ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛА




Коррекционная работа с детьми (и их родителями) на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна

Телесно-ориентированная терапия (по Максимовой)

Телесно-ориентированная терапия — это один из методов психической коррекции — «исцеления души через работу с телом». Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией».

Чем больше мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития, тем больше сталкиваемся с тем, что нарушения психики и интеллекта, как правило, сопряжены с изначальным нарушением восприятия себя, своего тела, своей целостности, и, как следствие, нарушением взаимодействия с другими людьми и миром.

Елена Владимировна Максимова, автор методики «Со-творение», считает нарушение восприятия «себя» основной причиной формирования искажённого психического развития особых детей. Сложно взаимодействовать с окружающим миром, если не ощущаешь, не понимаешь самого себя.

Впервые о взаимосвязи физического и психического развития заговорил отечественный учёный, выдающийся врач Н. А. Бернштейн. Его теория управления движениями и формирования новых двигательных форм была разработана ещё в 30-40 годы XX столетия. В 1947 г. вышла одна из основных книг Н.А. Бернштейна «О построении движения», которая была удостоена Государственной Сталинской премии. За рубежом «работа с движением» появляется после 1949 года, когда книги Н.А.Бернштейна были переведены на все языки мира. В 1950 г.г. он проходил «по делу врачей» и все его разработки, книги были запрещены. Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. После смерти учёного (1966г.) теория построения движений Н.А. Бернштейна у нас, в Советском союзе, была забыта на долгие годы. За рубежом же его теории уделялось много внимания. Так, теория построения движений легла в основу динамической психотерапии Девида Боаделла. Идеи теории построения движений Н. А. Бернштейна нашли свое отражение в методике раннего развития детей Глена Домана (те же уровни), теории сенсорной интеграции Джин Айрис, Жан Пиаже и других.

В нашей стране к теории построения движений Н. А. Бернштейна вернулись совсем недавно благодаря разработкам психолога, коррекционного педагога Елене Владимировне Максимовой. Она предложила активно использовать методики телесно-ориентированной модели у детей с различными нарушениями развития.

Елена Владимировна продолжила развивать теорию Берштейна и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛА

У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль от удара или падения, у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек». Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве. Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.

При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности, ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность, чтобы себя найти, себя почувствовать. Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания. При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием. Такие нарушения легко диагностируются по рисункам детей. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.

У маленьких детей с РАС нарушение кожно-мышечной чувствительности приводит к проблемам в период приучения к горшку. Ребёнок просто не ощущает естественные потребности. А родители, не зная истинную причину такого поведения, продолжают настаивать и повторять бессмысленные попытки научить вовремя ходить в туалет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: