СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В СЕМЬЕ В ПЕРИОД УТРАТЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА




Среди проблем, с которыми сталкивается пожилой человек, в литературе всегда особо отмечались вдовство и взаимоотношения поколений в семье. Особую значимость теория и практика социальной работы с пожилыми людьми в семье в ситуации утраты близких людей приобретает в настоящее время в связи со старением населения и характером смертности.

Утрата близких людей - серьезная посылка для нарушения взаимодействия в системе «пожилой человек - среда», а также изменения социальных отношений и жизненного стереотипа личности. Вследствие утраты близких людей меняется семейная среда, социальный статус и ролевой набор индивида. В ситуации утраты близких людей коренным образом могут измениться взаимоотношения человека, понесшего утрату, и среды. При определенных условиях перед личностью в старшем возрасте в ситуации утраты возникает угроза одиночества, дефицита интимности, недостаточной социальной помощи. Часто пожилой человек оказывается в ситуации «затянувшегося» горя в силу различных причин, в том числе отсутствия навыков рефлексии, склонности к фиксации на негативных ощущениях и самообвиняющих акцентах, и нуждается в помощи специалистов. Нередко в ситуации утраты близких можно наблюдать отсрочку реакции на утрату, изменения в отношениях к родственникам и друзьям.

Семья играет важную роль в период тяжелой утраты в старшем возрасте. Переживание потери близкого пожилым человеком протекает на фоне давно сложившихся и устоявшихся семейных отношений и не может рассматриваться вне их. Развитие ситуации тяжелой утраты имеет важное значение для дальнейшего функционирования семьи, в частности характера, направленности, интенсивности и глубины внутрисемейных контактов. В семейной помощи в ситуации утраты переплетено все: история семьи, опыт взаимоотношений, личные установки. Вследствие утраты близких зачастую проявляются неконструктивные изменения семейной среды.

Могут быть выделены следующие этапы функционирования семьи пожилого человека в период тяжелой утраты:

· дезорганизация семьи;

· интенсификация семейных контактов;

· выделение семейного ядра, центральной семейной пары или лиц, берущих на себя большую часть бремени по организации необходимых мероприятий, связанных с утратой;

· осуществление опеки, формирование «цепочки» помогающих лиц;

· принятие важных жизненных решений, выбор стратегии семейной помощи (например, переезд, поступление на работу или, напротив, выход на пенсию и т. д.);

· установление новых социальных ролей;

· формирование стратегии семейного обмена социальной помощью.

Нормальной трансформацией традиционной семьи в ситуации утраты является последовательный переход от стратегии опеки к семейному обмену помощью. В период тяжелой утраты усиливается опекунская функции семьи. Семейная опека ориентирована на пассивность переживающего утрату. Она адекватна и необходима на первых этапах переживания утраты, которым свойственны шок и оцепенение в связи с произошедшим несчастьем. Это позволяет сберечь душевные силы переживающего утрату и дает ему необходимую паузу.

В цикле развития семьи пожилого человека в связи с утратой им супруги (супруга) зачастую наступает этап замены центра, когда главенствующее место начинает занимать семья детей.

В сфере семейного взаимодействия решается вопрос о степени отождествления индивида с социальными ролями, при этом семья может стать в старшем возрасте ведущей ценностной ориентацией. Для утратившего близкого пожилого человека становится актуальным поиск новой идентичности и нового смысла жизнедеятельности. Зачастую имеющее место «одомашнивание» образа жизни переживающих утрату может быть рассмотрено как адаптационный механизм. Результатом успешного переживания утраты неизменно должна быть носящая компенсирующий характер в той или иной степени новая система социальных отношений, новые семейные социальные роли. Например, пожилой человек, утративший близкого или супруга (супругу), может переключиться в сферу воспитания внуков или в область профессиональной или личностной самореализации. Действительно, после неприятных моментов, связанных со смертью близких, пожилой человек может заново открыть для себя сферу досуга.

Последний этап семейной трансформации должен заключаться в усилении внутрисемейной и социальной активности самого пожилого человека. Взаимный обмен помощью, периодически осуществляемый членами семьи, является необходимым условием формирования оптимальной стратегии семейной взаимоподдержки. Семейная помощь и поддержка вряд ли будут иметь место в ситуации утраты, если практика таких взаимоотношений в семье ранее отсутствовала.

В связи с изложенным важной задачей технологии социальной работы с пожилыми людьми в ситуации утраты близких является активизация поколенного взаимодействия в виде встречных духовно-этических, эмоциональных, информационно-деятельных взаимодействий в семейной среде.

Стимулирование взаимопомощи в семьях с ослабленными семейными связями может быть осуществлено в том числе путем государственного регулирования, а именно распространения практики получения оплачиваемого отпуска, пособий, льгот на прямых родственников - бабушек, дедушек, проектирования и строительства домов для совместного проживания трех-четырех поколенных семей и т. д.

Функционирование семьи на каждом из указанных выше этапов условно можно разделить на кризисное и адаптивное, носящее конструктивный или деструктивный характер соответственно. Например, на этапе дезорганизации, длительность которого зависит в первую очередь от того, насколько ожидаемой была утрата и насколько стабильны внутрисемейные связи, конструктивная деятельность семьи приведет к интенсификации семейных контактов, выделению семейного ядра и разделению внутрисемейных функций. На этапе дезорганизации семья подвергается проверке на прочность, и взаимодействие ее членов может быть серьезно нарушено вследствие ухода из жизни одного из ее членов.

Среди важнейших показателей семейных отношений, которые влияют на длительность и успешность переживания утраты пожилым человеком, необходимо назвать:

• количество членов семьи;

• распределение членов семьи по полу и возрасту (как известно, основными субъектами в отношениях помощи выступают женщины);

• удаленность проживания членов семьи;

• интенсивность внутрисемейных (межличностных) контактов;

• наличие в истории семьи тяжелых утрат в прошлом;

• наличие семейных «преданий» о прародителях;

• сформированность у членов семьи представлений об истории семьи.

В результате ухода из жизни члена семьи формируется опыт ведения семейных траурных церемоний и опыт несения тяжелой утраты. Так складывается история семьи, которая оказывает сильное влияние на процесс переживания утраты. Обрядовые, церемониальные институты несения траура, прощания с умершим, которые установлены обычаями и этикетом, регулируют поведение индивида в ситуации утраты, задают русло, в котором протекает переживание горя и скорби по умершему. Однако коммуникация в ситуации утраты зачастую может становиться ритуальной и формальной. Неумение реагировать на события такого рода только осложняет ситуацию утраты.

Негативными полюсами неадаптивной семейной стратегии в ситуации утраты являются опека, насилие в семье и далекие отношения. Неадаптивное неуспешное функционирование семьи может выражаться на этапе формирования социальных ролей, например, в принятии пожилым человеком роли больного, злоупотреблении им лекарственными средствами, демонстрации аддиктивного поведения, зависимости, виктимности и т. п.

Семья, пройдя указанные выше этапы, может вернуться к исходному стабильному состоянию или к новым позитивным или негативным преобразованиям, поэтому утрата близких может называться своеобразным кризис-условием, в котором происходит модернизация семьи, может укрепляться ее целостность, с одной стороны, и раздвигаться рамки для возможных изменений.

С другой стороны, ситуация тяжелой утраты ставит под угрозу конструктивное функционирование семьи. Потеря близких означает возникновение сложностей в духовных, эмоциональных связях членов семьи. Скрытые противоречия, неразрешенные проблемы, старые обиды, годами накопленные семьей, могут дать о себе знать в ситуации утраты, привести в действие механизмы психологического давления, агрессивного поведения. Так, например, симптомы переживания горя, вопреки устоявшемуся мнению о закономерном проявлении эмпатии, являются иногда посылами к агрессии. Длительная демонстрация пожилым человеком страдания, часто сопровождающего переживание горя, вызывает отторжение у окружающих и возникновение страха собственной уязвимости перед возможной утратой близких людей.

Как было изложено выше, пожилой человек, переживающий потерю близкого человека, может находиться в ситуации дисбаланса психосоциальных связей в системе «личность - среда». В результате возникает чувство одиночества. Многие пожилые на потерю близких людей реагируют тревогой, страхом, депрессией.

С каждой отдельной утратой уходит целое поколение окружающих пожилого человека людей, означающих единое социальное пространство символов, смыслов, общих взглядов, мнений, сформированных общей средой и временем. Потеря близкого человека означает отрыв от целого, разрушение некой общности.

Зачастую стратегия опеки, которая при наличии определенных условий всегда имеет место, переходит к своей противоположной крайности, а именно к пренебрежительному отношению, выражающемуся, например, в нежелании оказать внимание, обеспечить надлежащее питание, уход и возможность общения. Пожилые люди, переживая утрату и вместе с ней потерю социального статуса, в том числе семейной роли, могут страдать от потери уважения к ним со стороны членов семьи, а также от таких форм жестокого обращения, как, например, финансовая эксплуатация, которые могут проходить незамеченными со стороны окружающих.

Одновременно необходимо отметить, что семья, ближайшее окружение пожилого человека, переживающего утрату, несет на себе двойную тяжесть утраты, что связано непосредственно с уходом из жизни члена семьи и с тяжелыми переживаниями близкого человека.

Анализ ситуации утраты в старшем возрасте позволяет выявить основные направления социальной помощи пожилому человеку и его семье в период переживания тяжелой утраты. Среди них:

• смягчение чувства одиночества путем развития социальных навыков, коммуникативных практик в семье и предоставления пожилым людям возможности получения эмоциональной поддержки;

• формирование у пожилых людей и членов их семей чувства духовной и смысловой согласованности как внутри семьи, так и со значимыми «другими»;

• развитие духовной и досуговой активности;

• привитие навыков рефлексии, практики получения и оказания психологической и социальной помощи, в том числе в семье;

• активизация навыков планирования и целеполагания, связи прошлого и будущего опыта в противовес потери перспективности жизни.

Привитие и использование социально активного и позитивно окрашенного социального конструкта старения и смерти, а также превращение включенности в среду во внутреннее стремление пожилого человека являются также одними из ключевых задач социальной работы с пожилыми людьми в семье в ситуации утраты близких людей.

Таким образом, процесс переживания утраты можно проследить на уровне семьи. В нем можно выделить несколько последовательных этапов. Утрата близких людей является как источником изменения и развития внутрисемейных отношений, так и риском их ухудшения. Усиление внутрисемейной активности переживающего потерю - одно из главных условий успешного переживания утраты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: