Тема: Урок инструмент развитие и воспитание личности человека




Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время. Издавна известно ведь: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»!

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, воспитания родители ждут от школы.
Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов, его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.

Стоит так же отметить, что проблема воспитания подрастающего поколения не остается без внимания и на государственном уровне. Развитие воспитания в системе образования в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования.
Таким образом, выполнения воспитательной функции от школы ждут не только родители, но и требует государство. Школа же имеет достаточный потенциал для реализации данной функции. Меры по осуществлению воспитания в школе включают в себя разнообразную деятельность, общение, внеурочные занятия, учебные занятия школьников, то есть весь педагогический процесс и очень важно, чтобы все элементы, все звенья — каждое мероприятие, каждый урок, каждый предмет этого процесса, носили воспитательный характер.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок. Другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке). По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний, они неразрывно связаны как две стороны единого целого.

Воспитательные аспекты урока
Мировоззренческая направленность:

· личность учителя (пример)

· оптимизм

· отношение к людям

· отношение к миру

· отношение к вещам

Учебный труд на уроке:

· рабочее место учеников и учителя

· планирование урока

· активность учащихся

· самостоятельность в работе

· прилежание

· уважение к истине

Воспитание дисциплины:

· воспитанность учащихся

· соблюдение порядка

· ответственность

· умение слушать

Требования на уроке:

· тактичность, гибкость

· аргументированность требований

· требования, основанные на доверии, успехе, интересе

Личностный подход на уроке:

· педагогическая любовь

· понимание детей

· приятие детей

· помощь детям

· оценивание детей

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
Назовём три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:
Отбор содержания материала;
Совершенствования структуры урока;
Организация общения.

Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Какие условия для этого необходимы?

Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. Для большей наглядности изобразим переход от нейтрального знания к личностно значимому в виде следующей схемы:


Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение.

Нередко учитель стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированные педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.

В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.
Я подошла к ключевому вопросу: формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты должно проходить следующие стадии: возбуждение – побуждение(подкрепление) – генерализация.
Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в…
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в...
Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. У каждого учителя имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работы исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает учащихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы).
Этап актуализации тоже можно организовать разными способами.
Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Конечно, на уроке мы учим, сообщаем определённую научную информацию, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок не просто “форма организации”, а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием, направленным на формирование нравственных отношений учителя и учеников и каждого из них друг с другом. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.
Примеры
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с её достопримечательностями; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.
Педагогическая культура современного урока английского языка включает в себя как культуру преподавания, так и культуру воспитательного воздействия.

На уроках истории: уроки-семинары(ученики самостоятельно выбирают материал по предложенному вопросу, обсуждают его в классе, делают выводы), уроки-диспуты (класс делится на группы, которые должны отстоять определенную точку зрения, в ходе таких обсуждений мы можем сформировать взгляд на историческое событие и выделить положительные и отрицательные стороны, попытаться найти методы ликвидации негативных аспектов), мини-сочинение или эссе (ученик формирует свое отношение к историческому событию).
На уроках основ здоровья: игры – ситуации (приводятся ситуации, в которых ученикам под разными предлогами предлагается попробовать табачные изделия, алкоголь и т.д., а ученик «жертва» должен подобрать слова отказа и отстоять свою позицию сохранения здоровья) – таким образом, формируется здоровосохраняющая компетентность и умение отстоять свою точку зрения.
Воспитательное значение проблемного обучения раскрывается не столько в том, что ребята самостоятельно подходят к “открытию” новых математических фактов, сколько в привитии им особого стиля мышления, в усилении положительного влияния учителя на личность учащегося.
Правильно подобранные и хорошо организованные на уроке дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию школьников, помогают выработать необходимые в жизни и учебе навыки и качества. Игры могут способствовать развитию у учащихся памяти, внимания творческого воображения, воспитанию у них наблюдательности, привычке к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Формирование личности и характера школьником идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: