Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом
Теория и методика обучения разновидностям броска в движении
Теория и методика обучения разновидностям броска в движении
Теоретические предпосылки
В связи с многообразием игровых ситуаций и характера противодействия защитников существует несколько вариантов броска в движении. Кроме основного (одной рукой сверху), наиболее распространенные из них – одной и двумя руками снизу, одной рукой над головой («крюком», «полукрюком и обратный бросок»). Различия состоят в способах выноса мяча в и. п. для броска и структуре самого броскового движения.
Бросок одной рукой снизу целесообразен во время прохода под щит в условиях активного сопротивления противодействующего защитника и применяется, чтобы избежать накрывающего мяч движения руками вверху.
В подготовительной фазе после овладения мячом и выполнения двухшажного разбега, которые совпадают по всем параметрам с движениями при броске одной рукой сверху, игрок стремится выпрыгнуть как можно дальше вперед-вверх, а не вертикально вверх. Для этого он, наклоняясь вперед, выносит общий центр тяжести тела за толчковую ногу; бросающая рука (дальняя от защитника), развернутая ладонью к корзине, самостоятельно удерживает мяч на уровне пояса.
В безопорном положении в основной фазе рука выносится вперед- вверх, полностью выпрямляясь, – игрок как бы пытается дотянуться до кольца. При этом для удлинения полета толчковая нога может сгибаться и подноситься к маховой. Завершающее движение кистью в высшей точке прыжка выполняется резко на себя, придавая мячу вращение вперед вокруг поперечной оси.
Завершающая фаза выполняется, как и при броске в движении одной рукой сверху, т.е. игрок приземляется на толчковую или обе ноги в готовности продолжить игру.
Бросок двумя руками снизу отличается от предыдущего тем, что мяч контролируется двумя руками с момента овладения им до выпуска. Вынос мяча для броска осуществляется выпрямлением рук снизу вперед-вверх. Кисти направляются вверх ладонями: большие пальцы – вперед, мизинцы – вниз. Мяч посыпается в корзину средними, безымянными пальцами и мизинцами обеих кистей, которые придают ему поступательное вращение вперед.
Бросок одной рукой над головой («крюком») эффективен в непосредственной близости от щита противника или на средней дистанции, когда игрок получает мяч, стоя боком или спиной к корзине, и его активно опекает высокорослый защитник. Может осуществляться как после вышагивания с места, так и после овладения мячом в движении (рис. 2).
Рисунок 2.
При броске после вышагивания с места подготовительная фаза начинается с шага разноименной с бросающей рукой ноги в сторону от соперника. Стопа ставится перекатом с пятки на носок и на внешнюю сторону с последующим поворотом в положение боком к щиту. Опорная нога при этом слегка сгибается, взгляд игрока устремлен на корзину, мяч лежит на согнутой кисти бросающей руки, поднят на уровень плеча и поддерживается сверху другой рукой. Если же и г р о к получает мяч в движении, используется двухтактный ритм разбега.
В основной фазе, отталкиваясь разноименной ногой, игрок кратчайшим путем поднимает полусогнутую руку с мячом вверх-в сторону. Свободная рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, ограждает мяч от защитника. Одновременно с махом одноименной с бросающей рукой ногой, согнутой в колене, туловище разворачивается вперед. В наиболее высокой точке прыжка мяч дугообразным движением над головой направляется в корзину. Выпуск производится скатывающим движением кисти, когда вертикально выведенная рука приближается к голове.
В завершающей фазе игрок сопровождает мяч за счет сгибания бросающей руки в локтевом и лучезапястном суставах («накрывает голову») и приземляется в устойчивое двухопорное положение с поднятыми для борьбы за взятие отскока руками: в готовности продолжить игровое противоборство.
К изучению разновидностей броска в движении можно приступать, когда на должном уровне усвоена техника данного броска сверху (от плеча, от головы).
Бросок «полукрюком» применяют для завершения атаки с близких дистанций и непосредственно из-под корзины. Бросковому движению предшествуют те же подготовительные движения, что и при броске одной рукой над головой («крюком»). Однако в безопорной фазе выполнения приема игрок поворачивается лицом к корзине и, опуская свободную руку, выполняет движение бросающей рукой в сторону корзины, держа локоть и кисть слегка согнутыми.
Обратный бросок – еще один способ завершения атаки в движении практически из-под корзины. Его применяют, когда нападающий осуществляет проход между лицевой линией и щитом на его дальнюю сторону. Толчковая нога, разноименная с бросающей рукой, ставится с разворотом носком наружу (в площадку). В безопорном положении игрок совершает поворот в направлении щита, а голову немного наклоняет назад, чтобы видеть точку прицеливания. Мяч выносится вверх обеими руками. В момент их полного выпрямления свободная рука уходит вниз, а бросающая вращается внутрь (в сторону большого пальца). Мягким движением кисти и пальцев мяч направляется в корзину с отскоком от щита.
Броски одной и двумя руками снизу, одной рукой над головой («крюком, «полукрюком», обратный бросок) могут выполняться в игре также после ведения. При этом техника выполнения данных бросковых движений остается неизменной.
Средства обучения разновидностям броска в движении:
1. Объяснение и показ.
2. Имитация приема без мяча с места после одного шага разбега.
3. Выполнение разновидности броскового движения после одношажного разбега с места.
4. Выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в движении с кисти вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
5. То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вертикально вверх.
6. Выполнение приема в целом после встречной передачи партнера.
7. То же, но после поступательной передачи партнера и передачи сбоку.
8. То же, что в упражнениях 6 и 7, но преодолевая пассивное сопротивление условного защитника.
9. Вариативное выполнение разновидностей приема:
• чередуя направление и скорость движения игрока на щит;
• изменяя направление и траекторию передачи партнера;
• увеличивая степень сопротивления защитника.
10.Выполнение разновидностей броска в движении в сочетании с ведением мяча и финтами.
11.То же, но в игровых заданиях, подвижных и подготовительных к баскетболу играх.
Организационно-методические указания:
1. К обучению разновидностям броска в движении приступать после овладения занимающимися структурой основного способа приема.
2. Чередовать выполнение приема правой и левой рукой соответственно справа и слева от корзины; контролировать при этом и. п.
3. Вводить в упражнения неподвижно стоящего защитника уже на ранней стадии обучения для приближения условий выполнения приема к игровым; постепенно увеличивать степень противодействия по мере освоения занимающимися рациональной техники бросковых движений.
4. На этапе совершенствования выполнять разновидности приема после ведения правой и левой рукой.
5. Совершенствовать разновидности броска в движении в сочетании с финтами, предшествующими овладению мячом или бросковому движению.
6. При выполнении бросков снизу одной и двумя руками:
• отталкиваться вперед-вверх;
• голову в прыжке не опускать, прямое туловище наклонять слегка вперед;
• мяч выносить от пояса, выпрямляя руку (руки) снизу вперед-вверх; вынос начинать в момент отталкивания; тянуться к корзине прямой рукой (руками); кисть (кисти) в безопорном положении разгибать максимально вниз;
• заканчивать бросковое движение в верхней точке прыжка активным быстрым сгибанием кисти (кистей) вверх; скатывать мяч с кончиков среднего, безымянного пальцев и мизинца.
7. Обучение броску «крюком» начинать с варианта этого броска после одного шага с места (ситуация: игрок получает мяч на месте).
8. При выполнении броска «крюком» и «полукрюком »:
• последний шаг разбега выполнять перекатом с пятки на носок на внешней стороне стопы, поворачиваясь боком к корзине; мяч поднимать на уровень плеча в дальнюю сторону от защитника, располагая его на кисти бросающей руки и придерживая сверху другой;
• одновременно с отталкиванием выполнять активный мах другой ногой с одновременным поворотом туловища вперед и выносом мяча на полусогнутой руке вверх в сторону до полного ее выпрямления;
• кисть при замахе максимально разгибать в сторону от щита до положения – мяч лежит на горизонтально расположенной кисти; одновременно укрывать мяч свободной рукой, отводя ее локтем в сторону защитника;
• выпуск мяча осуществлять дугообразным движением рабочей руки над головой в высшей точке прыжка при броске «крюком» и поворачиваясь лицом к корзине одновременно с толчком при броске «полукрюком», придавая ему обратное вращение хлестом кисти; поддерживающую руку своевременно отводить в сторону; толчковую ногу в безопорном положении не сгибать;
• сопровождать полет мяча сгибанием бросающей руки в локтевом и лучезапястном суставах; контролировать полет мяча взглядом, поворачивая голову в сторону корзины; в безопорном положении голову держать прямо;
• угол выпуска мяча и высоту траектории его полета для бросающего задавать уровнем поднимания рук условного защитника;
• приземляться на толчковую или на обе ноги, располагаясь лицом к корзине.
9. При выполнении обратного броска:
• рассчитывать длину шагов для выхода на дальнюю сторону щита;
• толкаться разноименной ногой с постановкой стопы разворотом носка наружу;
• в воздухе совершать поворот в сторону щита и слега отклонять голову назад для визуального прицеливания;
• для выпуска мяча выносить его вверх двумя руками до полного выпрямления; мягко направлять мяч в корзину с отскоком от щита, вращая рабочую кисть в сторону большого пальца.
Основные ошибки при выполнении разновидностей броска в движении.
1. При выполнении бросков снизу:
• движения мячом из стороны в сторону в процессе двухшажного разбега; высокое расположение мяча (у груди, а не у пояса);
• отсутствие наклона туловища вперед в момент отталкивания вверх без продвижения в прыжке к корзине; опускание головы в безопорном положении;
• вынос и выпуск мяча согнутой в локтевом суставе рукой (руками);
• неправильное расположение кистей на мяче: мяч удерживается не снизу, а сбоку; поворот мяча в переднезадней плоскости при его выносе;
• отсутствие замаха (нет отведения кистей вниз) в безопорном положении;
• несвоевременный (поспешный или запоздалый) выпуск мяча;
• мячу не придается переднее вращение.
2. При выполнении броска одной рукой над головой («крюком» и «полукрюком»):
• толчковая нога ставится на всю стопу: затруднен поворот игрока в положение боком к корзине до его отталкивания;
• нет укрывания мяча в дальнюю сторону от защитника в момент постановки толчковой;
• нерациональный замах: опускание мяча вперед или в сторону;
• неправильное держание мяча перед отталкиванием: мяч не перекладывается на кисть бросающей руки или не удерживается на уровне плеча;
• отсутствие поворота головы в сторону корзины перед толчком;
• слабый мах одноименной с бросающей рукой ноги в момент отталкивания;
• неэффективный вынос мяча для броска: перед собой или прямой рукой через сторону – большая амплитуда движения, создающая предпосылки накрывания или выбивания мяча соперником;
• преждевременный выпуск мяча: согнутой, а не прямой рукой – до достижения игроком высшей точки прыжка; выпуск мяча перед головой, а не над ней при броске «крюком»;
• нет поворота туловища к корзине в безопорном положении;
• отсутствие завершающего движения кистью; мяч не скатывается с конечных фаланг пальцев (летит без вращения) или не сопровождается расслабленной кистью до опускания пальцев вниз;
• приземление на прямые ноги или в положение боком к корзине – игрок не готов к борьбе за взятие отскока.
3. При выполнении обратного броска:
• нерациональный выход на корзину: игрок проходит за дальний край щита или отталкивается из-за щита;
• рассогласование движения рук и ног: толчок одноименной ногой;
• вынос мяча одной рукой: возможная потеря контроля над мячом до его выпуска;
• отсутствие поворота туловища в сторону щита и отклонения головы назад в момент прыжка: игрок не видит точки прицеливания;
• неэффективное бросковое движение: нет вращения кистью в направлении щита, мяч выпускается резким жестким движением.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Дайте описание техники бросков в движении снизу.
2. Что представляет собой техника бросков в движении одной рукой над головой («крюком», «полукрюком»)?
3. Опишите технику выполнения «обратного броска в движении».
4. Какие средства для обучения технике разновидностей броска в движении Вы можете предложить?
5. Какие организационно-методические указания следует использовать в процессе обучения технике разновидностей броска в движении?
6. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения бросков в движении снизу.
7. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения бросков в движении одной рукой над головой («крюком», «полукрюком»).
8. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения «обратного броска в движении».
9. Предложите упражнения (задания) для совершенствования техники разновидностей бросков в движении в соревновательной форме.