Натуралистическое направление в языкознании.
Авруст Шлейхер (1821-1868) – основоположник натуралистического направления, занимался лингвистикой, так же был любителем биологии и большое влияние на него оказал труд Чарльза Дарвина «О Происхождении Видов». Шлейхер попытался применить эту теорию к языкам. Он попытался разграничить лингвистику и филологию и доказывал, что лингвистика является естественно-научной дисциплиной, в то время как филология – гуманитарной. Лингвистика должна изучать язык с точки зрения того, какие природные законы действуют на язык, в соответствии с чем, он изменяется. При этом он исходил их того, что язык – природный организм. То есть язык рождается, развивается, вступает в борьбу с другими языками, растет и в результате борьбы либо умирает, либо побеждает. С его точки зрения языки тоже подчиняются естественному отбору. Кроме того, он переносит в свою теорию закон изменчивости видов. На основе этого он строит первое генеалогическое древо языков, на котором показывает, как из одной общей ветви растут остальные веточки. Кроме того, он предлагает типологическую классификацию языков, которую основывает на сопоставлении разных типов языков с разными природными явлениями.
Типология Шлейхера представлена 3 типами языков:
1. Изолирующие языки - Тип представляет собой недифференцированное тождество между значением и отношением, т.е. слово объединяет в себе грамматическое и лексическое значение неделимо. Он сравнивает с их с кристаллами. (китайский)
2. Агглютинативные языки (японский, тюркские языки) - Языки в которых существует дифференциация между значением и отношением. Есть четко выраженный корень и аффиксы. Он их сравнивал с растениями.
|
3. Флективные языки (большинство индо-европейских языков) - языки, где различие между отношением и значением существует, однако, они настолько тесно слиты, что не всегда удается легко отсоединить одно от другого. Востоков ассоциирует с животными.
По мнению Шлейхера, языки проходят все эти стадии. Кроме того, он пытался воссоздать праязык. Он считал, что это возможно и даже написал на этом праязыке басню про овец и коней.
Создание теории общего языкознания
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) – считается одним из величайших лингвистов. До сих пор на него ориентируются различные направления в лингвистике. Он рассматривал самые разные вопросы, в том числе типологическую классификацию, в частности, изучая язык кави на острове Ява, он показал, что кроме выделенных Шлегелем и Гриммом синтетических, аналитических, изолирующих и агглютинирующих языков есть ещё инкорпорирующие (полисинтетические).
Однако, в историю он вошел прежде всего как создатель общей теории языка, а так же тем, что поставил основные философские вопросы о соотношении языка и мышления, о соотношении языка и народа, которые являются до сих пор весьма актуальными. Кроме того, работая в рамках классической немецкой философии, он выделил так называемые антиномии языка. Антиномия – два взаимоисключающих утверждения, каждое из которых по-своему верно.
Гумбольдт выделил антимонии в языке:
1. Антиномия неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления как 2х сторон некоторого большего целого. С одной стороны мышление не возможно без языка, и язык питает мышление.
|
2. Антиномия языка как деятельности и произведения. Гумбольдт говорит, что с одной стороны язык – непрерывный творческий процесс. С другой, результаты этой деятельности языка мы видим в текстах.
3. Антиномия речи и языка. Язык как масса всего произведенного живой речью не одно и то же, что сама речь в устах народа.
4. Антиномия речи и понимания. С одной стороны человек использует речь, он стремиться добиться понимания, однако, это самое понимание происходит отнюдь не всегда, т.е. никто не понимает слов абсолютно в одном и том же смысле, поэтому взаимное понимание между людьми всегда неполно.
5. Антиномия объективного и субъективного в языке. С одной стороны язык известен всем членам общества, т.е. он социален, хотя в реальности языком пользуются только отдельный субъект.
6. Антиномия коллективного и индивидуального в языке. Говорят каждый раз отдельные люди, и с этой точки зрения язык – индивидуальное явление. С точки зрения Гумбольдта язык как творение народа предшествует языку конкретного индивида.
7. Антиномия необходимости и свободы в языке. С одной стороны, каждый отдельный индивид свободен в выборе языковых средств, т.е. мы выражаем наши мысли по-разному. С другой, язык в любом случае накладывает некие ограничения, за пределы которых мы не можем выйти.
8. Антиномия устойчивости и движения. С одной стороны, язык постоянно изменяется, а с другой, остается понятным разным поколениям.
Таким образом, мы можем сказать, что язык у Гумбольдта предстает сложным многомерным явлением, в котором можно выделить различные аспекты.
Проблема языка и народа у Гумбольдта.
Говоря о проблемах соотношения языка и народа, Гумбольдт использует такое понятие как «дух». Оно остается не слишком понятным и связывается с тем, что Гумбольдт относится к идеалистам в философии. Этот дух народа является идеальной (не материальной) созидательной сущностью, которая отражая особенности данного народа, создает его язык, культуру, фольклор и т.д. Но основным является язык.