УРОК-КВЕСТ «ПО КАРТЕ КОТА ФИЛОФЕЯ».




Описание и план-конспект урока.

Урок-квест разработан командой проекта АНО «ОГОНЕК ДОБРА», реализующей программы помощи животным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в рамках проекта «Трезор зажигает Огоньки Добра», поддерживаемого субсидией Губернатора Ленинградской области и проекта «Школы Доброты. Огонёк Добра», поддерживаемого Фондом Президентских грантов. Урок предназначен для учеников начальной школы, а также воспитанников старших групп дошкольных учреждений.

Урок-квест «По Карте Кота Филофея» — это возможность познакомиться поближе с картой приютов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также с организациями, помогающими животным; узнать о правилах посещения приютов и видах помощи, которые могут оказать бездомным животным дети и взрослые; познакомиться с культурно-историческими аспектами роли животных в жизни человека. На уроке ребята вспоминают сказки, книги, фильмы, посвящённые котам, кошкам и собакам; затрагивают ценность роли животных в жизни человека; совершают путешествие по памятникам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, героями которых стали собаки, коты и кошки; затрагивают исторические события, в которых особую роль сыграли питомцы.

На уроке учащиеся проходят 4 станции, на каждой из которых их ждут интересные задания. После прохождения каждой станции они открывают одно слово, а в конце урока все слова складываются в добрую фразу «Трезор зажигает Огоньки Добра» - символ участия и активной помощи бездомным животным, заботе о своих питомцах и памяти об исторических подвигах животных. Урок может стать отправной точкой для реализации добровольческих акций в сфере помощи животным, а также познакомить уже активных участников с данной темой глубже, развеять сомнения о возможности посещения приютов детьми и вдохновить на поездки с классом, группой, с педагогами или родителями; пробудить в детях интерес к изучению темы животных в литературе, искусстве, архитектуре.

Урок-квест может быть проведён в аудитории класса с использованием красочной презентации и медиаматериалов, а также может быть адаптирован для проведения квеста по станциям по школе или пришкольной территории. Для проведения урока можно привлечь учеников старших классов, родителей, студентов; добавить свои станции по теме урока.

Квест рассчитан на 1 урок, в зависимости от возраста и возможностей учеников, часть заданий может быть проведена в сокращённом формате, усложнена или упрощена в зависимости от уровня подготовки участников. Например, задание «нарисовать памятник собаке или кошке» может быть проведено не в классе, а предложено для самостоятельной работы дома или как конкурсное задание с использованием разнообразных материалов для выставки в классе с последующей защитой своих проектов. Для воспитанников детских садов воспитатели могут адаптировать квест и разделить его на несколько небольших занятий.

Для урока ученикам необходимо приготовить: лист бумаги, ручку, карандаши или фломастеры, лист цветной бумаги (на последней станции ребята делают оригами).

Педагогу потребуется компьютер и проектор для включения презентации, видео «Помощь приютам» и аудио песня «Огонёк Добра» Якова Дубравина, несколько распечатанных Карт Кота Филофея (или показ карты на проекторе). Все материалы к уроку прикреплены в обсуждении «Урок-квест Карта Кота Филофея для Ленинградской области» в группе проекта https://vk.com/ogonek_svetit_pitomcam, также вы всегда можете написать на почту проекта teatrdetiam@gmail.com с просьбой прислать все материалы для проведения урока-квеста. Во время урока важно задавать учащимся вопросы, обращаться к их опыту, мотивировать на рассуждения, рассказывать о своём личном опыте.

Презентация к уроку является интерактивной и включается по щелчку мыши с анимацией, перед проведением урока важно проверить работу презентации на компьютере учителя. Задания из серии «нарисовать» ученики выполняют на листочках. Задания, подразумевающие что-то подписать или назвать, в зависимости от возраста и возможностей учащихся выполняются устно или частично записываются на листочек. После каждой станции ребята узнают «кодовое» слово, которое может быть записано на доске одним из учеников, или на обратной стороне листа. В конце урока ребята составляют фразу-символ проекта помощи животным.

Рекомендации для учителя по каждой из станций к презентации урока-квеста «По Карте Кота Филофея»:

СТАНЦИЯ 1. На данной станции участники урока знакомятся с проектом «Огонёк Добра» и непосредственно самой картой Кота Филофея.

Слайд 3. Учитель вкратце рассказывает информацию на слайде о спектакле «Брысь! или Истории Кота Филофея», о том, что он регулярно проходит в Петербурге в театре Музыкальной Комедии и является символом, отправной точкой проекта «Огонёк Добра», ведь именно благодаря спектаклю образовался проект и активное движение помощи животным. Также учитель говорит детям о том, что все участники проекта «Трезор зажигает Огоньки Добра» в течение года побывают на спектакле, получат приглашение в город или в свой населённый пункт, где пройдет спектакль. Если ученики уже посещали спектакль «Брысь, или Истории Кота Филофея», то учитель может задать следующие вопросы: «Какие впечатления были у вас и ваших родителей от посещения? Как помогал Кот Филофей бездомным животным? Почему животные становятся бездомными?»

Ученики знакомятся с Котом Филофеем на видео «Помощь приютам», на котором их сверстники рассказывают о посещении приюта и помощи животным.

Слайд 4. При прослушивании песни Якова Дубравина «Огонёк Добра», которая звучит в спектакле «Брысь» и является гимном проекта, важно обсудить вложенный автором в текст смысл. Прослушать песню можно не целиком, а выбрать отрывок из одного куплета или припева, пропущенные слова второго куплета дать детям возможность угадать и обсудить их значение.

Слайд 5. При рассмотрении Карты Кота Филофея учащиеся могут использовать свои знания по расшифровке карт, укрепить свои знания о городе и области, о районах. Распечатать можно по одной карте на парту или показать карту на большом экране, также можно в начале учебного года запросить карты в печатном виде у кураторов проекта «Трезор зажигает Огоньки Добра». Если карта будет у учащихся в распечатанном виде, то может стать подспорьем и мотивацией для поездки в приют своей семьёй или организации поездки с классом, также у учеников останутся контакты приютов, для которых будут организованы добрые акции в течение реализации проекта.

Слайд 6. При обсуждении правила посещения приютов важно обратить внимание на все правила, написанные на карте, именно их соблюдение позволяет сделать поездки в приюты максимально приятными и комфортными для всех участников. В каждом приюте могут быть исходя из особенностей свои нужды: особые корма, пелёнки, поводки, пледы, игрушки и пр. Перед поездкой нужно уточнить, что необходимо на данный момент. Часто в приютах рады игрушкам, сделанными детьми своими руками. Точный адрес приюта не разглашают, чтобы туда не подбрасывали животных.

СТАНЦИЯ 2. На данной станции учащиеся вспоминают художественные произведения, сказки, фильмы, мультфильмы, посвящённые собакам, котам и кошкам; узнают о видах помощи приютам, знакомятся с произведениями искусства и ролью питомцев в картинах великих художников.

Слайды 9-10. По желанию на данном этапе можно организовать небольшое соревнование: разделить класс по колонкам, которые будут по очереди называть по одному произведению с героями котами или кошками. Можно разделить учеников на пары и дать 3-5 минут для того, чтобы они вспомнили и записали фильмы и мультфильмы, в которых встречаются собаки.

Слайд 11. При обсуждении видов помощи приютам важно сделать акцент на том, что далеко не всегда нужна финансовая помощь, именно поэтому могут активно помогать дети: играть и гладить котов и кошек, помогать приюту с уборкой, выгуливать собак, поддерживать приют информационно с помощью видео и публикаций в соцсетях. Работники приюта не успевают уделить внимание каждому подопечному, потому что приюты переполнены, поэтому подопечным приюта так важно внимание и посещение гостей и волонтёров. Благодаря регулярному посещению приютов животные социализированы и повышается возможность найти для них хозяина и дом.

Слайд 12. История города Санкт-Петербурга и Ленинградской области неотъемлемо связана с котами и кошками, поэтому важно рассказать ученикам историю эрмитажных котов. Эрмитажными называются коты и кошки, официально содержащиеся на территории петербургского Зимнего дворца со времени его постройки в целях предотвращения интенсивного размножения крыс и мышей в Государственном Эрмитаже. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты - легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть». Забрать эрмитажного кота после завершения его «работы» в Эрмитаже считается очень почётным, регулярно весной проводится «День Эрмитажного кота». Данной теме может быть посвящено и отдельное занятие для детей, потому что история эрмитажных котов очень увлекательна, а в рамках «Дня Эрмитажного кота» проходят интересные конкурсы для детей.

Слайд 13. При знакомстве участников квеста с произведениями искусства, учитель может вкратце рассказать о каждом из произведений и его истории, по желанию показать и другие картины великих художников с изображением животных.

1. На картине «Купчиха за чаем » Кустодиева кот изображен как признак достатка, сытой и радостной жизни, хотя писал её художник во время голода и болезни, в нищете. Картина находится в Государственном Русском музее.

2. Любовь французского модерниста Анри Матисса к котам подтверждена многочисленными фотографиями. Для картины «Девушка с чёрной кошкой» ему позировала дочь Маргарита с одним из многочисленных домашних любимцев на коленях. Художник наслаждался компанией своих мурчащих компаньонов — Минуш, Кусси и Блоха часто находились рядом, пока он работал, что придавало ему сил, энергии и вдохновения для написания картин.

3. Легенды и предания о третьей картине, дошедшие до наших дней, гласят, что после наводнения был найден выживший в катастрофе малыш, спасенный от верной гибели обычным домашним котом. Кот так истошно кричал, что люди обратили внимание и увидели люльку, спасли ребёнка. Легенда о младенце, выжившем в той страшной катастрофе, легла в основу полотна «Наводнение в Бисбосе в 1421 году», написанной спустя четыре века Лоуренсом Альмой –Тадемой – художником исторического жанра, одним из самых высокооплачиваемых живописцев викторианской эпохи.

* В качестве домашнего задания ученикам может быть дано задание выбрать одну из картин известного художника с изображением животных и рассказать историю написания картины, её сюжет, роль животного в произведении искусства. Работы могут быть представлены в виде докладов на одном из внеклассных мероприятий, оформлены в качестве выставки в классе.

СТАНЦИЯ 3. На данной станции ребята отправляются в путешествие по памятникам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, посвящённым историческим событиям и значимой роли в них животных.

Слайды 15-19. Во время путешествия по памятникам города и области важно сначала спросить у учеников, знают ли они названия памятников и где они расположены, а затем показывать верные ответы. *По желанию о каждом из памятников педагог может дополнить информацию к слайдам презентации.

Слайд. 20. 1. Памятник Собаке Гаврюше на улице Правды изначально был изготовлен во время реконструкции улице Малой Садовой по заказу администрации района, но позже из-за повышенного внимания жителей и туристов, вандального поведения была установлена в другом месте. Автор памятника известный скульптор Виктор Сиваков взял за основу образ своей собаки, которую взял с улицы. Вскоре после установки скульптуры появилась легенда, что Гаврюша помогает исполнять любые желания, жители города стали называть памятник Добрая собака, Нюша, Гаврюша.

2. Первый в России памятник «Первопроходцам и исследователям Арктики» не обходится без собак, ведь они верные помощники и спутники в освоении и исследовании северных территорий. Монумент символизирует героическую отвагу и стойкость исследователей Арктики в том числе и добрых помощников человека. Памятник полярникам открыли у здания Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

3. Памятник бездомной собаке, по кличке Юрик, был установлен на средства жителей Новой Ладоги, потому что все очень любили собаку. Как только бездомный пёс поселился в Новой Ладоге, он полюбился и взрослым, и детям. Детвора с удовольствием играла с дружелюбной собакой, а взрослые особенно полюбили его после случая, когда пес защитил молодую женщину от стаи бродячих собак. Тему изучения памятников животным в городе и области можно продолжить и на других внеклассных мероприятиях.

Слайд 21. Задание может быть предложено для выполнения в классе,по желанию в качестве творческого домашнего задания.

СТАНЦИЯ 4. Финальная станция квеста.

Слайд 23. Поделки-оригами учащиеся могут забрать себе на память, написать на них добрые пожелания, могут приклеить на один общий плакат от класса, потренироваться делать не только оригами-котиков, но и собак. В конце урока важно спросить о впечатлениях учеников, о том, что нового они узнали, какие эмоции это вызвало и какие добрые дела в поддержку животных они хотели бы реализовать.

Мы надеемся, что материал урока «По Карте Кота Филофея» будет востребован педагогами и использован на внеклассных мероприятиях, как урок, призванный закладывать в детях доброе и ответственное отношение к своим питомцам, к бездомным животным, ко всем живым существам; пробуждать в детях готовность проявлять инициативу и помогать животным, участвовать в добровольческом проекте помощи животным. Пусть заветные слова, сложенные во фразу «Трезор зажигает Огоньки Добра» в конце квеста, станут не просто словами, а призывом к действиям, добрым акциям, поездкам в приюты и оказанию необходимой помощи, активному участию школьных и дошкольных добровольческих команд в проекте.

После проведения урока-квеста сфотографируйте работы учащихся и сам процесс проведения квеста, пришлите в личные сообщения группы vk.com/ogonek_svetit_pitomcam. Публикация о прохождения урока вашей командой вдохновит принять участие и других, подарит дополнительные яркие эмоции вашим ученикам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: