Мотивы принятия нового Земельного кодекса (ЗК)




Слайд

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Земельный кодекс Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и в соответствии с основными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Земельном кодексе Российской Федерации содержатся наиболее важные нормы земельного права в согласованном между собой и систематизированном виде. Земельный кодекс Российской Федерации не только заменил недействующий в значительной части Земельный кодекс РСФСР, но и нормы ряда правовых актов последних лет, во многом не увязанных между собой, неполных и недостаточно четких. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает формирование на единой основе системы федеральных законов (о разграничении государственной собственности на землю, землеустройстве, государственном земельном кадастре, зонировании территорий, переводе земель из одной категорию в другую и так далее).

Слайд

В настоящее время Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 19 глав, в которых содержится 107 статей.

В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

Слайд

Мотивы принятия нового Земельного кодекса (ЗК)

Земельный кодекс крайне необходим для того, чтобы привести земельное законодательство «в соответствие с новыми социально-экономическими условиями, складывающимися в Российской Федерации» для «более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для обеспечения экономического роста».

Поскольку устаревшее «осколочное «, пробельное, противоречивое, нестабильное земельное законодательство 90-х годов осложняет процесс правоприменения и тормозит рыночный оборот земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, снижает эффективность налогообложения и уменьшает налоговые сборы, крайне неотложно коренное обновление земельных отношений, требующее существенного повышения всесторонней социальной эффективности и рациональности использования и охраны земельных ресурсов страны, а также максимальной активизации человеческого фактора в этом направлении.

Конечно, издание такого закона может иметь только кодификационную задачу (именно так понимают этот вопрос разработчики Проекта), но не обязательно только кодификационную. Такой узкий односторонний подход к решению этой проблемы не согласуется с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, в котором особо обращается внимание на то, что «настало время решения вопроса о земле. Государство не должно мешать развитию земельных отношений там, где они уже закреплены местным законодательством. Понятно, что земли несельскохозяйственного использования не подлежат ограничению гражданского оборота. Для закрепления этой нормы необходимо принять соответствующий федеральный закон».

На рубеже тысячелетий, независимо от того, какие бы текущие задачи ни решала законодательная и исполнительная власть, крайне необходимо создать отраслевой правовой механизм реализации конституционных положений о многообразии форм собственности и равной правовой защите частной, государственной и муниципальной форм собственности. Для Российской Федерации таким основополагающим Федеральным законом, регулирующим условия и порядок использования земли, должен быть Земельный кодекс Российской Федерации, призванный выполнять роль своеобразного «билля о правах» на землю крестьян, предпринимателей, горожан, всех граждан, заинтересованных в успехе реформирования земельных отношений.

Слайд

Очень важное значение имел и Указ Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03. 1996 г., № 337. Он расширил земельную реформу. Указом были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; перестали ограничиваться размеры приусадебных участков; было предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; также было предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997, № 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации) в огромной мере способствовал упорядочению правового регулирования процесса закрепления земли в частную собственность граждан и юридических лиц. Таким образом, с 1990 года началось реформирование земельных отношений и переход от закрепления исключительного права собственности государства на землю к ее перераспределению, передаче в негосударственные формы собственности.

 

Слайд

28 сентября 2001 года Государственной думой был принят в третьем чтении проект Земельного Кодекса РФ. Тогда же в третьем чтении был принят проект федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» Российской Федерации. 10 октября проект Земельного кодекса РФ и законопроект о введении в действие Земельного кодекса РФ» были одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ и переданы на подпись Президенту РФ.

 

Слайд

Основное значение Земельного кодекса Российской Федерации состоит в том, что он окончательно закрепил результаты проводимых в последние годы земельных преобразований и завершил процесс формирования законодательных основ для нормального функционирования рынка земли. В юридическом отношении теперь не имеется оснований оспаривать результаты земельной реформы и подвергать сомнению правомерность существования рынка земли.

Раньше нередко приходилось слышать о том, что передавать землю в частную собственность и совершать сделки с земельными участками допустимо только, если федеральные законы установят необходимые ограничения, а также определят "правила игры" на рынке земли. Обращалось внимание на то, что нигде в мире не существует права абсолютной частной собственности на землю. Говорилось и о том, что в других странах установлены многочисленные ограничения в земельной сфере.

Земельный кодекс Российской Федерации внес полную ясность в вопрос о том, какие земли могут находиться в частной собственности, а какие не могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц. Иными словами он реализовал требования Гражданского кодекса Российской Федерации.

Слайд 9

В подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ 2001 г. в качестве общего принципа земельного законодательства закреплен принцип "единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов", согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключения из общего правила о невозможности раздельного отчуждения земельного участка и расположенной на нем недвижимости, если они принадлежат на праве собственности одному лицу, предусмотрены в п. 4 ст. 35 ЗК РФ 2001 г.

В соответствии со ч. 7 ст. 3 Вводного закона со дня введения в действие ЗК РФ 2001 г. приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, также не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Слайд 10 Таким образом можно сделать вывод, что принятие ЗК направлено на решение 2х задач:

• 1. приспособить земельные отношения к рыночной экономике 2. создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки

• Особенности: частная собственность, доступность, объектом могут быть только земельные участки. Земельный кодекс расширил круг арендаторов (передача третьим лицам, в аренду, субарендаторам). Отрицательные моменты ЗК: не учел законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач, является рамочным)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: