Теория и методика обучения разновидностям броска в движении




Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом

Теория и методика обучения разновидностям броска в движении

Теория и методика обучения разновидностям броска в движении

Теоретические предпосылки

В связи с многообразием игровых ситуаций и характера противодействия защитников существует несколько вариантов броска в дви­жении. Кроме основного (одной рукой сверху), наиболее распростра­ненные из них – одной и двумя руками снизу, одной рукой над го­ловой («крюком», «полукрюком и обратный бросок»). Различия со­стоят в способах выноса мяча в и. п. для броска и структуре самого броскового движения.

Бросок одной рукой снизу целесообразен во время прохода под щит в условиях активного сопротивления противодействующего за­щитника и применяется, чтобы избежать накрывающего мяч движе­ния руками вверху.

В подготовительной фазе после овладения мячом и выполнения двухшажного разбега, которые совпадают по всем параметрам с дви­жениями при броске одной рукой сверху, игрок стремится выпрыг­нуть как можно дальше вперед-вверх, а не вертикально вверх. Для этого он, наклоняясь вперед, выносит общий центр тяжести тела за толчковую ногу; бросающая рука (дальняя от защитника), разверну­тая ладонью к корзине, самостоятельно удерживает мяч на уровне пояса.

В безопорном положении в основной фазе рука выносится вперед- вверх, полностью выпрямляясь, – игрок как бы пытается дотянуть­ся до кольца. При этом для удлинения полета толчковая нога может сгибаться и подноситься к маховой. Завершающее движение кистью в высшей точке прыжка выполняется резко на себя, придавая мячу вращение вперед вокруг поперечной оси.

Завершающая фаза выполняется, как и при броске в движении одной рукой сверху, т.е. игрок приземляется на толчковую или обе ноги в готовности продолжить игру.

Бросок двумя руками снизу отличается от предыдущего тем, что мяч контролируется двумя руками с момента овладения им до выпу­ска. Вынос мяча для броска осуществляется выпрямлением рук сни­зу вперед-вверх. Кисти направляются вверх ладонями: большие паль­цы – вперед, мизинцы – вниз. Мяч посыпается в корзину средни­ми, безымянными пальцами и мизинцами обеих кистей, которые придают ему поступательное вращение вперед.

Бросок одной рукой над головой («крюком») эффективен в не­посредственной близости от щита противника или на средней дис­танции, когда игрок получает мяч, стоя боком или спиной к корзи­не, и его активно опекает высокорослый защитник. Может осущест­вляться как после вышагивания с места, так и после овладения мя­чом в движении (рис. 2).

 

Рисунок 2.

 

При броске после вышагивания с места подгото­вительная фаза начинается с шага разноименной с бросающей ру­кой ноги в сторону от соперника. Стопа ставится перекатом с пятки на носок и на внешнюю сторону с последующим поворотом в поло­жение боком к щиту. Опорная нога при этом слегка сгибается, взгляд игрока устремлен на корзину, мяч лежит на согнутой кисти бросаю­щей руки, поднят на уровень плеча и поддерживается сверху другой рукой. Если же и г р о к получает мяч в движении, исполь­зуется двухтактный ритм разбега.

В основной фазе, отталкиваясь разноименной ногой, игрок крат­чайшим путем поднимает полусогнутую руку с мячом вверх-в сторо­ну. Свободная рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, ограждает мяч от защитника. Одновременно с махом одноименной с бросающей рукой ногой, согнутой в колене, туловище разворачи­вается вперед. В наиболее высокой точке прыжка мяч дугообразным движением над головой направляется в корзину. Выпуск произво­дится скатывающим движением кисти, когда вертикально выведен­ная рука приближается к голове.

В завершающей фазе игрок сопровождает мяч за счет сгибания бросающей руки в локтевом и лучезапястном суставах («накрывает голову») и приземляется в устойчивое двухопорное положение с под­нятыми для борьбы за взятие отскока руками: в готовности продол­жить игровое противоборство.

К изучению разновидностей броска в движении можно присту­пать, когда на должном уровне усвоена техника данного броска сверху (от плеча, от головы).

Бросок «полукрюком» применяют для завершения атаки с близ­ких дистанций и непосредственно из-под корзины. Бросковому дви­жению предшествуют те же подготовительные движения, что и при броске одной рукой над головой («крюком»). Однако в безопорной фазе выполнения приема игрок поворачивается лицом к корзине и, опуская свободную руку, выполняет движение бросающей рукой в сторону корзины, держа локоть и кисть слегка согнутыми.

Обратный бросок – еще один способ завершения атаки в дви­жении практически из-под корзины. Его применяют, когда напада­ющий осуществляет проход между лицевой линией и щитом на его дальнюю сторону. Толчковая нога, разноименная с бросающей ру­кой, ставится с разворотом носком наружу (в площадку). В безопор­ном положении игрок совершает поворот в направлении щита, а го­лову немного наклоняет назад, чтобы видеть точку прицеливания. Мяч выносится вверх обеими руками. В момент их полного выпрям­ления свободная рука уходит вниз, а бросающая вращается внутрь (в сторону большого пальца). Мягким движением кисти и пальцев мяч направляется в корзину с отскоком от щита.

Броски одной и двумя руками снизу, одной рукой над головой («крюком, «полукрюком», обратный бросок) могут выполняться в игре также после ведения. При этом техника выполнения данных бросковых движений остается неизменной.

 

Средства обучения разновидностям броска в движении:

1. Объяснение и показ.

2. Имитация приема без мяча с места после одного шага разбега.

3. Выполнение разновидности броскового движения после одношажного разбега с места.

4. Выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в движе­нии с кисти вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.

5. То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вер­тикально вверх.

6. Выполнение приема в целом после встречной передачи парт­нера.

7. То же, но после поступательной передачи партнера и передачи сбоку.

8. То же, что в упражнениях 6 и 7, но преодолевая пассивное со­противление условного защитника.

9. Вариативное выполнение разновидностей приема:

• чередуя направление и скорость движения игрока на щит;

• изменяя направление и траекторию передачи партнера;

• увеличивая степень сопротивления защитника.

10.Выполнение разновидностей броска в движении в сочетании с ведением мяча и финтами.

11.То же, но в игровых заданиях, подвижных и подготовительных к баскетболу играх.

 

Организационно-методические указания:

1. К обучению разновидностям броска в движении приступать по­сле овладения занимающимися структурой основного способа при­ема.

2. Чередовать выполнение приема правой и левой рукой соответ­ственно справа и слева от корзины; контролировать при этом и. п.

3. Вводить в упражнения неподвижно стоящего защитника уже на ранней стадии обучения для приближения условий выполнения приема к игровым; постепенно увеличивать степень противодействия по мере освоения занимающимися рациональной техники бросковых движений.

4. На этапе совершенствования выполнять разновидности приема после ведения правой и левой рукой.

5. Совершенствовать разновидности броска в движении в сочета­нии с финтами, предшествующими овладению мячом или бросковому движению.

6. При выполнении бросков снизу одной и двумя руками:

• отталкиваться вперед-вверх;

• голову в прыжке не опускать, прямое туловище наклонять слегка вперед;

• мяч выносить от пояса, выпрямляя руку (руки) снизу вперед-вверх; вынос начинать в момент отталкивания; тянуться к корзи­не прямой рукой (руками); кисть (кисти) в безопорном положе­нии разгибать максимально вниз;

• заканчивать бросковое движение в верхней точке прыжка актив­ным быстрым сгибанием кисти (кистей) вверх; скатывать мяч с кончиков среднего, безымянного пальцев и мизинца.

7. Обучение броску «крюком» начинать с варианта этого броска после одного шага с места (ситуация: игрок получает мяч на ме­сте).

8. При выполнении броска «крюком» и «полукрюком »:

• последний шаг разбега выполнять перекатом с пятки на носок на внешней стороне стопы, поворачиваясь боком к корзине; мяч поднимать на уровень плеча в дальнюю сторону от защитника, располагая его на кисти бросающей руки и придерживая сверху другой;

• одновременно с отталкиванием выполнять активный мах другой ногой с одновременным поворотом туловища вперед и выносом мяча на полусогнутой руке вверх в сторону до полного ее выпрям­ления;

• кисть при замахе максимально разгибать в сторону от щита до по­ложения – мяч лежит на горизонтально расположенной кисти; одновременно укрывать мяч свободной рукой, отводя ее локтем в сторону защитника;

• выпуск мяча осуществлять дугообразным движением рабочей руки над головой в высшей точке прыжка при броске «крюком» и по­ворачиваясь лицом к корзине одновременно с толчком при бро­ске «полукрюком», придавая ему обратное вращение хлестом ки­сти; поддерживающую руку своевременно отводить в сторону; толчковую ногу в безопорном положении не сгибать;

• сопровождать полет мяча сгибанием бросающей руки в локтевом и лучезапястном суставах; контролировать полет мяча взглядом, поворачивая голову в сторону корзины; в безопорном положении голову держать прямо;

• угол выпуска мяча и высоту траектории его полета для бросаю­щего задавать уровнем поднимания рук условного защитника;

• приземляться на толчковую или на обе ноги, располагаясь лицом к корзине.

9. При выполнении обратного броска:

• рассчитывать длину шагов для выхода на дальнюю сторону щита;

• толкаться разноименной ногой с постановкой стопы разворотом носка наружу;

• в воздухе совершать поворот в сторону щита и слега отклонять голову назад для визуального прицеливания;

• для выпуска мяча выносить его вверх двумя руками до полного выпрямления; мягко направлять мяч в корзину с отскоком от щита, вращая рабочую кисть в сторону большого пальца.

Основные ошибки при выполнении разновидностей броска в движении.

1. При выполнении бросков снизу:

• движения мячом из стороны в сторону в процессе двухшажного разбега; высокое расположение мяча (у груди, а не у пояса);

• отсутствие наклона туловища вперед в момент отталкивания вверх без продвижения в прыжке к корзине; опускание головы в безо­порном положении;

• вынос и выпуск мяча согнутой в локтевом суставе рукой (руками);

• неправильное расположение кистей на мяче: мяч удерживается не снизу, а сбоку; поворот мяча в переднезадней плоскости при его выносе;

• отсутствие замаха (нет отведения кистей вниз) в безопорном по­ложении;

• несвоевременный (поспешный или запоздалый) выпуск мяча;

• мячу не придается переднее вращение.

2. При выполнении броска одной рукой над головой («крюком» и «полукрюком»):

• толчковая нога ставится на всю стопу: затруднен поворот игрока в положение боком к корзине до его отталкивания;

• нет укрывания мяча в дальнюю сторону от защитника в момент постановки толчковой;

• нерациональный замах: опускание мяча вперед или в сторону;

• неправильное держание мяча перед отталкиванием: мяч не пере­кладывается на кисть бросающей руки или не удерживается на уровне плеча;

• отсутствие поворота головы в сторону корзины перед толчком;

• слабый мах одноименной с бросающей рукой ноги в момент от­талкивания;

• неэффективный вынос мяча для броска: перед собой или прямой рукой через сторону – большая амплитуда движения, создающая предпосылки накрывания или выбивания мяча соперником;

• преждевременный выпуск мяча: согнутой, а не прямой рукой – до достижения игроком высшей точки прыжка; выпуск мяча перед головой, а не над ней при броске «крюком»;

• нет поворота туловища к корзине в безопорном положении;

• отсутствие завершающего движения кистью; мяч не скатывается с конечных фаланг пальцев (летит без вращения) или не сопро­вождается расслабленной кистью до опускания пальцев вниз;

• приземление на прямые ноги или в положение боком к корзине – игрок не готов к борьбе за взятие отскока.

3. При выполнении обратного броска:

• нерациональный выход на корзину: игрок проходит за дальний край щита или отталкивается из-за щита;

• рассогласование движения рук и ног: толчок одноименной но­гой;

• вынос мяча одной рукой: возможная потеря контроля над мячом до его выпуска;

• отсутствие поворота туловища в сторону щита и отклонения го­ловы назад в момент прыжка: игрок не видит точки прицелива­ния;

• неэффективное бросковое движение: нет вращения кистью в направлении щита, мяч выпускается резким жестким движением.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

1. Дайте описание техники бросков в движении снизу.

2. Что представляет собой техника бросков в движении одной рукой над го­ловой («крюком», «полукрюком»)?

3. Опишите технику выполнения «обратного броска в движении».

4. Какие средства для обучения технике разновидностей броска в движении Вы можете предложить?

5. Какие организационно-методические указания следует использовать в процессе обучения технике разновидностей броска в движении?

6. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения бросков в движении снизу.

7. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения бросков в движении одной рукой над го­ловой («крюком», «полукрюком»).

8. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения «обратного броска в движении».

9. Предложите упражнения (задания) для совершенствования техники разновидностей бросков в движении в соревновательной форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: