Развитие самостоятельности учащихся в фортепианном классе.




Под самостоятельностью имеется ввиду умение учащихся применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески подходить к решению поставленных задач. При этом ученик должен обладать определёнными знаниями, понимать сущность заданий и их цель, владеть методом решения этих заданий. Таким образом, педагог может добиться от детей самостоятельной работы только в том случае, если ему удастся вооружить их соответствующими навыками.

Даже с первого года обучения педагог должен стремиться к постепенному развитию у ученика инициативы и самостоятельности, стараясь пробудить в нём интерес к занятиям и творческую активность. Пусть своё исполнение в классе ученик сам попробует оценить и рассказать, что было в игре хорошего и плохого, какие места удались лучше и что не вышло. На практике педагог сразу сам выносит приговор. Это ведёт к ослаблению творческой инициативы и самостоятельности юного музыканта.

Развитие самостоятельности учащегося - это умение правильно определить цели и задачи работы на основе изучения текста музыкального произведения. Учащегося необходимо научить методам самостоятельных занятий. Только хорошо организованная и тщательно проверенная самостоятельная работа учащихся может дать требуемые результаты. Основную роль в воспитании самостоятельности играет педагог.

Процесс развития самостоятельного мышления сложен и длителен. Он воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Педагог должен воспользоваться природной любознательностью ученика и направлять её. Интерес-это залог всех успехов. Педагог должен всё время подогревать интерес к делу у своих воспитанников и поощрением, и обсуждением, и сравнением их игры с игрой товарищей или крупных исполнителей. Здесь важны: посещения концертов, слушание записей, рассказы о великих музыкантах, чтение биографий знаменитых людей.

Необходимо стимулировать активность учащихся, без которой немыслима подлинная самостоятельность. Педагогу нужно так строить свои объяснения, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Такие учащиеся будут не только сознательно усваивать материал, использовать приобретённые ими навыки, но и находить новые решения в поставленных задачах.

Успех домашней работы в значительной степени зависит от целенаправленности урока. Методически правильно построенный урок способствует активизации внимания и обеспечивает успешное выполнение домашнего задания. Если педагог на уроке ставит определённые конкретные задачи, понятные учащемуся, объясняет и показывает способ их достижения, тут же на уроке добивается частичного выполнения,- то можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев домашняя работа ученика будет плодотворна.

К сожалению, не всегда педагогам удаётся сосредоточить внимание учащихся на поставленных перед ними задачах. В некоторых случаях в этом повинны и сами педагоги. Причины: на уроке применяются не совсем рациональные методы работы, отсутствует достаточно чёткая проверка знаний, необходимая требовательность, это ведёт к неусвоению материала, механическому повторению.

Для успешного обучения детей недостаточно правильно построенных уроков, опытных педагогов. Без систематического выполнения домашних заданий и вдумчивой самостоятельной работы над изучаемым материалом трудно рассчитывать на успешное продвижение учащихся.

Воспитание самостоятельности является одной из важных задач педагога-музыканта. Нередки случаи, когда учащиеся, оканчивающие музыкальные школы, а порой и СУЗы, играя довольно сложные программы, оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной работе. Разбирая новое музыкальное произведение, они не обращают внимание на грамотное прочтение текста, на выразительные особенности музыкального языка, помогающие правильно понять замысел композитора, не считают нужным продумать удобную аппликатуру, не умеют преодолевать трудности разучиваемых произведений, работать над звуком и фразой, так как не приучены слушать себя.

Одной из основных задач педагога является воспитание элементарной грамотности. Уже на первой стадии музыкального обучения следует развивать у ученика бережное отношение к тексту. После исполнения педагогом пьесы, надо заставлять учащегося самого разбирать на уроке. Направить его внимание не только на звуковысотность и длительность нот, но и на все указания автора- аппликатуру, знаки артикуляции (различные способы извлечения звука -legato, staccato, portamento и т.д.), динамические оттенки и другие. Ученик должен увидеть всё, что написано в тексте. Для большей активизации внимания можно поручать ученику самому сформулировать и продиктовать домашнее задание, а также попутно рассказать, на что он будет обращать внимание, работая дома. На следующем уроке, проверяя домашнее задание, полезно задать вопрос: «А что было задано?» После прослушивания следует предложить ученику самому обнаружить свои ошибки. Самим лучше не исправлять, иначе это приведёт к невниманию и пассивности мышления. Для налаживания домашней работы следует прибегать к помощи родителей. Тесный контакт педагога с родителями обычно даёт положительный результат.

Вторым важным моментом в занятиях является работа над звуком и музыкальной фразой. Учащийся должен уметь вслушиваться в извлекаемые звуки. Требуя от него полного и мягкого звучания, педагогу необходимо не только рассказывать, как добиться такого качества звука, но и неоднократно показывать это на инструменте. Перед ребёнком возникает много задач: слушать, чтобы звук был красивый, чтобы рука была организована, следить, чтобы пальцы были закруглёнными и не прогибались в суставах.

Чтобы приучить маленького пианиста слушать себя, необходимо чаще контролировать его внимание. Заставить его сыграть несколько раз одно и то же построение, чтобы заметить, когда оно лучше звучало. Можно самому педагогу проиграть данный отрывок, преувеличивая дефекты исполнения ученика. Учить ученика следить за развитием мелодической линией, стремлением к кульминации, мелодию играть выразительно сочным, певучим звуком. Партия левой руки предъявляет к исполнителю другие требования, мягкое погружение руки, тихие окончания фраз.

Для музыкального воспитания недостаточно умения грамотно прочесть нотный текст, чувствовать музыкальную фразу, играть красивым звуком. Третья задача заключается в привитии учащимся технических навыков и умении преодолевать технические трудности. У начинающих трудности бывают связаны с правильным положением на клавиатуре 1 и 5 пальцев. В этюдах сначала добиться общего ровного звучания в спокойном темпе. Для укрепления пальцев следует некоторое время играть более плотным звуком, активными пальцами. При этом не забывать и конечной цели этюда-достижения лёгкости звучания и подвижности. Поэтому игру forte полезно чередовать с игрой piano. Затем постепенно переходить к более быстрому темпу. Не рекомендуется играть сразу скоро: учащийся, не привыкший думать быстро, может не справиться с таким движением, так как мысль его не будет успевать за пальцами. После того, как этюд будет выучен, полезно закрепить данный вид техники и дать ученику однотипный этюд для развития самостоятельности. Рекомендуется ученику самому определять трудные места и способы работы над ними.

Основная работа педагога состоит в том, чтобы не только привить технические навыки ученику, но и приучить учащихся мыслить, сознательно относиться к своей работе. Без умения самостоятельно работать, невозможно ни успешное продвижение учащегося, ни получение им твёрдо усвоенных знаний, прочно закреплённых навыков. Систематическая самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении поставленных целей, воспитывает у маленьких пианистов волю и характер.

Но, для того чтобы самостоятельная работа была продуктивна, она должна быть по силам учащимся и в то же время достаточно трудна. Непосильные задания могут вызвать у ученика потерю уверенности в своих силах, так как все прилагаемые старания не приведут к достижению поставленной цели. С другой стороны, выполнение слишком лёгких заданий не развивает в достаточной степени способностей ученика, так как ему не приходится серьёзно работать.

Что заставляет говорить о самостоятельности учащихся фортепианных классов? Умение бегло читать нотный текст. Это нужно не только концертмейстерам. Молодые пианисты должны уметь самостоятельно и быстро знакомиться с музыкальным произведением. Начинающий педагог в короткий срок должен разобраться в незнакомом ему сочинении и чётко объяснить учащемуся весь путь работы над ним. Важно понять не только текст, но и особенности формы, стиля, гармонии, найти целесообразную аппликатуру.

Чем самостоятельнее ученик, тем большему его может научить педагог. В этом случае у него увеличится запас времени на художественную отделку исполнения, отшлифовку деталей, выработку артистизма. Непозволительно много времени расходуется педагогами на черновую стадию работы, на разбор самого текста, уточнение нот, штрихов, ритмических подробностей, аппликатуры и т.п. В скорейшем развитии самостоятельности учащихся очень заинтересованы сами преподаватели. Труд преподавателей может стать более интересным и творческим.

Каждый педагог почти ежедневно сталкивается с примерами пассивного разучивания пьес учениками. Поэтому необходимо говорить учащимся о сознательном подходе к занятиям. Сознательный подход состоит во всестороннем анализе текста, нахождении пианистических приёмов, рационализации домашнего труда. Также важно учить преодолевать не только конкретную трудность в отдельном случае, а дать учащимся основы мастерства, чтобы они могли легко справиться с подобными трудностями. Мы должны довести ученика до такой ступени обучения, когда, говоря словами Г.Г.Нейгауза, педагог станет ему не нужен.

Вопросы:

1.Можно ли требовать какой-либо самостоятельности от учеников на начальной стадии обучения?

2.В каком случае педагог может добиться от учеников самостоятельной работы?

3.С какого времени нужно добиваться от учеников собственной инициативы в процессе выполнения домашних занятий?

4.В чём заключается сознательный подход к занятиям?

5.Какие ошибки в работе педагога ведут к ослаблению инициативы учащегося?

6.Верен ли традиционный ход урока: прослушивание пьесы целиком, последующая критика педагога, исправление ошибок учеником в присутствии педагога?

7.От чего зависит успешность выполнения домашней работы?

8.Какие виды работы могут способствовать развитию самостоятельности ученика?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: