Интегрированный урок «В мире шахмат»




(ритмика и шахматы)

 

Тема: «О чем рассказывает музыка».

 

Задача: Развитие художественного образа, рожденного фантазией детей, воплощение образа в пластической импровизации.

 

 

Второй год обучения.

Закрепляются знания и навыки, полученные в прошлом году: умение слушать музыку, определят ее характер, отражение в движении разнообразных оттенков характера музыкальных произведений, знакомство с выразительным значением темпа музыки. Хорошо разбираясь в эмоциональной окрашенности музыкального произведения, дети начинают сопоставлять его с реальным жизненным явлением, интересуются, о чем рассказывает музыка. Чтобы повысить интерес к классической музыке были подобраны для прослушивания известные произведения И. Штрауса, яркие, насыщенные и понятные для младших школьников. Это «Марш», вальс «Голубой Дунай», «Полька бабочка».

После прослушивания музыки дети представили себя на балу в королевском дворце, и кто-то из фантазеров предложил побывать во дворце не обыкновенного, а шахматного короля. Так родилась идея оживить шахматные фигуры и сыграть партию, использую движения характерные для произведения Штрауса. Дети не только прикоснулись к прекрасному миру талантливого композитора, но и познакомились с удивительной страной шахмат.

Преподаватель шахматного класса предложил для разбора Венскую партию, признанную мировой и известную широкому кругу людей. В ней задействовано большое количество фигур, действие развивается стремительно, белые начинают, черные через 23 хода сдаются. А вот так мы вместе с учителем развили образы шахматных фигур и перевели шахматную партию на язык танца.

Представление фигур.

И. Штраус «Марш». На шахматное поле выходят пешки - мальчики, занимают свои места. Пешки - девочки появляются позже, обходят мальчиков и замирают в глубоком поклоне, мальчики преклоняют колено. Далее следует выход Короля и Королевы /Ферзя / со свитой. Со стороны Короля двигаются Ладья, Конь, Слон - мальчики, со стороны Королевы - девочки. Они выходят в центр шахматного поля, белые напротив черных. Поклоны реверансы

-2-

в стиле XIX века, движения в парах и расход на места. Используемые движения: марш, шаги на высоких полупальцах, легкий бег, скользящий шаг /па глиссе/.

Выход сказочных фей.

Вступление к вальсу «Голубой Дунай». Группа девочек в бальных платьях прошлого века по очереди появляются на шахматном поле. Точно улавливая динамические оттенки вступления, девочки легким бегом на полупальцах, то замедляя, то ускоряя, кружатся вокруг застывших шахматных фигур. Взмах рук - и нежным дуновением ветерка повеяло на пока еще не подвижные фигуры, еще - и слышится едва уловимый вздох. Шахматные фигуры ожили. Феи пробегают по кругу и выстраиваются по обе стороны шахматного поля.

Основная часть.

Венская партия. Вальс «Голубой Дунай». Для того, чтобы правильно и музыкально грамотно распределить все ходы, дети много раз прослушивали вальс и разбили произведение на музыкальные куски и фразы. И нам удалось разложить ходы так, чтобы характер хода и эмоциональная окраска музыкального куска соответствовали друг другу.

Начало очень сдержано и спокойно, противоположные стороны проверяют, прощупывают обстановку, результативные ходы отмечаются в музыке некоторым усилением звука, непонятные - замедлением темпа, Шах Королю дети отмечали тройными хлопками в ритме вальса. Очень элегантные Короли покидали своих Королев с поклоном, а те, в свою очередь, изящно переходили с места на место с реверансом. Далее в музыке появляется движение, один оттенок сменяет другой, от тихого к громкому, от умеренного к быстрому. И партия стала стремительней, один удачный ход сменяет другой, многие фигуры покидают поле сражения. Дети выполняют движения с различной силой и амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Сила звучания доходит до высокой степени и обрывается. Вновь слышится спокойная и несколько грустная мелодия, черные сдаются. Они группируются вокруг своего Короля. Он выходит вперед, а королевская свита преклоняет колено перед победителями. Появляются Феи, замершие черные фигуры оживают и, увлекаемые кружащимися в вальсе девочками, уходят с поля. Белые шахматы празднуют победу, танцуя фигурный вальс. Используемые движения: вальсовая дорожка, вальсовый поворот, поклоны и реверансы /па де бурре, па балянсе/, вращения.

Праздник во дворце белого шахматного Короля.

«Полька - бабочкам. Все участники танцуют польку, черные кавалеры с белыми дамами, белые кавалеры с черными дамами. Завершает танец выход Фей, которые своим волшебным касанием

-3-

превращают танцующих в застывшие фигуры. Перед нами исходная картина урока. Используемые движения: подскоки, галоп, па шассе, па польки вперед и боковое, поклоны в ритме польки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: