Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Вопросы для обсуждения:
1. Общие закономерности, пути и условия развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте.
2. Эмоционально неблагополучные дети, причины эмоционального неблагополучия.
3. Особенности развития произвольных движений и действий.
4. Становление структуры волевого действия в дошкольном возрасте.
5. Волевые привычки и их формирование.
6. Личностный аспект развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.
7. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать понятия: эмоции, динамика чувств, дифференциация чувств, аффект, страх, высшие чувства, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие, воля, волевое действие, волевое усилие, мотив, цель, борьба мотивов, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия.
2. Составить схемы:
-Особенности эмоций и чувств дошкольника
-Основные направления в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника
Основная литература:
1. Головко О. Аффектные дети и педагогические воздействия на них.//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.41-42
2. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 228-237
3. Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. -2002. - № 8. – с. 91-96
4. Кульчицкая Е.И. О развитии чувств // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 256-262
5. Непомнящая Н.И. Формирование воли // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 262-268
6. Рояк А. Эмоциональное неблагополучие детей в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. - с.12-19
7. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Что стоит за жалобой дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 249-256
8. Смирнова Е. Пути формирования произвольного поведения //Дошкольное воспитание.- 1988. - № 10. - с.62-71 или //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 269-277
9. Юркевич В. Воля и привычка: Возможности дошкольника //Семья и школа. - 1986. - №5
Дополнительная литература:
1. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников - Киев 1971
2. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович -М.,1986
3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. –М., 1998
4. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. –Мн., 1991
5. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. Н.Д. Кошелевой -М.,1985
Занятие № 7
Тема: САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения:
1. Уровень притязаний как мотивационная характеристика личности.
2. Самооценка и ее особенности в дошкольном возрасте.
3. Особенности поведения детей с завышенным уровнем притязаний.
4. Формирование самооценки в разных видах деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать понятия: самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний.
2. Составить таблицу: - Пути и средства формирования самооценки в разных видах деятельности.
Основная литература:
1. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с.207-216
2. Бронников И.Н. Осознание поступков детьми трех-пяти лет // Там же. – с. 216-223
3. Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – с. 172
4. Панько Е.А. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.39-41
5. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - с.61-67
6. Шакуров Р.Х. О детском самолюбии // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 223-228
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.2 М.,1980. - с.103-107.
2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. –Кишинев, 1983.
3. Лихтерова М., Пенская А.В. Особенности притязаний дошкольников.// Психология. Научн. доклады ХХ1Х Герценовские чтения /Отв. ред. Л.Богословский -Л.,1976. - с.14-18.
4. Силвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1978. - № 2. - с.80-85
Занятие № 8
Тема: ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения:
1. Основные компоненты способностей к изобразительной деятельности. Их проявление у дошкольника.
2. Основные компоненты музыкальных способностей. Их проявление и развитие в дошкольном детстве.
3. Основные компоненты способностей к театральной деятельности. Их проявления у дошкольника.
4. Особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить схему:- Условия развития способностей у дошкольника.
Литература: Венгер Л.А. Педагогика способностей /детей дошкольного и школьного возраста/ -М.,1973.
2. Выписать понятия: способности, склонности, задатки, одаренность, творчество.
Основная литература:
1. Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители. // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7,8. - с.26-31
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,1990. - с.22-28
3. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 12. – с. 2-14
4. Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11. - с.27-33
5. Ягловская Е. Группа одаренности дошкольников. Проблема взаимоотношений //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - с.47-49
Дополнительная литература:
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998
2. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. – 2003. - № 6. – с. 17-31
3. Гильбух Ю.В., Гарниц О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. //
Вопросы психологии 1990 №4 с.147-155.
4. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. - 1988. - №4. - с.98-107
5. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. - № 4. – с. 13-18
6. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дъяченко. –М., 1997
7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988
8. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. –М., 1972
9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. –М., 1996
Занятие 9
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Вопросы для обсуждения:
1.Особенности психического развития детей 6-7 лет. Кризис 7 лет.
2.Характеристика компонентов психологической готовности к обучению в школе:
-интеллектуального
-социально-психологического
-личностного
3. Становление новой внутренней позиции.
Основная литература:
1. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника //Дошкольное воспитание. -2003. - № 1. – с. 47-51; № 4. –с. 70-71; № 6. – с. 94-99
2. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст) //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. -М.,2000. - с.351-357.
3. Домашенко И.А. Выполнение действий по правилам как один из показателей готовности ребенка к школе // Там же с. 282-288
4. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста// Там же. С.288-296
5. Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 242-249
Дополнительная литература:
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?. – М., 1994
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М., 1988
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. –М., 1987
4. Особенности психического развития детей 6-7 –летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988