Пансионаты для престарелых и инвалидов




Социальная помощь пожилым людям

 

Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В соответствии с законодательством существуют следующая социальная помощь пожилым людям:

  1. социальная помощь пожилым людям на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
  2. полустационарная социальная помощь пожилым людям в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания, независимо от их наименования);
  4. срочная социальная помощь пожилым людям в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
  5. социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию в обществе граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Для реализации этих форм социального обслуживания созданы территориальные центры, которые занимаются выявлением пожилых граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определяют необходимые для них виды социальных услуг и обеспечивают их представление, ведут дифференцированный учет всех нуждающихся в зависимости от видов и форм требуемой помощи.

Социальная помощь пожилым людям на дому

Социальная помощь пожилым людям на дому оказывается социальными работниками, предлагающими подопечным широкий набор услуг: доставка на дом продуктов питания из магазинов и с рынка; доставка горячих обедов из столовых, гуманитарной помощи, необходимых товаров и лекарств; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник может связаться с нотариусом, оформить необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласить мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры, вызвать врача и т. п. Основные виды услуг на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером из надбавки к пенсии по уходу. Основная цель социального обслуживания на дому - адаптация пожилых людей к своему положению, максимально возможное продление пребывания их в привычной социальной среде.

Для малоимущих центрами организуется бесплатное горячее благотворительное питание за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения, других внебюджетных ассигнований. Им оказывается натуральная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов.

При Центрах создаются пункты благотворительного сбора вещей и их раздачи, пункты проката предметов длительного пользования, организуется льготное бытовое обслуживание малообеспеченных пожилых граждан в парикмахерских, прачечных, банях, службах по ремонту квартир, открываются магазины, где нуждающиеся могут приобрести товары со скидкой.

Отделения дневного пребывания

Другая форма социальной помощи пожилым людям - отделения дневного пребывания. Их цель - помочь пожилым людям преодолеть одиночество. Здесь организуется питание, медицинская социальная помощь пожилым людям, отдых, культурно-массовые я просветительские мероприятия. В таких заведениях организуются различные виды посильного труда, где можно снова ощутить свою полезность и даже подзаработать шитьем, рукоделием, ремеслом. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения - в итоге старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде. Немаловажно, что после отдыха в отделении дневного пребывания связи между пожилыми людьми не прерываются.

Скорая социальная помощь пожилым людям при центрах социального обслуживания предназначена для оказания неотложной помощи разового или временного характера пожилым людям, остро нуждающимся в социальной поддержке. Она включает в себя предоставление необходимой информации и консультаций, юридической, а также материальной помощи, экстренной медико-психологической и ремонтно-бытовой помощи.

Пансионаты для престарелых и инвалидов

Пансионаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты и другие учреждения стационарного пребывания, куда принимаются пожилые граждане, не имеющие трудоспособных детей, обязанных содержать своих родителей. В учреждения подобного типа могут быть направлены пациенты, нуждающиеся в постоянном медицинском уходе и наблюдении психиатра или те, кто по различным причинам не может проживать совместно с родственниками.

Оформлением в пансионат занимаются местные органы социальной защиты населения в зависимости от места прописки или фактического проживания пожилого человека или инвалида. При проживании в интернате пенсионеры получают на руки 25% причитающейся им пенсии, а остальные средства зачисляются на счет интерната, берущею на себя все материальные затраты по содержанию и уходу за престарелыми людьми. Если в пансионате есть свободные места, то престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание на срок от 2 до 6 месяцев.

Проживающие в таких домах получают благоустроенное жилье с необходимой мебелью и инвентарем, постельные принадлежности, одежду, обувь; им предоставляется питание, в том числе и диетическое. За пациентами осуществляется диспансерное наблюдение и лечение, а при необходимости и госпитализация. Администрация организует различные культурно-массовые мероприятия.

Однако часто в стационарных учреждениях социальная помощь пожилым людям усиливает зависимость и чувство одиночества у проживающих, приближающее их уход из жизни (ежегодно умирает до 25% проживающих).

В современном обществе существует множество демографических проблем, в том числе и «старение общества». Россия не является исключением: в 1959-2002 годах общая численность населения нашей страны увеличилось примерно на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза.

В Республике Башкортостан граждан старше трудоспособного возраста на начало 2005 года – 770,5 тыс. человек (18,9%). По современным мировым стандартам, население считается старым, если доля населения старше 65 лет превышает 7%. В республике на начало 2005г. доля населения старше 65 лет составляет –13,4%, в России –13,7%.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым – в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России – 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

Старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению.

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп – это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых.

Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности.

Кроме того, выход на пенсию – это та веха в жизни человека, после которой она кардинально меняется. Это во многом связано со сменой социального статуса человека. Если раньше человек занимался активной трудовой деятельностью, чувствовал себя необходимым и значимым, то в пожилом возрасте его опыт и знания часто становятся ненужными и невостребованными. Далеко не для всех пожилых людей выход на пенсию становиться долгожданным событием, многие из них стремятся оттянуть переход на «заслуженный отдых», причем не только из-за финансовых соображений.

К психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции.

Несмотря на все сложности, можно говорить, что сегодня руководству страны удается принимать меры, способствующие постепенному повышению доходов пенсионеров. Премьер В.В. Путин обещал, пенсии в 2011 году, несмотря на дефицит бюджета, снова будут индексироваться. Путин напомнил, что кабинет министров поддержал профсоюзы и страховые платежи были возвращены в государственные внебюджетные фонды.

Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения. Не все к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счет средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий (заводы, фабрики, НИИ и т.д.) по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию. Общее сокращения количества рабочих мест и сложное финансовое положение таких предприятий не позволяет им предоставлять работу людям пожилого возраста.

Безусловно, люди, достигшие пенсионного возраста, зачастую вынуждены мириться с работой более низкого статуса, а многие вынужденно меняют место работы. Возрастдля пожилых людейявляется основным фактором, резко ограничивающим профессиональные маршруты, а дискриминация по отношению к сотрудникам старшего возраста в трудовых коллективах в настоящее время часто встречается. Показателен тот факт, что доля работников пожилого возраста в престижных областях занятости в России минимальна и пожилые безработные могут в большинстве своем рассчитывать на трудоустройство лишь во вторичном секторе рынка труда, который составляют низкооплачиваемые, непрестижные, нестабильные рабочие места. В результате у пожилых людей формируется деструктивная установка на профессиональную деятельность, и вообще социальную активность. В рамках этой деструктивной установки горизонт жизни резко сужается, а сама жизнь рассматривается с точки зрения доживания.

В то же время многие пожилые сохраняют профессиональный статус и высокую заработную плату, причем, как правило, те, чья квалификация требовала многих лет образования и опыта. Поэтому их ситуация на рынке труда сегодня довольно противоречива. Так, В. Лукьянов, руководитель Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Невский ангел» пишет, что «численность работающих пенсионеров в нашей стране увеличилась за последние четыре года на полмиллиона человек. Люди с активной жизненной позицией понимают, что могут рассчитывать только на себя. Бедность и нищета в преклонном возрасте особенно болезненны, они порождают ощущение прожитой зря жизни, ведь на исправление ситуации в лучшую сторону уже нет времени». Подчеркивая то, что занятость пенсионеров продиктована низким уровнем пенсии, он оценивает возможность занятости в целом положительно.

Пожилых людей, и даже людей предпенсионного возраста практически выталкивают на пенсию, освобождая место молодым. Это не только отечественная проблема. В США по инициативе Президента Р. Рейгана еще в 1988 г. был принят специальный закон, запрещающий какую-либо дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никаких ограничений, в том числе и для тех, кому за 70 лет.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка — психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

Многие из вышеперечисленных проблем сегодня не являются актуальными для более развитых обществ западных стран. Но для нашего социума решение этих проблем одна из первостепенных задач. Если меры по социальной защите любых категорий населения, в том числе и пенсионеров, не будут приниматься на государственном уровне, то неизбежны социальные потрясения. Социальную политику, проводимую в России в отношении людей пожилого возраста нельзя назвать совершенной, однако именно она во многом смягчает социальные проблемы этой демографической группы.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
  4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;
  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.1
  12. Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения

В период до 2010 года предстоит всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей. Ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей. Развитие платного социального обслуживания. Осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых; граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Оказание им содействия в осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

Развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми.2

Нормативно-правовая база.

В Кодексе законов о труде Российской Федерации записано, что пенсии в нашей стране назначаются в соответствии с законом “О государственных пенсиях в РФ” (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г.). Законом “О государственных пенсиях в РФ” установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в настоящий закон.

Целью данного закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии. Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, четыре вида:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет.

Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех. Условия определяющие право на социальную пенсию перечислены в ст. 113 Закона. По общему правилу гражданам, которые имеют одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением трех категорий граждан имеющих право на получение двух пенсий (ст.5 Закона).

Финансирование выплаты пенсий осуществляется Пенсионным Фондом из трех источников:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан;

- ассигнования из Федерального бюджета.

Выплата пенсий военнослужащим и приравненных к ним граждан, их семьям, а также социальных пенсий осуществляется за счёт средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета.

Важным моментом является то, что при внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем федеральном законе обязательно должен быть определён источник финансового обеспечения дополнительных расходов.

Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё. Это правило относится ко всем видам пенсии.

При установлении размеров и условий выплаты пенсий применяются, такие понятия как трудовой стаж и среднемесячный заработок.

Размер пенсии обычно зависит от длительности общего трудового стажа, с его учетом определяется также минимальный и максимальный размер пенсии по старости. Порядок определения общего трудового стажа и специального трудового стажа установлен разделом VI Закона. В статье 89 указана работа, которая включается в общий трудовой стаж, в ст.90 - военная служба и другая, приравненная к ней служба, включается в общий трудовой стаж, в ст.91 - учёба, включаемая в общий трудовой стаж. Иные периоды, засчитываемые в указанный трудовой стаж перечислены в ст.92.

С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности той или иной общественно-полезной деятельности, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определённой трудовой деятельности устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 Закона), работой на крайнем Севере (ст.14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).

Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в ст.94 Закона о льготном исчислении периодов(например, время работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, учитываются в полуторном размере; военная служба по призыву, время работы во время Великой Отечественной войны и период работы в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере, а период работы в Ленинграде во время блокады - в тройном размере) и особых правил исчисления выслуги лет (ст. 83 Закона).

Трудовой стаж, приобретённый до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования”, устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

А после регистрации в качестве застрахованного лица, трудовой стаж устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Размер пенсии определяется из среднемесячного зара



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: