Музыкальное образование и педагогика в странах западной европы и сша в ХХ в.




Глава ХIII

Музыкальная культура

Конец ХIХ - начало ХХ в. - чрезвычайно насыщенный период в истории мировой художественной культуры. Кране обострилась конфронтация между демократической культурой народных масс, все более активно вступающих в борьбу за свои социальные права, и элитарной культуры буржуазии.

На протяжении 90-х гг. ХIХ в. и отчасти начала ХХ в. в европейской музыке складывается своеобразный "контрапункт" нескольких параллельно развивающихся течений, во многом противоречащих друг другу. Наряду с поздним романтизмом, испытавшим процессы идейного перерождения, утверждались новые направления, противостоящие угасающей романтической традиции. Эти учения формировались в литературе или в изобразительном искусстве, а потом уже в существенно переосмысленном виде проявлялись в музыке. Так на протяжении 90-х годов в ряде стран (Италия, Франция, Чехия) успешно развивается натурализм, утвердившийся в жанре оперы.

Прямые и косвенные проявления натуралистической тенденции не раз отмечались и в иных жанрах, у композиторов других художественных направлений - поздних романтиков, импрессионистов. К примеру, о многочисленных опытах воспроизведений "звуковой натуры" в симфонических поэмах и операх Р.Штрауса или о памятных обращениях Равеля к вокально-декламационным и оркестрово-изобразительным приемам (опера "Испанский час", цикл "Естественные истории").

Прямым антиподом натурализма с его бытовой "приземленностью" и откровенным "жизнеподобием" явились музыкальный импрессионизм и символизм, ставший едва ли не самым влиятельным из новых течений последнего десятилетия ХIХ в.

Начало эпохи музыкального импрессионизма относится к 90-м гг. ХIХ столетия. Термин "импрессионизм" в применении к музыке возник стихийно, в большей степени под влиянием художественных веяний французской культуры этого времени. Музыкальный импрессионизм появился в смелом обновлении гармонических и колористических средств, в выходе за пределы классической (функциональной) гармонии, в освобождении музыкальной формы от оков симметрии норм классицизма.

Как и импрессионизм, символизм своим зарождением обязан прежде всего Франции, ее культуре на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Проблема символа в искусстве рассматривалась в качестве основополагающей. Символисты (поэты - П. Верлен, Ш.Бодлер, художники - П.де Шавенн, А.Беклин, Э.Мунк, композитор - А.Скрябин) своеобразно выразили кризис мироощущения, культуры, мысли, чувств, полагали, что художник в своем творчестве опираться прежде всего на бессознательное, интуитивное.

В музыке это течение выражалось в преобладании сверхнапряженных и устало-отчужденных эмоций, в отказе от тональных устоев, от традиционных принципов мелодического и ладофункционального мышления.

Существовало другое антиромантическое течение в искусстве Европы наряду с австро-германским экспрессионизмом: неопримитивизм, или "варваризм", как именовали его некоторые исследователи.

Неопримитивизм присутствует в произведениях И.Стравинского, Б.Бартока, Д.Мийо.

В музыке Германии, Франции, России, Австрии неожиданно возникли тенденции нового классицизма в самых различных его проявлениях. Одним из ярких выразительных средств, найденных "неоклассцистами" (из западноевропейских П. Хиндемита).

Стилистически неоклассицизм - явление многозначное. А.Онеггер возродил традицию монументальных ораторий Г.Ф.Генделя; П.Хиндемиту близок инструментальный жанр барокко concerto grosso; Д.Мийо считал эталоном неоклассицизма Ж.-Бю Люлли.

Заметный сдвиг в сторону нового классицизма тогда же произошел в творчестве молодых русских композиторов И.Стравинского и С.Прокофьева.

Так постепенно формировался - в разных национальных школах музыкальный неоклассицизм, которому предстояло занять одно из ведущих мест в западноевропейской музыке 20 и 30-х гг. ХХ в.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЯЩЕНИЯ

Отсутствие централизованного музыкального образования (Англия, Германия, США) и обязательного музыкального образования в школах (Испания, Италия) привело к появлению множества теорий и методов гуманистической педагогики, демократизации образования и его дифференциации (в частности, индивидуализации учебных планов и авторских методик).

С конца ХIХ в. в странах Западной Европы, прежде всего в Англии, возникло педагогическое течение, получившее название "новой школы". Созданные для детей школы строились на основе уважения личности воспитанников, всемерного развития у них самостоятельности и инициативы, широкого и многостороннего общего развития, включения в учебный процесс трудовой подготовки и разностороннего физического развития.

Высокие требования "новая школа" предъявляла к учителю. Он жил одной семьей со своими воспитанниками, принимая участие во всех занятиях и развлечениях. Английские "новые школы" в Абботсхольме и Бадельсе, немецкая школа Лю Литца в Ильзенбурге, школа Рош во Франции вызывали огромный интерес и стали образцом для подобных образовательно-воспитательных учреждений в Бельгии, Швейцарии, Австрии, Англии. Так, в основе воспитательной системы авторской школы Саммерхилл, созданной известным немецким педагогом А. Нейллом в 1924 г., был девиз - "Свобода и счастье детей".

Г.Гаудинг (1860-1932) - представитель школы "педагогики личности". Он рассматривал личность воспитателя как единственный фактор формирования личности воспитуемого и разрабатывал вопросы организации самостоятельной, активной деятельности учащихся с учетом особенностей каждой индивидуальности. Под духовной деятельностью Гауинг понимал культивацию вопросов учащихся, освобожденных от "деспотизма вопросов учителя".

Э.Кей (1885-1926) - шведский педагог; одна из наиболее радикальных защитниц теории "свободного воспитания". В книге "Век ребенка" выступила как теоретик педоцентризма.

Л.Гурлитт (1885-1931) - представитель "свободного воспитания", идеолог движения молодежи "Перелетные птицы".

Б.Отто (1859-1933) - зачинатель комплексного обучения в Германии, ядром педагогического процесса в школе будущего считал преподавание родного языка.

Современная гуманистическая психология - основа педагогического поиска и новых методических программ. В этой области основополагающими считаются работы американских ученых-психологов А.Маслоу, К.Роджерса, посвященных теоретическим и конкретно-практическим проблемам гуманистической психологии.

Один из важнейших принципов музыкального развития детей в ХХ в. мусическое воспитание: акцент на художественное формирование личности, ее спонтанное самовыражение через пение, инструмент, танец, ритмопластику.

Появляются новаторские системы, которые предусматривают занятия в неограниченном пространстве ("школы без стен"). Целью этих систем была борьба с дрессировкой, зубрежкой, ориентация на лучную, творческую деятельность педагога.

Музыкальное образование в Германии

 

В ХХ в. музыканты-педагоги стремились облегчить детям путь к постижению музыкального искусства, его закономерностей, и научить детей воспринимать и исполнять доступные произведения, ставя перед ними задачи, соответствующие конкретному возрасту.

В 20-е годы на севере Германии стали функционировать музыкальные школы; начало им положили певческие школы для любителей.

Профессиональных музыкантов готовили в вузах, именуемых Высшими школами искусства.

В консерваториях имелись отделения, на которых обучались и церковные музыканты. Консерватории и академии отличались от высших школ, во-первых, уровнем подготовки, во-вторых, тем, что в них занимались, не только профессионалы, но и любители, в-третьих, направленностью на более узкую специализацию, по сравнению с высшими музыкальными школами искусств. Особую роль в процессе музыкального просвещения детей в Германии играли общеобразовательные школы.

В целом направленность музыкальной педагогики в области общего музыкального воспитания носит прежде всего просветительский характер; облегчить детям процесс постижения музыкального искусства, приобщить к конкретным видам музицирования.

 

Музыкальное образование в Венгрии

 

Национальная программа музыкального воспитания и образования создана Белой Бартоком и Золтаном Кодаем. С их вступлением в музыкальную жизнь началась новая эра; родилась и поднялась до международных высот национальная венгерская профессиональная музыка и педагогика.

Искусство Бартока и его педагогические новации продолжали важнейшую традицию классиков - связь с жизнью, общественную направленность.

Кодай видел свое призвание в том, чтобы у себя на родине привлекать как можно больше людей в лагерь приверженцев истинного искусства, почитающих венгерскую народную музыку.

Задачи музыкального образования и проблему формирования духовных ценностей личности система педагогики З.Кодая решает посредством развития культуры слуха, музыкально восприимчивости, активных певческих навыков.

Актуальные направления в музыкальной педагогике Австрии. Карл ОРФ

 

Австрия - страна, накопившая богатейший потенциал в области музыкального образования и продолжающая его развивать. В ХХ столетии деятельность высших школ имеет культурно-просветительскую направленность. Академия музыки и драматического искусства - ведущий музыкально-образовательный центр Европы, начал свою историю с певческой школы в 1815 г.

В Вене существуют частные высшие учебные заведения - Консерватория музыки и драматического искусства, Консерватория Горака, К. Прегеря и др. Аналогичным научно-исследовательским учреждением, ведущим активную в музыкально-просветительскую деятельность, является Институт Карла Орфа в Вене.

Карл Орф - композитор, педагог, музыкальный деятель. в 1924 г. совместно с Доротеей Гюнтер он основал школу музыкального воспитания, предусматривавшую возможность музыкального образования для всех детей, вне зависимости от степени их одаренности. Сформировалась эта школа под влиянием "движения нового танца", импульс которому дали в 20-е годы педагогическая деятельность А.Дункан, метод Ж.Далькороза и его взгляды на основы музыкального обучения.

Главное в системе К.Орфа - пробудить творческое начало в каждом ребенке, независимо от его музыкальных способностей. Орф считает - нет музыкально неодаренных детей, каждый ребенок по своему талантлив, заложенные в человеке музыкальные способности можно развить.

Гуманистическая направленность системы Орфа позволяет не разделять детей по музыкальным способностям. Его школа ориентирована на "обычных" детей со средней одаренностью. Вовлечение в коллективную музыкальную деятельность всех учеников путем музицирования - один из важнейших принципов методики Орфа.

Результатом педагогической практики Орфа стал его знаменитый "Шульверк" (1930) - уникальная школа для музыкального воспитания детей, созданная совместно с Г.Кельманд.

В Зальзбурге создан институт имени К.Орфа, выпускающий специалистов для начального музыкального образования. В1977 г в Челябинске возникло общество К.Орфа, основная задача которого - претворение плодотворных идей "Шульверка" в России.

 

Музыкальное образование и проблемы музыкальной педагогике в сша

 

Особенностью системы образования в Америке является известная автономность различных типов школ, вариативность учебных планов и программ. Каждый штат может иметь свое педагогическое кредо.

Доминирующее значение придается практической направленности процесса и результатов образования, их связи с повседневным опытом учащихся.

Школьная администрация тщательно следит за посещаемостью занятий. Прогулы, списывания, недобросовестное выполнение домашнего и классного заданий считаются серьезным нарушением учебных обязанностей школьника.

Основной тенденции развития "философии музыкального воспитания" на данном этапе в США стали экспрессивистская и феноменологическая концепция музыки, в центре которой - специфика эмоциональной природы и воздействия ее на детей. Этой проблеме посвящены труды Хосе Ортега-и-Гассета.

В детских учебных заведениях доминирует игровой метод обучения музыке, в процессе которого формируется в сознании детей теория детского песнетворчества.

Многие педагоги и общественные деятели США считали, что отсутствие единых государственных программ стимулирует творческий подход к воспитательному процессу. Однако в последние годы усиливается критическое отношение к отсутствию унифицированых методов обучения, так как в условиях автономности, разрозненности программ по музыкальному образованию музыкальное воспитание не в состоянии выполнить свои социальные функции художественного развития личности.

 

Патриотическое воспитание старших школьников средствами эстрадного вокального репертуара

 

Содержание

 

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников

1.1. Патриотическое воспитание школьников

1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания патриотических чувств старших школьников.

Глава 2. ______________________________________________________

2.1. Молодежная музыкальная субкультура. Ее содержание и влияние на формирование патриотических чувств.

2.2. Влияние эстрадного репертуара на формирование патриотических чувств.

 

Введение

Духовная трансформация российского общества в последние десятилетия привела к кардинальным изменениям в направлении социального развития, которые в свою очередь, вызвали резкое расслоение общества, снижение жизненного уровня и, что особенно явственно появилось, ценностную ориентацию переориентацию в молодежной среде. В сегодняшнем мире, когда обострились межнациональные конфликты, когда через средства массовой информации латентно пропагандируется насилие, в обществе насаждаются приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для воспитания нравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В результате таких событий появилось общество, где люди озабочены лишь материальными выгодами, в то время как традиционные для русского народа духовные ценности, такие как альтруизм, толерантность, уважение к собственной национальной культуре и соотечественникам, патриотизм потеряли свою актуальность.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" говорится о том, что "Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического, государства, формирование у граждан Российской федерации высоко патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одним из ведущих вопросов российской педагогики и ключевым направлениям в этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности патриота России. Важную роль в воспитании патриотизма играет семья и другие социальные сферы, такие как: средства массовой информации, детские военно-патриотические организации, молодежные общественные организации, учреждения культуры и дополнительного образования детей. Необходимо создание системы патриотического воспитания в образовательно-воспитательных учреждениях различного типа, с использованием разнообразных форм и методов, целью которых должно быть формирование и развитие личности патриота.

Патриотические чувства формируются в школьной среде в процессе воспитания, обучения и социализации школьников, однако пространство для формирования патриотизма не должно ограничиваться урочными занятиями. Для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения нужно использовать такие содержание, формы и методы, которые будут эффективными для процесса воспитания патриотических качеств.

Цель исследования - выявить оптимальные возможности эстрадного вокального репертуара в патриотическом воспитании старших школьников.

Объект исследования - патриотическое воспитание старшеклассников.

Предмет исследования - эстрадный вокальный репертуар как средство воспитания патриотических качеств старших подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить философскую, социологическую, педагогическую, музыковедческую, научно-методическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть содержание понятия "патриотизм";

3. Выявить направления патриотического воспитания в российской педагогической системе;

4. Выявить патриотический потенциал эстрадного вокального репертуара;

5. Определить формы и методы патриотического воспитания старших школьников.

Методологической основой исследования являются труды известных философов: Н.Бердяева, И.Ильина, Н.Розова; социологов Г.Кулешовой, Т.Овсянниковой, М.Полетаевой, З.Сикевич; педагогов Ю.Бабанского, Е.Бондаревой, Д.Кабалевского, С.Кульневич, В.Медушевского.

Методы исследований:

- анализ философской, социологической, педагогической, музыковедческой, научно-методической литературы по проблеме исследования;

- анализ образцов эстрадного вокального репертуара на предмет выявления в нем патриотического содержания;

- обобщение полученного материала.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: