Стихотворный размер (метр)




Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Проза и поэзия

Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихотворная речь).

Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

Само слово проза происходит от латинского. Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю страницу и свободно устремляющуюся вперед.

Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и звучании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся медленнее, чем проза.

Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающейся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.

Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с мелодией.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом

превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.

Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

Проза рассуждает, поэзия рисует.

Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».

Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде!..», «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.

Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

Основы стихосложения

Понятие Формулировка
Рифма Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи
Строфа Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом
Ритм Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.
Понятие Формулировка
  С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы: 1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); 2) стиховых строк равной длительности (силлабический); 3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); 4) звуков в конце строк (рифма); 5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); 6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое; 7) пауз в конце стиховых строк; 8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура); 9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)

Стихотворный размер (метр)

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

Понятие Формулировка Пример
Ямб Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. М. В. Ломоносов
  пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.)  
Хорей Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... А. С. Пушкин
Дактиль Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов
Амфибрахий Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе. Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А. А. Фет
Анапест Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе 1Ш- | У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота... Н. А. Некрасов

Система рифмовки

Понятие Формулировка Пример
Перекрестная Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме аЬаЪ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов
     
Параллельная (смежная, парная) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме ааЬЬ Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик... Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто
Опоясывающая (кольцевая) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме аЬЬа Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е. А. Баратынский
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: