Общая характеристика транспортной системы России




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика транспортной системы России …………......……..4

2. В каких сферах деетелности она заключается………………………………14

3. Политическая функция транспортной системы…………………………….16

4. Заключение …………………………………………………………………....17

5. Список использованных источников……………………………………….19

Введение

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно – правовыми взаимоотношениями. В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, воздушный, трубопроводный, а также промышленный, городской, космический транспорт, транспорт электроэнергии и информации (связь). Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединённых территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определённой сфере использования. Единство транспортной системы даёт возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную технологию и формы взаимодействия, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат.

Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей, ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей. Транспорт – «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в его создании.

Общая характеристика транспортной системы России

Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимодействующих видов транспорта, удовлетворяющих экономические и социальные потребности страны в перевозках. Различные виды транспорта должны быть связаны экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовымивзаимоотношениями. ЕТС это не простая сумма отдельных элементов (видов транспорта), а новое качество.

Система – (греч. – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Термин «система» охватывает очень широкий спектр понятий. Частью нашего физического окружения являются горные системы, системы рек, солнечная система. Наше тело состоит из нервной, мышечной, скелетной систем, системы кровообращения. Ежедневно мы сталкиваемся с системой связи, транспорта, информации, экономики. Понятие «система» противоположно понятию «хаос». Можно определить систему как организованное множество, образующее целостное единство. Иными словами, система – это все то, что состоит из связанных друг с другом частей (игра в футбол – система, футбольный мяч – нет). Сложность системы определяется как сложность составляющих ее элементов. Большая система включает в себя ряд систем, которые в свою очередь содержат другие системы. Вселенная, например, включает в себя множество галактик. Внутри одной из них, Млечного Пути, находится солнечная система – одна из многих планетарных систем. Единая транспортная система состоит из отдельных элементов или видов транспорта, но это будет не простая их сумма, а новое качество, которое не сводится к сумме исходных элементов. Состыковать различные виды транспорта в настоящее время является сложной задачей, основные причины – это недостаточность развития инфраструктуры, несовершенство механизмов взаимодействия технологий, а также недостаток грамотных специалистов в области управления и организации взаимодействия транспортной системы. Транспортная система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам транспортного обеспечения.

 

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая комплекс транспортно – технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов.
Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов.
Транспорт способен существенно влиять на экономический рост. Расширение торговли, повышения уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы.
Транспорт, как и всякая производственная система, имеет внешнюю и внутреннюю среду. Транспорт имеет большое значение, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в перемещениях.
Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимодействующих видов транспорта, удовлетворяющих экономические и социальные потребности страны в перевозках. Структура транспортной системы страны представлены на рис. 1. Базовой основой ЕТС является сеть путей сообщения – железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных.
Их общая протяжённость в России превышает 2 млн. км. Почти 75 % этой протяжённости приходится на автодорожный и воздушный транспорт. Доли других видов транспорта не столь значительны. Так, суммарная доля магистральных железных дорог и подъездных железнодорожных путей равна 9 % от всей транспортной системы страны. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению. В настоящее время на транспортный комплекс России приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не
Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.
Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.
По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств.
В транспортный комплекс страны наряду с взаимодействующими видами транспорта входят также предприятия транспортного машиностроения, транспортного строительства, транспортно-экспедиторские фирмы, а также структуры по подготовке кадров, проведению проектных и научно-исследовательских работ для нужд транспорта. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, но также зависит от ох качества, надёжности и регулярности.
Транспортную систему формируют различные виды транспорта. Здесь следует отметить, что деление транспорта на виды коренным образом отличается от деления промышленности и сельского хозяйства на отрасли. Разные виды транспорта создают, вообще, одну и ту же продукцию – осуществляют перемещение грузов и пассажиров. Исходя из качественного различия продукции можно было бы выделить только две отрасли транспортного производства – пассажирский и грузовой транспорт. Однако все виды транспорта (за исключением лишь трубопроводного) способны выполнять как грузовые, так и пассажирские перевозки.
Виды транспорта отличаются друг от друга не качественными особенностями их продукции, родом используемого сырья или стадией производства, а использованием естественных или искусственных путей сообщения. Эти различия носят преимущественно географический характер. Не случайно виды транспорта естественно группируются по геосферам (наземный, водный и воздушный).
Разные виды транспорта пользуются различными естественными или искусственно сооруженными путями сообщения. К последним относятся железные и автомобильные дороги, трубопроводы, морские и внутренние судоходные каналы, а также значительная часть улучшенных речных путей.
Наряду с делением транспорта на виды немаловажное значение имеет также подразделение транспортных предприятий и их работы по характеру обслуживаемых связей, т.е. по видам сообщения. Так, различают международные и внутригосударственные сообщения, делящиеся, в свою очередь, на межрайонные, внутрирайонные и местные, междугородные и внутригородские сообщения.
Вместе с тем ни один вид транспорта нельзя признать полностью монопольным, поскольку в определённых пунктах своей сети он, как правило, стыкуется с другими видами транспорта, которые обеспечивают продолжение перевозок людей и грузов до конечного пункта их назначения.
Например, чтобы отправить железнодорожным, водным или воздушным транспортом какой-либо груз, его сначала нужно подвести автомобильным транспортом к станции или порту отправления и перегрузиь в подвижной состав, в котором перевозка этого груза будет продолжена. Автомобильный транспорт, пожалуй, единственный вид транспорта, который обеспечивает доставку грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери». Однако следует иметь ввиду, что автомобильный транспорт является наземным видом транспорта и эффективность его использования зависит от дальности перевозок. Иными словами ЕТС полагает комбинированное использование различных видов транспорта на основе их технологического воздействия. Широкое развитие контейнерных, паромных перевозок, создание судов класса «река-море» послужило активному объединению видов транспорта в ЕТС. Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и правовом пространстве. Кроме того, все взаимодействующие виды транспорта испытывают на себе функции государственного регулирования их деятельности как в масштабах страны, так и на региональном уровне.
Главной задачей ЕТС должно стать наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия этих элементов внутренней среды транспортно – дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания внешней среды. В настоящее время, несмотря на определенные научные результаты и практические усилия по формированию единой транспортной системы, единство транспортного комплекса в России полной мере не обеспечено. И дело не только в технических трудностях или отсутствии единого управляющего органа. Такой орган создан – Министерство транспорта Российской Федерации. Однако, «состыковать» различные виды транспорта, да еще при рыночных отношениях и разных формах собственности, труднее, чем это было раньше, по многим причинам. Это и недостаточность развития транспортных ресурсов, и несовершенство экономических и юридических механизмов взаимодействия видов транспорта.
Сфера целесообразного использования отдельных видов транспорта в обеспечении потребности общества в перевозках в основном определяется из технико-эксплуатационными характеристиками, структурой и конкретными условиями формирования грузопотоков.
Особенности железнодорожного транспорта являются: высокая провозная способность железных дорог, позволяющая осваивать массовые грузо- и пассажиропотоки;
регулярность движения не зависимо от погодно-климатических условий;
конкурентоспособная стоимость транспортировки;
достаточно высокая скорость перевозки грузов и пассажиров;
возможность прокладки железнодорожных путей сообщения почти в любой сухопутный регион страны. Благодаря этим особенностям железные дороги практически не имеют конкуренции при осуществлении крупных объемов перевозок на большие расстояния, а именно при освоении новых месторождений полезных ископаемых, транспортировки топливно-сырьевых ресурсов, зерновых, строительных и других массовых грузов. Как правило, это основной вид транспорта в условиях значительных территорий и региональной разобщенности источников основных ресурсов и пунктов их потребления.
Характерные особенности автомобильного транспорта:
высокая мобильность и возможность транспортировки грузов и пассажиров практически в любые труднодоступные регионы;
возможность обеспечения очень важного для пользователя принципа доставки грузов непосредственно от складов производителя до склада потребителя (от двери до двери) без дополнительных перегрузок;
высокая скорость транспортировки и точность доставки;
доступность и относительная простота организация перевозок.

Из-за сравнительно высокой стоимости транспортировки на значительные расстояния этот вид транспорта используется преимущественно в наиболее целесообразной для него сфере – при осуществлении внутригородских, пригородных и межобластных перевозок на относительно небольшие расстояния, при доставке грузов со складов и без матриально-технического снабжения непосредственно потребителям, в сеть розничных магазинов и т.п., при обслуживании отдаленных труднодоступных районов, не имеющих других средств сообщения, при выполнении технологических перевозок – и как один из непременных участников современных транспортных технологий, особенно мультимодальных перевозок.
Речной транспорт отличается:
высокой провозной способностью;
наиболее низкой стоимостью транспортировки.

Трубопроводный транспорт обладает такими свойствами, как:

высокая пропускная способность;
возможность сравнительно простой организации транспортировки больших объемов груза на значительные расстояния;
низкая трудоемкость транспортного процесса;
непрерывность работы;
низкие транспортные расходы. Эти качества и особенности делают его незаменимыми транспортировке углеводородного сырья, а также нефтепродукты в районы сосредоточенного потребления.
Воздушный транспорт не имеет равных по скорости транспортировки. Ввиду сравнительно высоких тарифов он специализируется преимущественно на перевозках пассажиров на большие расстояния. Роль его в транспортировке грузов незначительна, и, как правило, ограничивается перевозками почты, багажа и особо ценных грузов.
В условиях транспортного рынка большое значение имеют и такие факторы, как доступность и простота организации перевозки, качественный уровень транспортных услуг, иными словами, все то, что объединяется под общим понятием «транспортный сервис». Именно уровень транспортного сервиса в ряде случаев играет решающую роль при выборе вида транспорта, особенно при перевозки ценных грузов. Учет этого фактора – одна из главных составляющих транспортного маркетинга.
Организация работы такого комплекса, как ЕТС России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально – экономического развития человечества, достижениям научно – технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать ее обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.
Главное – положительный конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищенность, общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика, важнейшей частью которой является транспорт.
Очевидно, что высокой эффективности транспортного обслуживания производства можно достичь только в том случае, если проектировать и оптимизировать не отдельные виды сообщений, а всю транспортную сеть, рассматриваемую как единое целое, состоящее из разнородных звеньев, различающихся своими функциями и возможностями. Транспортная сеть предназначается для удовлетворения спроса на перевозки конкретного региона с учетом его структуры. Единый подход позволяет значительно сократить расходы всех ресурсов, в том числе и временные, а также обеспечить максимальную пропускную способность сети при ограничениях на объем используемых ресурсов. Рассмотрение транспортной сети как единого целого позволяет установить: рациональное соотношение между всеми видами транспорта на всевозможных направлениях перевозок и
предотвратить необоснованное дублирование линий различными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированном анализе отдельных транспортных систем. Такой подход к решению транспортных проблем практикуется довольно редко, и это связано с еще существующей ведомственной разобщенностью нашего транспорта. Различные виды транспорта должны функционировать во взаимосвязи, обеспечивая единообразие транспортного обслуживания клиентов. Единство транспортной системы достигается в:

технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;
технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;
информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;
правовой сфере взаимодействия, основу которой составляют Устав железнодорожного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, сборник правил перевозок и тарифов, правила планирования перевозок;
экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;
использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: