Тема: «Типы Метаболизма в живых организмах. Энергетических и пластических обменов».




Урок 11-12 МОС-20-1 03.11.2021

 

Уважаемые студенты! Внимательно изучите тему, цель и материал урока. Выполните задания. Задавайте мне вопросы по телефону. Можете работать в парах. Присылайте выполненные задания мне на электронный адрес

Тема: «Типы Метаболизма в живых организмах. Энергетических и пластических обменов».

Цельи:

1. Сформулировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке.

2. Реализовать связи в содержании учебной программы ботаники, зоологии, анатомии с курсом общей биологии.

Задачи:

1 Показать студентам, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса – метаболизма.

Оборудование:

«Схема энергетического обмена углеводов», «Строение АТФ», «Строение эукариотической и прокариотической клетки».

Методические рекомендации:

I. Повторение и закрепление материала.

1. Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот».

2.Вопросы:

Что такое обмен веществ? Приведите примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии.

вспомнить ранее изученный материал и с помощью летературы обобщают понятие обмена веществ.

II. Изучение нового материала.

1. Формирование понятия «ассимиляция» Что каждый живой организм постоянно обменивается с окружающей средой веществами, поглощая одни вещества и выделяя другие.

Получаемые из вне органические вещества, витамины расходуются на синтез необходимых им соединений. Однако для синтеза веществ необходима энергия. Главный источник энергии для живых организмов – солнце.

Поступившие в клетку из окружающей среды вещества преобразуются, из них создаются (синтезируются) вещества клетки – это пластический обмен, он идет с использованием энергии на синтез веществ, чаще всего энергия запасается в виде АТФ.

Пластический обмен получил название ассимиляции.

2. Формирование понятия «диссимиляция».Значение энергетического процесса или диссимиляции состоит в обеспечении энергией всех процессов жизнедеятельности. У большинства видов происходит процесс окисления органических веществ кислородом до неорганических с высвобождением энергии. Конечные продукты обмена – вода, углекислый газ и другие вещества выделяются в окружающую среду.

3. Формирование понятия «метаболизм». Взаимосвязан ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия.

Таким образом, диссимиляция и ассимиляция – это две стороны единого процесса обмена веществ и энергии, получившего название метаболизм.

Весь спектр существ, представленный на планете Земля, объединяет одно из важнейших признаков живого – обмен веществ, способствующий активному поступлению энергии и веществ из окружающей среды, за счет открытости систем. Реакции синтеза, осуществляющиеся с потреблением энергии, составляют основу анаболизма (пластического обмена или ассимиляции), а реакции расщепления, сопровождающиеся высвобождением энергии, составляют основу катаболизма (энергетического обмена или диссимиляции). Метаболизм – это совокупность двух противоположных, но взаимосвязанных процессов: ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм), без которых невозможны даже самые простейшие реакции, протекающие в живой системе.

Пластический обменЭнергетический обмен

 

АссимиляцияДиссимиляция

Анаболизм Катаболизм

простые вещества сложные вещества

       

                           
   
     
             
 

 

 

       


АТФ СО2 Н2О NН3

Синтез сложных веществ Расщепление до более простых веществ

- фотосинтез - гликолиз

- биосинтез белка

Катаболизм + Анаболизм = Метаболизм

Учащиеся на основании объяснения заполняют таблицу в тетради.

 

Процессы Ассимиляция Диссимиляция
1. Что происходит с энергией? используется выделяется
2. Что происходит с веществами? синтезируются расщепляются
3. Начальные продукты процесса простые вещества сложные органические вещества
4. Конечные продукты процесса сложные органические вещества Н2О, СО2
5. В каком виде используется или расходуется энергия? АТФ АТФ

 

III. Закрепление материала. Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что такое ассимиляция и диссимиляция? (приведите примеры реакций синтеза в клетке).

2) Докажите, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии – метаболизма.

IV. Задание на дом. Выучить термины и внимательно прочитать изученный материал.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: