

Когда битва при Ухуде завершилась, я вместе с армией вернулся в Мекку. Джубайр Ибн Мутым выполнил данное мне обещание и сбросил с меня ярмо рабства. Я стал свободным человеком...»

* * *

Вахши далее рассказывал:

«Однако призыв Мухаммада и его религия крепли день ото дня. С каждым днём мусульман становилось всё больше. По мере того, как религия Мухаммада становилась всё более популярной среди людей, я впадал всё в большую тоску, и в моей душе рос страх, постепенно захватив её целиком.

В таком состоянии я и продолжал пребывать, пока в Мекку не вступил Мухаммад во главе огромной освободительной армии.

В такой ситуации мне пришлось бежать в Таиф,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: