Раздел 2. Форма в музыке.




Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.

(16 часов)

Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония №, I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;

Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

Раздел 3. Музыкальный жанр(3 часа)

(в контексте главной темы года «Содержание и форма в музыке»)

О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.

Слушание музыки: Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент;

Календарно-тематическое планирование учебного материала

По музыке 7 класс

№ урока Тема урока Кол-во часов НРК Элементы содержания Тип урока, вид деятельности Прогнозируемый результат Дата проведения
План Факт
Раздел 1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. (16 часов)
  Магическая единственность музыкального произведения     Соната (смысл, тема, эмоции) Урок изучения нового материала Фронтальный опрос   Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Музыку трудно объяснить словами.     Интерпретация, предложение, ремикс, аранжировка, обработка. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
3-4   Что такое музыкальное содержание?     Содержание, образ человека Комбинированный урок Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос. Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.      
5-6 Музыка, которую необходимо объяснять словами   НРК Образ человека, природы. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос. Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение.    
7-8 Когда музыка не нуждается в словах     Образы природы, добра и зла. Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение, определять образ. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Обобщение темы.     Обобщающий урок. Обобщающий урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков.    
  Лирический образ     Лирический образ, Рахманинов «Прелюдия». Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Групповой опрос Индивидуальный опрос Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Драматический образ     Шуберт «лесной царь. Комбинированный урок Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос.   Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке.      
  Эпический образ     Бородин «Князь Игорь» Урок изучения нового материала Фронтальный групповой индивидуальный опрос Групповой опрос Индивидуальный опрос Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.    
  Музыкальный образ в программной музыке.     Программная музыка, цикл, сюита Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опросы Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.    
  Музыкальный образ в инструментальной музыке.     Инструментальная музыка. Комбинированный урок фронтальный опрос Знать определение и основные признаки в инструментальной музыке.    
  Музыкальный образ в вокальной музыке.     Вокальная музыка Комбинированный урок фронтальный опрос Знать определение и приемы романса. Закрепить вокально хоровые навыки.    
  Обобщений урок.     Обобщающий урок. Обобщающий урок фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков.    
Раздел 2. Форма в музыке.Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.(16 часов)
  Художественная форма – это ставшее зримым содержание.     Духовная музыка Урок применение знаний и умений. Фронтальный, Индивидуальный опрос   Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.    
  От целого к деталям.     Вокальная музыка Комбинированный урок Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки.    
  Какой бывает музыкальная композиция.     Композиция в музыке. Урок изучения нового материала Фронтальный опрос   Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.     Одночастная форма Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры.    
  Двухчастная форма.     Двухчастная форма Комбинированный урок Фронтальный опрос Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Трехчастная форма.     Трехчастная форма. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Вариационная форма.     Вариация. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос. Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Сюжеты и герои музыкальной формы   НРК Форма крупная, мелкая. Куплетная форма, виды Комбинированный урок Фронтальный опрос Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Многомерност ь образа в форме рондо.     Рондо Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Обобщение темы.     Обобщающий урок Обобщающий урок Фронтальный, индивидуальный опрос. Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально – хоровых навыков.    
  Музыка в развитии.   НРК Программная музыка. Комбинированный урок. Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Музыкальный порыв.     Драматургия. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Движение образов и персонажей в оперной драматургии.   НРК Образ и персонаж. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
  Диалог искусств «Князь Игорь».     Опера, либретто. Урок изучения нового материала Фронтальный, групповой, индивидуальный опрос Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.    
  Опера «Князь Игорь».     Сценарий, пьеса. Комбинированный урок Фронтальный, индивидуальный опрос Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и на персонажей на примере музыкального произведения.    
  Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии     Симфония. Комбинированный урок Фронтальный опрос. Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.    
Раздел 3. Музыкальный жанр(3 часа)
  Музыкальная драматургия.     Драматургия Комбинированный урок фронтальный опрос Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально – хоровые навыки.    
34 – 35 Заключительный урок     Обобщающий урок обобщающий урок фронтальный, групповой опрос Закрепить знания понятий и определений. Проверка практических знаний вокально хоровых навыков.    

Литература

Для учителя

1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.

2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Для учащихся

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - https://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/

Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/187642.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: