Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.
(16 часов)
Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония №, I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;
Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.
Раздел 3. Музыкальный жанр(3 часа)
(в контексте главной темы года «Содержание и форма в музыке»)
О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.
Слушание музыки: Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент;
Календарно-тематическое планирование учебного материала
По музыке 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | НРК | Элементы содержания | Тип урока, вид деятельности | Прогнозируемый результат | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Раздел 1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. (16 часов) | ||||||||
Магическая единственность музыкального произведения | Соната (смысл, тема, эмоции) | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Музыку трудно объяснить словами. | Интерпретация, предложение, ремикс, аранжировка, обработка. | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
3-4 | Что такое музыкальное содержание? | Содержание, образ человека | Комбинированный урок Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос. | Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. | ||||
5-6 | Музыка, которую необходимо объяснять словами | НРК | Образ человека, природы. | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос. | Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. | |||
7-8 | Когда музыка не нуждается в словах | Образы природы, добра и зла. | Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос | Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение, определять образ. Закрепить вокально – хоровые навыки. | ||||
Обобщение темы. | Обобщающий урок. | Обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы | Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков. | |||||
Лирический образ | Лирический образ, Рахманинов «Прелюдия». | Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Групповой опрос Индивидуальный опрос | Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Драматический образ | Шуберт «лесной царь. | Комбинированный урок Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос. | Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. | |||||
Эпический образ | Бородин «Князь Игорь» | Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Групповой опрос Индивидуальный опрос | Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. | |||||
Музыкальный образ в программной музыке. | Программная музыка, цикл, сюита | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы | Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. | |||||
Музыкальный образ в инструментальной музыке. | Инструментальная музыка. | Комбинированный урок фронтальный опрос | Знать определение и основные признаки в инструментальной музыке. | |||||
Музыкальный образ в вокальной музыке. | Вокальная музыка | Комбинированный урок фронтальный опрос | Знать определение и приемы романса. Закрепить вокально хоровые навыки. | |||||
Обобщений урок. | Обобщающий урок. | Обобщающий урок фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков. | |||||
Раздел 2. Форма в музыке.Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.(16 часов) | ||||||||
Художественная форма – это ставшее зримым содержание. | Духовная музыка | Урок применение знаний и умений. Фронтальный, Индивидуальный опрос | Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. | |||||
От целого к деталям. | Вокальная музыка | Комбинированный урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. | |||||
Какой бывает музыкальная композиция. | Композиция в музыке. | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. | Одночастная форма | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. | |||||
Двухчастная форма. | Двухчастная форма | Комбинированный урок Фронтальный опрос | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Трехчастная форма. | Трехчастная форма. | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Вариационная форма. | Вариация. | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос. | Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Сюжеты и герои музыкальной формы | НРК | Форма крупная, мелкая. Куплетная форма, виды | Комбинированный урок Фронтальный опрос | Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально – хоровые навыки. | ||||
Многомерност ь образа в форме рондо. | Рондо | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Обобщение темы. | Обобщающий урок | Обобщающий урок Фронтальный, индивидуальный опрос. | Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков. | |||||
Музыка в развитии. | НРК | Программная музыка. | Комбинированный урок. Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. | ||||
Музыкальный порыв. | Драматургия. | Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
Движение образов и персонажей в оперной драматургии. | НРК | Образ и персонаж. | Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки. | ||||
Диалог искусств «Князь Игорь». | Опера, либретто. | Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос | Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. | |||||
Опера «Князь Игорь». | Сценарий, пьеса. | Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос | Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и на персонажей на примере музыкального произведения. | |||||
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | Симфония. | Комбинированный урок Фронтальный опрос. | Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. | |||||
Раздел 3. Музыкальный жанр(3 часа) | ||||||||
Музыкальная драматургия. | Драматургия | Комбинированный урок фронтальный опрос | Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально – хоровые навыки. | |||||
34 – 35 | Заключительный урок | Обобщающий урок | обобщающий урок фронтальный, групповой опрос | Закрепить знания понятий и определений. Проверка практических знаний вокально хоровых навыков. |
Литература
Для учителя
1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.
2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Для учащихся
Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/
Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/187642.html