Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России




( Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. )

Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Образовательная технология: технология продуктивного чтения.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Задачи:

- пробудить интерес к чтению художественных произведений;

- развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

- учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Список использованных источников:

- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс

-Библиотека русского фольклора.// Москва. «Советская Россия»,1989.

-Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2012.

 

 

Этапы урока Методы, реализуемые на этапе Деятельность учителя   Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент(3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;   Метод стимулирования отношений долга и ответственности   - Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте. -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение:. А теперь, вот такое:. А сейчас, вот такое:. (Дети несколько раз тренируются) Проговаривают стихотворение– правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Личностные: Самоопределение (мотивация учения)
2. Актуализация знаний(5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД Игра «Собери сказку» Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки (слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». - Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда). - Докажите, что прочитанное произведение – сказка. - Назовите (прочитайте) повторы. *** Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. *** А сама-то величава, Выступает, будто пава, А как речь- то говорит, Словно реченька журчи *** Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… Задание по группам Выразительное чтение отрывка несколькими учениками КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.   - Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? - Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”. - Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам. - В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) - К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.) - Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.) - На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) - Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши? (Сергей Львович любил французскую литературу.) - Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) - Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович? (Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.) - Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.) - Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.) - Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.) - Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) -Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. -Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. - Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. Фронтальная беседа (интервью) Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.«Открытие» нового знания» (10 мин) Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; Беседа с учащимися   - В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. - Как они называются? (Устаревшие) - На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) - В чём их различие? Приведите примеры слов. - Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари. (Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.) - Слова из первого отрывка сказки. *Молвить - (говорить) *Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения) *Позадь забора - (за забором) *К исходу сентября (к концу сентября) *Светлица (см. словарь Ожегова) *Сени (см. словарь Ожегова) *Красная девица (красивая) - Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь. Слова из второго отрывка сказки. *Аршин (см. учебник) *Гонец (см. словарь Ожегова) Слова из третьего отрывка. *Сума (см. словарь устаревших слов) *Бояре (см. учебник) - Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам? (Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина). - Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации. Беседа по содержанию сказки - Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете? - Что заставило Гвидона превратиться в комары? - Как наказал свою тетку Гвидон? - Осуждает ли автор своего героя? - Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? - В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? - О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? - Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз? - О каком чуде рассказала повариха? - О каком чуде рассказала ткачиха? Работа с устаревшими словами. Работа со словарями. Чтение первого отрывка. Чтение второго отрывка. Чтение третьего отрывка. Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке. Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка. (2 мин)   Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит: Корабли по морю плыли, К чудо- острову спешили. Ждали там давно гостей Распрекрасных малышей.   Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.    
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; Самостоятельная работа с самопроверкой   1. Какие выражения встречаются в сказке? 2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки. 3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки? Характеристика основных героев сказки *ЦарьСалтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. * Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице. - Как относится автор к царю? * Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора) *Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора) *Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора) Характеристика основных героев сказки Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (9 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; Рефлексия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   Игра «Сказки перепутались» Задание: Найти строчки к подходящей сказке. А. Князь Гвидон ей отвечает: 1) «Грусть-тоска меня съедает…» 2) «Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне покою» 3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…» Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:.. 1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе» 2) Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит мужа ругает: 3) «Распроклятая ты, мошка!» В. Видит: весь сияя в злате, 1) Царь Салтан сидит в палате 2) В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотне перстни, На ногах красные сапожки, 3)На престоле и в венце, С грустной думой на лице. Г. Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство Каждая команда получает карточку Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: