Аргументы к сочинению – рассуждению (часть С)




  1.Проблема несправедливости социального устройства общества
  Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.   И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, собачка, единственный друг Герасима и барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.
  2.Проблема смысла жизни человека
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям». А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.
  3.Проблема воспитания. Проблема обучения. Проблема истинной цели обучения?
  Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
  4.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом
!!! Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. Особенно ярко проблема свободы выбора прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.   В произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри» герой-послушник предпочитает целой жизни в монастырских стенах три дня свободы.
  5.Проблема патриотизма
!!! Л.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Большинство книг о войне М. Шолохова «Судьба человека», «Они сражались за Родину» посвящены великому подвигу воина за свободу своей Родины. Произведения рисуют нам истинные чувства бойцов, идущих в бой, их готовность отдать жизнь за победу, бескорыстное стремление совершить подвиг во имя Победы.   В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» одна из тем - тема патриотизма, подвига во имя Родины. Старшина Васков и пять девушек-зенитчиц вступают в неравный поединок с превосходящими силами врага. Девушки гибнут, старшина тяжело переживает их смерть, но понимает, что жертвы не были напрасными. Ведь победа за свободу страны завоевывалась именно в таких боях «местного значения» В повести Н.Лескова «Левша» главный герой, находясь за границей, узнает важную военную тайну. Стремясь поскорее довести этот секрет до государя, Левша забывает о себе, находится на грани смерти. Но, заботясь о безопасности государства, перед смертью просит рассказать императору тайну, которая спасет наших солдат от гибели.
  6.Проблема отношения человека к природе
  В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. М.А. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. М.А.Булгаков «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение
  7.Проблема сложности взаимоотношений людей
  А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
  8. Проблема нравственных качеств настоящего человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
  Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Ока-зывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись. У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком. В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.
  9. Проблема черствого и бездушного отношения к человеку
  Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать писала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить огромную семью. Наполеон засыпал прошениями разные инстанции, прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы заработать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокомерием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем миром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки. Рассказ А.Платонова «Юшка». Главный герой рассказа – беззащитный старик Юшка, на котором срывают зло от недовольства своей жизнью все жители деревни. А он, сам любя людей, оправдывает их издевательства, видя в этом жестоком отношении неравнодушие и даже любовь к себе. В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Ларе. Сын орла и девушки, одержимый гордыней и эгоизмом, готов принести в жертву любого человека, чтобы удовлетворить свои мимолетные желания. За это он жестоко наказан – его обрекли на вечное одиночество. В рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» на примере жизни политического заключенного, осужденного по ложному доносу, автор показывает насколько уродует людей власть. К счастью, эти власть над заключенными и бесчеловечное отношение к людям ломают не всех.
  10.Проблема человека и родины. Проблема связи человека со своим народом
  Античные историки рассказывают об одном греческом атлете, который отказался воевать за Афины, объяснив это тем, что ему нужно готовиться к спортивным состязаниям. Когда же он изъявил желание участвовать в Олимпийских играх, граждане ему сказали: «Ты не захотел разделить с нами горе, значит, ты не достоин и того, чтобы делить с нами радость» Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к Отчизне. Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Во время Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четыре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила заставила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов - этого немецкий генерал не мог понять. Именно тогда он произнес ставшую исторической фразу: «Не похоже, чтобы через месяц мы гуляли по Москве».
  11.Проблема смысла человеческой жизни. Проблема поиска жизненного пути
  Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному - терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви». Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность - это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности. Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
  12. Проблема истинных и ложных ценностей 13. Проблема толерантности
  И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. В романе Д.Дефо «Робинзон Крузо» главный герой, попав на необитаемый остров, понимает, сто для человека является истинными и ложными ценностями. Робинзон без сожаления расстается с деньгами, которые не могут ему принести практическую пользу на острове. В той ситуации для героя любая доска или гвоздь были более ценной вещью, чем золото. В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» главный герой Жилин выживает в среде чужих ему по вере и обычаям людей только благодаря тому, что умеет воспринимать их как равных себе. Он заслуживает уважения горцев и обеспечивает себе путь к спасению. В сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» птичий двор не принимает утенка, птицы издеваются над ним только потому, что он не похож на остальных обитателей двора. Это вынуждает героя спасаться бегством.
  14. Проблема верности своему делу
  Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский. Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фарадей решил устроиться слугой в дом Дэви.   В рассказе Н.Лескова «Левша» главный герой, простой тульский мастер-оружейник, он всю жизнь отдал созданию лучшего оружия. Левша не соблазняется на посулы заграничных чиновников. Он верен своему народу и любимому делу, готов творить только дома, на родине. Никакие богатства не заменят ему его душную от усердной работы избу. И даже перед лицом смерти он не сдается и думает только о любимом деле и просит передать важный военный секрет государю.
  15.Проблема нравственной ответственности человека (художника, ученого) за судьбу мира
!!! А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атомной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения. В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивавшие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната - это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вы вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного человека обернулась страшной бедой. М.Булгаков в своем произведении «Роковые яйца» говорит об ответственности ученых за результаты своих экспериментов. При необдуманном и безответственном отношении к опасным для человека и всего мира опытам могут возникнуть необратимые последствия
  16.Проблема роли личности в истории
  «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права. Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну. Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия. После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации
  17. Проблема взаимоотношений добра и зла
  Все пять романов Ф.М.Достоевского –«Бесы»,»Подросток», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот» - посвящены борьбе добра со злом в душе человека. Писатель ставит своих героев в условия острой борьбы, заставляя каждого их них искать ответы на сложнейшие жизненные вопросы. В его произведениях герои погружаются в переплетение света и тьмы, веры и безверия, чистоты и порока. Добро – нравственная категория и чувство, которое наполняет души любимых героев Л.Н.Толстого в романе «Война и мир».Наташа, выросшая в обстановке добра и любви, близко к сердцу воспринимает чужое горе, совершая бескорыстно добрые поступки, например, отдавая телеги раненым. На такое не способны члены семьи Курагиных – воплощение зла, бездушия и разврата. В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы встречаемся с двумя героями – Данко и Ларрой. Данко вершит Добро, во имя людей жертвуя жизнью, осветив путь из мрака горящим сердцем. Лара – герой, несущий зло. Он был изгнан из племени, что стало самым страшным наказание для него. Он превратился в тень и обречен на вечные страдания. В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд называет себя силой, призванной вершить зло, но вечно творящей добро. Автор не зря наделяет Воланда этими словами, так как вся обстановка, в которой живет и творит Мастер – это вопиющее зло убивающее истинные таланты и чувства. Иешуа, как воплощение истинного добра, поворачивает лицом к добру людей, вершащих зло. А Воланд наказывает тех, кто губит добро.
  18.Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества. Воздействие искусства на духовное становление человека Воспитательная функция искусства
  В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка
  19. Проблема воспитания человека. Роль науки в современной жизни. Человек и научный прогресс Духовные последствия научных открытий. Борьба нового и старого как источник развития
  В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. ) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер
  20.Законы общественного развития. Проблема человека и власти
  Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научили выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник. Этот пример – красноречивое свидетельство того, что человек должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда ректор представил ему лучших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. В романе А.Толстого «Петр 1» автор рассматривает проблему влияния властной личности на историю. Петр 1, сам динамичный и развивающийся человек, ратовал за образование, за развитие страны. Давал возможность простым людям, способным принести пользу стране, получать образование за границей. Таким образом, Россия при Петре стала одной из самых развивающихся стран.
  21.Проблема исторической памяти. Отношение к культурному наследию Роль культурных традиций в нравственном становлении человека.
  Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства. Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.  
  22.Проблема отцов и детей
  В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» дочь Самсона Вырина Дуня убегает с гусаром, бросив отца страдать от страха за ее судьбу. Отец умирает в одиночестве, так и не узнав, что его дочь жива и счастлива. А Дуня, решив просить у отца прощения, приезжает на его могилу, так и не успев сказать ему последнего слова любви. В рассказе К.Паустовского «Телеграмма» Настя, устраивая творческую судьбу чужих людей, не может найти времени и желания приехать к своей больной и старой матери Катерине Петровне, считая, что карьера важнее. Но, получив телеграмму, дочь решает поехать в деревню к матери, не зная, что она умерла и похоронена чужими людьми. Уезжает Настя из деревни ночью, скрываясь от осуждающих взглядов деревенских жителей. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базаров демонстрируя своим старым родителям снисходительность и безразличие, только перед лицом собственной смерти понимает, что самое дорогое, что есть в жизни человека – это любовь родных и близких. История пионера-героя Павлика Морозова, предавшего своего отца-кулака, является примером того, какими неблагодарными и жестокими могут быть дети по отношению к своим родителям. Прикрываясь политическими лозунгами, сын оправдывает свой поступок стремлением к справедливости, обрекая родного человека на смерть.
  23.Образование и культура 24.Роль судьбы в жизни человека
!!! В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов считает образование источником всех бед, говоря, что все книги надо собрать и сжечь. В пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» проблем образования освещается комически. Госпожа Простакова старается нанять своему сыну Митрофану разных учителей не с целью развить его или дать хорошее образование, а для того, чтобы не быть хуже других. По этой причине учителя сами нуждаются в том, чтобы их чему-то полезному научили, они ничего не знают и только тянут с Простаковой деньги. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в главе «Фаталист» главный герой Вулич рассуждает о неотвратимости судьбы в жизни человека. В это верил и сам автор. Герой считал, что избежать предопределения невозможно. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» судьба жестоко и несправедливо обошлась с Сонечкой Мармеладовой: она потеряла мать, потом отца, вынуждена была зарабатывать деньги на улице, но судьба подарила Соне возможность стать счастливой и сделать счастливым Раскольникова. Так человек, считающий себя «имеющим право» решать судьбы таких, как Соня, спасен именно ею.
  25.Проблема чинопочитания, карьеризма
  Герой пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» Максим Петрович сделал себе блистательную карьеру, унизившись перед властьимущими. Упав случайно на приеме, он развеселил важных вельмож, тут же стал падать специально, чем заставил обратить на себя внимание и попал в круг избранных и занял высокий пост. В рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий» автор рассказывает о встрече двух друзей детства, один из которых, узнав, что его товарищ стал важным вельможей, начинает унижаться, заискивать перед другом, чем вызывает в нем разочарование и раздражение. В рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника» мелкий служащий чиновник Червяков, чихнув в театре, обрызгал важного генерала. От страха перед чином обрызганного, он униженно каждый день извиняется перед генералом, чем доводит его до бешенства. Червякова генерал выгоняет, и чиновник от страха умирает. Герой пьесы «Горе от ума» Молчалин ради карьеры готов прислуживаться, унижаться, ухаживать за нелюбимой дочерью Фамусова. А Репетилов стремится жениться на дочери барона, который вот-вот станет министром.
  26. Проблема чести и бесчестия. Проблема верности и предательства
  В произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» главный герой вступается за честь своей жены Алены Дмитриевны. Он бросает вызов любимцу царя Ивана Васильевича опричнику Кирибеевичу, убивает его в честном бою. За это царь казнит Степана Калашникова Но даже перед смертью, чтобы не опозорить свою жену перед людьми, Степан не говорит царю за что он убивает опричника. Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» примером человека чести является юный Петр Гринев, который даже под угрозой смерти не запятнал свою честь офицера. Алексей Швабрин – образец предателя и символ бесчестия. Проблема верности и предательства раскрывается в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Два сына Тараса, Остап и Андрий, по-разному относились к понятию чести. Остап сохраняет верность запорожцам даже во время страшной казни, а Андрий предает товарищей по оружию ради прекрасной полячки. Тарас Бульба убивает своего сына-предателя, хотя испытывает боль и отчаяние.
  27.Проблема страха в жизни человека
  Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.   В рассказе Гаршина «Сигнал» главный герой – человек тихий и болезненный - совершает подвиг, спасая незнакомых ему людей, пассажиров поезда, от неминуемой гибели. Он, испытывая страх за жизнь ни в чем не повинных людей, забывает о страхе за свою жизнь, делая красный сигнальный флажок из белой салфетки, обмакнув ее в свою кровь. Героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза» Катерина совершает самоубийство, что является одним из смертных грехов для верующего человека. Но страх перед Божьей карой за самоубийство оказывается для Катерины в сложившейся ситуации меньшим злом в сравнении со страшной обстановкой мрачной ненависти и вранья дома Кабанихи. В рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм» мальчик, оставшись один с израненным акулой отцом, преодолел себя, свой страх и смог поднять в воздух самолет. Этим спас и себя, и своего потерявшего сознание отца от неминуемой гибели.
  28.Роль примера. Воспитание человека
  На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человечески


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: