Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
Проза и поэзия
Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихотворная речь).
Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.
Само слово проза происходит от латинского. Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю страницу и свободно устремляющуюся вперед.
Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и звучании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся медленнее, чем проза.
Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающейся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.
Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с мелодией.
Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом
превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.
Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.
По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.
|
Проза рассуждает, поэзия рисует.
Проза суха, поэзия взволнована и волнует.
Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».
Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде!..», «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.
Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.
Основы стихосложения
Понятие | Формулировка |
Рифма | Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи |
Строфа | Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом |
Ритм | Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных. |
Понятие | Формулировка |
С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы: 1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); 2) стиховых строк равной длительности (силлабический); 3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); 4) звуков в конце строк (рифма); 5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); 6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое; 7) пауз в конце стиховых строк; 8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура); 9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм) |
Стихотворный размер (метр)
|
Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.
В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).
|
Понятие | Формулировка | Пример |
Ямб | Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), | Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. М. В. Ломоносов |
пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.) | ||
Хорей | Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... А. С. Пушкин |
Дактиль | Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе | Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов |
Амфибрахий | Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе. | Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А. А. Фет |
Анапест | Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе | 1Ш- | У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота... Н. А. Некрасов |
Система рифмовки
Понятие | Формулировка | Пример | ||
Перекрестная | Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме аЬаЪ | Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов | ||
Параллельная (смежная, парная) | Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме ааЬЬ | Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик... Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто | ||
Опоясывающая (кольцевая) | Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме аЬЬа | Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е. А. Баратынский | ||