Города на карте России… Каждый из них обладает своей неповторимой особенностью. Со многими связаны ассоциации. Город Бирск ассоциируется у меня с запахом цветущих яблонь, старинных купеческих особняков, степенной, тихой, размеренной жизнью. Он не похож на другие уральские города. Есть ощущение, что время замедлило в нем свой темп. С высокой кручи горы Соколок упираются в горизонт великолепные ландшафты. Спокойно, не торопясь, размеренно, катит свои волны река Белая. Казалось бы, ничего не меняется в жизни этого маленького российского провинциального городка. Культурных событий немного. Самые известные - «Крещенские морозы», «Яблочный Спас», военно - исторические реконструкции уже известны всей республике. Но не более того. И вдруг, грядет событие, которое никак не вписывается в формат провинции. Это событие - выставка современного искусства, которая провозглашает о себе громко, ярко, несколько вызывающе, как и все само актуальное искусство. Оно уже ломает привычные стереотипы о провинции. «НОВОлнение»- так назвали ее организаторы. В условиях пандемии я посетила ее онлайн. Увы, мы уже привыкаем к такому формату общения. Мои впечатления субъективны и могут не совпадать с мнением организаторов. Я смотрела все работы по Интернету, и поэтому могла пропустить какие- то важные детали, или не понять до конца замысла авторов. Мне не хватило общения с художниками, прямого визуального контакта с работами. Тем не менее, хочу поделиться своими впечатлениями о выставке.
Первое впечатление - эмблема заявленной выставки. Она очень яркая, призывная: супрематическая композиция – луна на черном небосводе и яркое название художественной группы «АРТ-позиция». На афише - белые силуэты людей, которые держат транспарант. Название уже интригует! Мозг работает на ассоциации. Новолуние, волнение, на одной волне…..
|
Кто же они, эти знакомые незнакомцы, дерзко и смело заявившие о себе? Что предлагают посмотреть, о чем так смело заявляют? Участники выставки, бирские художники: Лейла Кадикова, Лиана Равилова, Павел Попов, Игорь и Виталий Булыгины, Дарья Кузнецова, Резеда Сатиева, Анастасия Серова, Владимир Ижбулдин, Юлия Изибаирова, Тагир Алетдинов. Основной костяк- преподаватели ДШИ им. М.З.Баширова. К ним присоединились художники из Уфы (Денис Мишин, Ольга Фролова, Рената Малютина) и Екатеринбурга (Кира Саргон).
В основном, все авторы признаны художественным сообществом, многие из них - участники всероссийских, международных выставок и проектов. Единственная в городе детская школа искусств является художественным центром. Выставка, где представлены работы преподавателей школы, имеет важное культурологическое значение для города. В экспозиции представлены различные материалы, техники, жанры, стили авторов. Тематика очень обширная: короновирусные ограничения, природа, архитектурные пейзажи, натюрморты. Представленные работы ярко демонстрируют творческое кредо авторов. У неискушенного зрителя, пришедшего на выставку, может возникнуть чувство недоумения. Это не вполне обычная выставка живописи в традиционном понимании. Авторы, представившие свои работы, не ставили целью показать красоту искусства и положительные эмоции. Для всех художников характерно общее - вступить в диалог со зрителем, через образы донести важные смыслы, свои переживания. На какие же работы я обратила внимание в первую очередь? Итак, пройдемся по выставке.
|
Картины Павла Попова на первый взгляд, просты и понятны. Его жизненное кредо - «Живу, люблю, творю». В работах провозглашаются вечные ценности человека - вера, семья, любовь, Родина. В них прочитывается неповторимый почерк автора. Он смело экспериментирует с формой, цветом, демонстрирует свое техническое мастерство. В кубистической манере представлены образы семи добродетелей в одноименной картине. Их фигуры скульптурны, символичны, геометрические формы выделены яркими цветовыми гранями. Эти цветовые контрасты усиливают эмоциональное восприятие. В картине «Квинтэссенция» художник умело моделирует растительный орнамент из геометрических форм, создает из них причудливую мозаику, используя контрастные цвета. Растительный и животный мир весь состоит из символов-метафор: цветы, черепаха, слон. В картине есть некая цитатность от климтовского «Поцелуя». В центре композиции - спящие фигуры мужчины и женщины. Картина художника – это гимн Человеку, высшему творению природы. Совершенно иная работа, которая заслуживает внимания - супрематический коллаж «Смирительная рубаха». В центре композиции, на фоне ярких кубических форм - силуэт человека, в смирительной рубашке из квитанций. Излом фигуры, резкие линии, медицинская маска на лице, подчеркивают гротескность работы. Художник создает обобщенный образ современного человека, который зависим от финансовых обязательств. Обезличенность подчеркивает его несвободу. Ломаные линии, яркие цветовые контрасты усиливают остроту проблемы. В ней не просто намеки на нашу современную жизнь, а определенный социальный подтекст, что делает работу особенно актуальной.
|
Лиана Равилова - художник- экспериментатор. Ее фотографии «Дети XXI века», возможно, вызывают раздражение у зрителей. Они непривычны. В них заключена определенная метафора. Ее фотографии - как ребусы. В них есть что- то сюрреалистичное, знаковое. Художница предлагает зрителю самому помыслить над ними. И у каждого будет свое решение фотографии - загадки. А вот ее же работы в технике лоскутного шитья вызывают настоящий восторг. В отличие, от фотографий, здесь все понятно. Главные ценности – дети, дом, семья. Образы матери и ребенка, созданные как будто детской рукой, на грани примитива и наивного искусства, привлекают своей яркостью, гротескностью. Гипертрофированность образа в женском протрете (большие глаза, крупные серьги, объемная фигура) – напоминают детский рисунок. Яркие цвета, волнистые линии, цветочные мотивы, рождают сказочность, эмоциональность. В них много знаков, смыслов, которые идут из глубины веков, народных традиций.
В экспозиции много работ с изображением бирских храмов. Это не случайный выбор. В Бирске сохранилось много памятников старинной архитектуры. Тема сохранения исторической памяти волнует художников. Архитектурный пейзаж - излюбленная тема художницы Лейлы Кадиковой. Невозможно пройти мимо ее графических работ «Храм Казанских Святителей», «Свято-Троицкий кафедральный собор». Вертикальные и горизонтальные штрихи подчеркивают мельчайшие детали в декоре. Четкие архитектурные формы, устремленные ввысь вертикали колоколен, легкие облака, удачное колористическое решение, создают ощущение абсолютной гармонии природы и архитектуры. Монохромная работа «По улице Ленина» как черно- белая фотография вызывает ощущение легкой грусти по уходящему прошлому.
Свое видение бирского храма у художницы Юлии Изибаировой. Еекартина с поэтическим названием «В день воскресный злато льется с Бирских колоколен» написана в духе кубизма. Все архитектурные части храма развернуты на одной плоскости. Они узнаваемы: купола, арки, окна, декор, колокола. Каждая часть - это отдельная грань, которая отличается своей яркой цветовой палитрой. Разнообразие ракурсов, скошенность, ассиметрия, напоминают калейдоскоп. Композиция дает ощущение движения. Золотой солнечный диск придает экспрессию, ощущения колокольного звона. Плоскостное изображение храма напоминает иконописную традицию. Работы этих авторов еще раз подтверждают главную общечеловеческую ценность: вера является главной опорой в жизни человека.
Владимир Ижбулдин в своих картинах придает огромное значение фактуре и цвету. Это его художественное кредо. Работы художника узнаваемы, им присущ индивидуальный стиль. Большую часть в композиции занимает форма. Все предметы объемны. В картине «Нисхождение» прямые линии, четкие геометрические формы, локальные цвета, усиливают выразительность образа, придают ощущения мощи, внутренней духовной силы. Форма в его картинах как тайна, она символична, многозначна («Встреча с расставанием»).
Работы Тагира Алетдинова «Стога», «Девушка в пилотке» небольшие по формату, камерные, лиричные. На них запечатлены родные узнаваемые пейзажи. Теплая нежная цветовая палитра передает мироощущение художника: вечность мироздания, красоту природы. Та же тема звучит в картине «Кипарисы» художницы Киры Саргон. Эти идеи перекликаются с творчеством художницы Дарьи Кузнецовой. Ее лирический пейзаж « Михайло – Архангельский женский монастырь»- очень светлая пронзительная работа. Она обращена к тонким струнам души зрителя. Удачное композиционное решение, насыщенные цветовые контрасты, четкость формы создают ощущение умиротворения и покоя. Молодой художнице удалось передать выразительными средствами главные нравственные ценности: вера, родина, историческая память. Чувство щемящей грусти вызывает ее картина под необычным названием «Преданные преданы». Анималистический жанр позволяет художнице наделять животных глубокими переживаниями, создает особую историю и трагизм. В картине есть метафоричность, недосказанность.
Реалистические картины Игоря Булыгина тесно взаимосвязаны с его видео-инсталляцией и видео-артом. Картина «Девушка и голуби» - зарисовка фрагмента городской жизни. В центре композиции изображена молодая девушка. Цветовой контраст (желтая курточка) - сразу выделяет ее фигуру как яркий цветок на городском асфальте. Героиня находится как будто на перепутье. Она присела на минутку. Справа от нее рекламный щит кока –колы, символ современного общества потребления, а слева- городские голуби, символы Божественного духа. Изящно, грациозно девушка повернула голову налево, к голубям. Лицо скрыто под медицинской маской- атрибутом современной пандемийной жизни. Реалистичная картина предлагает зрителю самому поразмышлять над темой выбора в современном обществе.
Художник представляет зрителям новый необычный вид художественного искусства – видео-арт. Это уже не картина в обычном понимании, а искусство новых технологий. Тема - «Хочу дышать». Чуть более 10 минут длится видеоролик. Но здесь мы увидим целую историю. В ней такое же пространство как в картине, но движущееся. Цвета быстро меняются, от ахроматического до монохромного. Танец, музыка, звуки, дыхание – все это позволяет говорить о синтезе различных аудио и визуальных средств. Синтетический подход позволяет зрителю через объекты-коды, метафоры выстроить свое понимание истории. Танец девушки в замкнутом пространстве – как аллегория души, мечущейся, загнанной, стремящейся жить, любить. Кисти рук, тянущиеся вверх, бессильно падающие - стремление вырваться из несвободы. Комната - клетка, клетки на полу, замкнутое пространство - рождают ощущение холодного одиночества, физического удушья. Ксилофон как звук кардиографа, сопровождает действо и подчеркивает весь трагизм ситуации. И только табличка с надписью «Выход» дает маленькую надежду.
Виталий Булыгин в своем творчестве стремится запечатлеть ускользающий миг вечности. Его жизненное кредо «Две минуты и одно мгновение». В своих сюжетах он подмечает тончайшие нюансы цвета и света. Он экспериментирует с формой, техникой наложения мазков. Его работы выполнены с натуры, жизнерадостны, несут свет и стремление раскрыть загадки природы. Настоящий романтик живописи, он может сочетать реализм, импрессионизм, экспрессию, как в работах «Собака, ночь, фонарь», «Бабушка», «Дворник». Городские пейзажи привлекают художника. Вечерние аллеи города, как будто ожившие деревья-великаны, простирающие свои ветви-руки к небу, превращающиеся в причудливые арки, серо-коричневая гамма, все вместе создают особую душевность и теплоту.
Свое видение мира у художницы Резеды Сатиевой. Она предпочитает работать в смешанной технике. Основные сюжеты – городские пейзажи, натюрморты. Следуя классической традиции импрессионизма, художница вносит свои смелые идеи. В картине «Город», используя цветовые контрасты, яркие пятна, размытые линии, автор создает образ городского пространства, смело моделируя форму цветом.
Инсталляция Анастасии Серовой ( в соавторстве с И.Булыгиным ) «Современные дети» необычна. Объекты - три мусорных бака. Первый- предназначен для книг, второй - для мягких игрушек, третий- пуст (для гаджетов). Художники поднимают очень острую проблему: в современном обществе, где на первый план выходит цифровизация, в ближайшем будущем молодое поколение выберет гаджеты. А книги и игрушки уйдут в прошлое. На мой взгляд, идея спорная, но проблема актуальная.
Уфимские художники внесли не просто особое настроение в экспозицию, а стремительно, ярко, эпатажно ворвались в нее. Работы Ольги Фроловой (««Шишка №1», «Шишка №2»), Ренаты Малютиной («Бабочка», «Улитка»),красочны, выразительны, позитивны. Денис Мишин просто шокирует своей работой «ЖКХ». Абстрактная композиция, контрастные цвета, метафоричность образа, рушат стереотип о том, что искусство должно быть красиво, эстетично, нести смысл и положительные эмоции.
Итак, какие же выводы я могу сделать о выставке. Можно выделить следующие положительные моменты.
Во-первых, это творческая смелость организаторов и авторов работ. Организация выставки современного искусства в провинции - дело неблагодарное и рискованное. Можно остаться неуслышанным и непонятым зрителями. Во-вторых, отрадно, что большинство художников опираются на классические традиции, стремятся к новшествам. В-третьих, все нравственные ценности, которые провозглашают в своем творчестве художники «Арт-позиции» можно свести к основополагающим: Истина, Добро, Любовь. И показать эти ценности зрителю, на мой взгляд, художникам удалось.
С другой стороны, конечно, есть и недочеты. У меня возникло ощущение, что выставка была проведена наспех, поэтому не были продуманы некоторые детали. Все представленные работы разноплановы (от реализма до концептуализма), у всех художников свое видение мира, они разобщены. Возникает много вопросов. В чем состояла главная цель выставки? Продемонстрировать свое отношение к социальной действительности? Показать красоту природы? Провозгласить вечные нравственные ценности? Или удивить народ концептуальным искусством?
Главное в любой выставке – это постановка цели. Выставочное пространство краеведческого музея небольшое, а работ много. Они втиснуты в это пространство. По отдельности- работы все интересны. Но следует подумать, от каких следует отказаться, а какие - выставить на обозрение. Возможно, взять одну общую тему, или только работы концептуального искусства, по принципу «лучше меньше, да лучше». Иначе получается многослойность, с разными стилями, техниками.
Кстати, организаторы использовали интересный прием - предложили зрителям определить лучшую картину при помощи наклеек, наподобие лайков в интернете. Причем, там, где нет бумаги для наклеек – они лепятся прямо на раму! В рамках школы искусств - это интересно, по- детски. А вот в рамках серьезной выставки можно было обойтись без лайков. У кого -то они есть, а у кого- то нет. Зритель может и не оценить хорошую работу. Возможный вариант обратной связи - арт-медиация (встреча художников со зрителями). И это не экскурсия в музее! В ходе этих встреч можно организовать диалог со зрителями, каждый раз- с одним художником. В современном искусстве главным является диалог! На каждой встрече автор может подробно рассказать о своем творчестве, картинах, идеях, ответить на вопросы. Таким образом, и выстраивается горизонтальная связь «художник - зритель», формируется зрительская аудитория.
Также я хочу отметить, что на выставке очень не хватает информации о художниках. Каждая картина имеет свой QR-код, по -которому можно через Интернет узнать о творчестве каждого художника. Это, несомненно, интересно и современно. Но не у всех зрителей будет такая возможность. Информативный стенд или буклеты органично впишутся в пространство экспозиции. Большим плюсом является изготовление сувенирной продукции: кружки, футболки с эмблемой выставки, принтами картин. Все это может стать брендом объединения.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что создание творческого объединения «Арт - позиция»- очень своевременное дело. Заявить о себе и создать Северный филиал ТСХР РБ –давно назревшая задача. Он поможет объединить художников севера республики, решать совместно творческие задачи, проводить выставки, а молодым художникам найти свое место в искусстве. Организаторам выставки и всем авторам будет намного легче осуществлять коллективные проекты, продвигать новые идеи. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо осуществить художественный прорыв на Урал, к соседям, изучить опыт уральских художников в становлении уральского современного искусства. Кроме того, здесь очень сильная школа искусствознания. Учиться и набираться опыта надо у сильных. Вот тогда Бирск может стать известным не только благодаря «Крещенским морозам» и военно - историческим реконструкциям. Я думаю, что у города есть возможности и для открытия своей арт- резиденции. Коллектив единомышленников, огромное стремление к творчеству, поиски своих путей в искусстве, все эти составляющие факторы могут выдвинуть город Бирск на передовые позиции современного искусства в Башкирии. Будем надеяться!
Ф.А.Хусниярова
Краткая информация о себе. Хусниярова Фарида Ангамовна-преподаватель истории, обществознания, МХК.
По первому образованию - историк (окончила БашГУ, исторический факультет, г.Уфа). По второму образованию- искусствовед(окончила УрГУ- УрФУ им. Первого Президента РФ Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбург). Имею публикации по педагогике, истории.
Книга (научное исследование)- «Неизвестные страницы творчества художника В.А.Игошева». Изд.УрГУ, Екатеринбург,2012.