ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА




Тематика практических занятий по истории древнего Востока

 

Экономика и общество древней Вавилонии по Законам Хаммурапи 6 часов
Общественный строй Египта периода Нового царства 4 часа
Общественно-экономические отношения в Ассирийском и Хеттском царствах по данным судебников 4 часа
Организация Персидской державы при Дарии I 2 часа
Хозяйственный и общественный строй древней Индии по Законам Ману и Артхашастре Каутильи 4 часа

Примечание: отдельные темы могут варьироваться преподавателем в процессе проведения семинарских занятий.

 

Тема 1. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ.

Занятие 1.

1. Характеристика источников по истории древнего Вавилона.

2. Хозяйственная жизнь древневавилонского царства:

а) особенности развития сельского хозяйства;

б) уровень развития ремесла;

в) торговля и ростовщичество.

 


Источники:

Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера.

М., 1964.

Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. М.И. Коростовцева и др. Часть 1. М., 1980.

Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов. 1989.

Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып.1-2. М., 1989.

 

Литература:

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского государства // ВДИ. 1952.

№ 3-4.

Дьяконов И.М., Якобсон В.А. Гражданское общество в древности // ВДИ. 1998. №1.

Васильев Л.С. История Востока. Т.1.М., 1993.

История древнего Востока. Ч.1. Месопотамия. М., 1983.

История древнего Востока: Материалы по историографии: Учебное пособие / Сост. А.А. Вигасин и др. М., 1991.

Источниковедение истории древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984.

 

Методические указания

При подготовке к занятию требуется внимательное чтение источника. При этом на отдельные карточки следует выписать соответствующие номера статей судебника с их кратким содержанием и собственными выводами. Необходимо постараться сгруппировать статьи по подвопросам, имея в виду, что многие статьи законов содержат материал по нескольким проблемам. При анализе сельского хозяйства необходимо ответить на такие вопросы: какое место оно занимало в экономике страны; какие сельскохозяйственные культуры, земледельческие работы, орудия труда, домашние животные и их эксплуатация упоминаются в источнике; как была устроена и функционировала система искусственного орошения. Нужно выделить категории основных производителей в сельском хозяйстве и их социальное положение. Для характеристики ремесла подобрать материал о ремесленных специальностях, организации ремесла, ремесленных изделиях, формах производства (на заказ или на рынок) и степени его развитости. На основании статьи 274 попытаться ответить на вопрос: чьи интересы защищает законодатель – ремесленников или нанимателей. При анализе торговли и ростовщичества нужно выделить категории торговцев, оценить взаимоотношения


между ними, проследить как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена и предметом торговли. В каких отраслях хозяйства действовали ростовщики, какими были условия ростовщических сделок, какова была прибыль ростовщиков и как относится законодатель к деятельности ростовщиков.

 

Занятие 2.

1. Формы землевладения и землепользования. Роль общины.

2. Социальное деление вавилонского общества – «авелум» (человек) и «мушкенум». Категории свободного населения по роду деятельности.

3. Источники рабства и положение рабов.

 

Источники и литература

См. занятие 1.

Дьяконов И.М. Проблемы собственности: О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. // ВДИ. 1967. № 4.

Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4.

Редер Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток. М., 1975. Вып. 1. С.230-245.

Коширников С.Г. Городские старосты, градоправители и градоначальники: судопроизводство, царская администрация и община в старовавилонском Дильбате // ВДИ. 1990. № 3.

Илюшечкин В.П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах. М., 1990.

Методические указания

При рассмотрении земельных отношений (ЗХ. §23, 27-56,65-66, 136, 165) необходимо уяснить, что характерной особенностью древневавилонского общества являлось длительное сохранение общины, а право собственности на землю было обусловлено членством в общине. Нужно выяснить: каким категориям населения принадлежала земля и на каких условиях (владения или собственности), имелись ли ограничения в распоряжении ею. В чем заключались особенности землевладения различных категорий служилых людей. Найти свидетельства существования общины в статьях, касающихся коллективной ответственности, выкупа воинов, семейных отношений. Подумать, почему материал об общинах в судебнике невелик. Чтобы правильно оценить положение рабов в Вавилоне (ЗХ. §7, 15-20, 113-119, 170-171, 175-176, 195-199, 215-227, 178-182) выделите различные категории рабов по их принадлежности (авилуму, храму, дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный раб, раб-должник и т.д.). Разберитесь в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. Ответьте на вопросы: чей труд – свободных или рабов был преобладающим в экономике; чем, главным образом, были заняты упоминаемые в судебнике рабы, возможен ли был переход из рабского состояния в свободное. Особо нужно выделить долговое рабство, подумав над тем, в чем заключаются особенности юридического положения попавших в долговую кабалу свободных людей, каким образом вмешивается законодатель в отношения должника и кредитора, почему он это делает. Сделайте вывод: дают ли законы Хаммурапи полное представление о рабстве в Вавилоне.

 

Занятие 3.

1. Право и судопроизводство в Вавилоне.

2. Брачно-семейные отношения, семейное и наследственное право.

3. Деспотическая власть Хаммурапи и ее особенности.

 

Источники и литература

См. занятие 1 и 2.

Дьяконов И.М. Гражданское общество в древности // ВДИ. 1998. № 1.

 

Методические указания

К первому вопросу подобрать из судебника следующий материал: способы установления истины в суде, учет умысла при определении наказания за совершенное преступление. Определить виды наказаний, размеры компенсации за причиненный ущерб. Отметить, какие пережитки родового права сохраняются в законах. При анализе семейного и наследственного права выяснить, как оформлялся брак, права супругов, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семьи по отношению к жене, детям; как оценить статьи судебника о женах-рабынях и их детях. В заключение дайте общую характеристику вавилонской семьи. Для характеристики деспотической власти царя Хаммурапи используйте, кроме статей судебника, Введение и Заключение к нему. Выясните, в чем выражалась монополия власти царя, обратив особое внимание на неотчуждаемые формы собственности,

фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Рассмотрите сакрализацию власти и военные заслуги Хаммурапи.

 

Тема 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЕГИПТА ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА

1. Источники по истории Египта Нового царства.

2. Экономический подъем Египта, внутренняя и внешняя политика фараонов XVIII династии.

3. Положение храмов в Египте периода Нового царства и религиозная реформа Эхнатона. Ее причины, содержание и последствия.

 

Источники

Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева и др. Часть 1. М., 1980.

Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкоцй. Вып. 1-2.

М., 1989.

Литература

История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., Т.I-III.1989. Т.I.

История древнего Востока: Материалы по историографии: Учебное пособие / Сост. А.А. Вигасин и др. М., 1991.

Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

Богословский Е.С. Собственность и должностное владение в древнем Египте / ВДИ. 1979. № 1.

Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. М., 1982.

Дейнека Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики Египта в XVI-XIV вв. до н.э. / ВДИ. 1990. № 2.

Жак К. Нефертити и Эхнатон. М., 1999.

Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

Матье М.Э. Во времена Нефертити. М., 1965.

Перепелкин Ю.Я. История древнего Египта. СПб., 2001.

Плас Д. Запрет на изображения в монотеистических религиях / ВДИ. 1996. № 2.

 

Методические указания

При анализе источников обратите особое внимание на их виды и жанр (письма, автобиографические надписи, предписания и постановления). На основании источников необходимо выяснить особенности военной политики фараонов XVIII-XIX (разнообразие методов управления завоеванными территориями, формы политической зависимости сопредельных стран) и ее влияние на общественный строй и социальные отношения Египта Нового царства. Рассматривая реформу Эхнатона, обратите внимание не только на ее религиозное содержание, но и на ее социально-культурные последствия.

 

Тексты источников

Мирный договор между Рамсесом II

и хеттским царем Хаттусили III

Перевод Н. С. Петровского. Печатается по: ХИДВ. 1963. С. 126-130.

В круглых скобках - пояснения переводчика. В квадратных скобках - реконструкция утраченного текста.

21-й год царствования, 1-й месяц Всходов, 21-е число, при величестве царе Верхнего и Нижнего Египта Усермаатра-Сетепенра, сыне Ра, Рамсесе-Мериамоне, которому дана жизнь вечно, вековечно, любимому Амоном-Ра-Хорахти, Птахом... Мут... Хонсу... сияющему на престоле Хора живых, подобно своему отцу Ра-Хорахти вечно, вековечно.

В сей день, когда его величество (был) у города «Пер-Рамсес-Мериамон», воздавая хвалу своему отцу Амону-Ра-Хорахти, Атуму, владыке Обеих Земель Гелиополя, Амону-Рамсесу-Мериамону, Птаху-Рамсесу-Мериамону, Сету, великому силою, сыну Нут, сообразно с тем, что они дают ему вековечность в празднествах и вечность в годах покоя, причем все земли и чужеземные страны повергнуты под его сандалии навечно, пришел царский посол... [и посол] хеттов Теретсаб... и второй посол хеттов... [серебряную дощечку] царя хеттов Хетесера (Хаттусили), доставленную фараону, — да будет он жив, невредим, здоров, — чтобы просить мира [у величества царя Верхнего и Нижнего Египта Усермаатра-]Сетепенра, сына Ра, Рамсеса-Мериамона, которому дана жизнь вечно, вековечно, подобно его отцу Ра, ежедневно.

Копия дощечки из серебра, которую повелел правитель хеттов Хетесер (Хаттусили) доставить фараону — да будет он жив, невредим, здоров! — рукою (т. е. через посредство) своего посла Теретсаба и своего посла Рамосе, чтобы просить мира у величества [царя Верхнего и Нижнего Египта Усермаатра-Сетепенра], сына Ра, Рамсеса-Мериамона, Тельца властителей, устанавливающего свои границы по своему желанию в любой стране:

«Договор, составленный правителем хеттов Хетесером (Хаттусили), могущественным, сыном Мерсера (Мурсили), правителя хеттов могущественного, внуком [Супилулиумы, правителя хеттов] могущественного, на дощечке из серебра для Усермаатра-Сетепенра, великого властителя Египта, могущественного, сына Менмаатра (Сети I), великого властителя Египта, могущественного, внука Менпехтира (Рамсеса I), великого властителя Египта, могущественного. Превосходный договор мира и братства, дающий мир... [вплоть до] вековечности.

Что касается будущего вплоть до вековечности, что касается образа бытия как великого властителя Египта, так и правителя хеттов, то не даст бог, чтобы случилась вражда между ними, что сделано в виде договора.

Что же касается до того, что во время Меченра (Муваталлу), правителя хеттов, моего брата, он сражался [с Рамсесом-Мери-амоном], великим властителем Египта, то впредь, начиная с сего дня, смотри, Хетесер (Хаттусили), правитель хеттов, [сделал] договор, устанавливающий образ бытия, который сделали Ра и Сет как для Египта, так и для страны хеттов, чтобы не случилась вражда между ними вековечно.

Смотри, вступил (?) Хетесер (Хаттусили), правитель хеттов, в договор с Усермаатра-Сетепенра, великим властителем Египта, начиная с сего дня, чтобы дать, чтобы был добрый мир и доброе братство между нами вековечно: он в братстве со мной, он в мире со мной, и я в братстве с ним, в мире с ним вековечно.

Когда (?) Меченра (Муваталлу), правитель хеттов, мой брат, последовал своей участи (скончался), то Хетесер (Хаттусили) сел в качестве правителя хеттов на престол своих отцов. Смотри, я оказался вместе с Рамсесом-Мериамоном, великим властителем Египта, а он (?) [вместе со мной] в мире и братстве. Это лучше прежних мира и братства, бывших на земле.

Смотри, я, правитель хеттов, вместе с Рамсесом-Мериамоном, великим властителем Египта, (пребываю) в мире добром и в братстве добром. Да будут дети детей правителя хеттов в братстве и мире с детьми детей Рамсеса-Мериамона, великого властителя Египта, причем они будут в нашем состоянии братства и нашем состоянии [мира. Да будет Египет] вместе со страной хеттов в мире и братстве, как мы, вековечно. И не случится вражды между ними вековечно. И не нападет правитель хеттов на землю Египетскую вековечно, чтобы захватить что-нибудь в ней. И не нападет Усермаатра-Сетепенра, великий властитель Египта, на [страну хеттов, чтобы захватить что-нибудь] в ней, вековечно.

Что касается засвидетельствованного (?) договора, бывшего во время Сеперера (Супилулиумы), царя хеттов, и равным образом засвидетельствованного (?) договора, бывшего во время Меченра (Муваталлу), правителя хеттов, моего отца, то я следую (?) ему. Смотри, Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, следует [ему]... вместе с нами одновременно, начиная с сего дня мы следуем ему. Мы будем поступать в соответствии с этим засвидетельствованным (?) образом действия.

Если выступит другой враг против земель Усермаатра-Сетепенра, великого властителя Египта, и он пошлет (сообщение) правителю хеттов, говоря: «Иди со мной в помощь (?) против него!», то придет правитель хеттов, и правитель хеттов повергнет его врага.

Если не будет желания правителя хеттов прийти (самому), то он даст незамедлительно свое (пешее) войско и свое колесничное войско, и пусть оно повергнет его (Египта) врага.

Либо если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с [Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта...]

[Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет (сообщение)] правителю (?) Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, [великий властитель Египта], придет к нему на помощь (?), чтобы повергнуть его врага. Если [не] будет желания Рамсеса-Мериамона, великого властителя Египта, прийти (самому), то он [даст незамедлительно свое (пешее) войско и свое колесничное войско, и пусть оно повергнет его врага?]...

Если же выступят подданные правителя хеттов против него, то Рамсес-Мериамон [будет вместе с правителем хеттов?]...

...[Если знатные люди убегут из Египта в страну] правителя хеттов либо какого-нибудь селения... земель Рамсеса-Мериамона, великого властителя Египта, и они придут к правителю хеттов, то не должен правитель хеттов их брать. Должен правитель хеттов повелеть, чтобы их доставили Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта, их владыке.

Либо если человек или два человека, которых не знают (т. е. люди незначительные), убегут [из Египта] и они придут в страну хеттов, чтобы стать подданными другого, то не оставят их в стране хеттов, а доставят Рамсесу-Мериамону, великому властителю Египта.

Либо если убежит какой-нибудь знатный человек из страны хеттов и [он придет к] Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта, либо из какого-нибудь города или из сельской местности (?) страны хеттов и они придут к Рамсесу-Мериамону, великому властителю Египта, то не должен Усермаатра-Сетепенра, великий властитель Египта, их брать. Должен Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, повелеть, чтобы их доставили правителю хеттов, и их не оставят.

Равным образом, если какой-нибудь человек либо два человека, которых не знают (т. е. люди незначительные), убегут и они придут в землю Египетскую, чтобы стать подданными других, то не должен Усермаатра-Сетепенра оставлять их. Он должен повелеть, чтобы их доставили правителю хеттов.

Что касается этих слов [договора?] правителя хеттов с Рамсесом-Мериамоном, великим властителем [Египта], начертанных на этой дощечке из серебра. Что касается этих слов — тысяча богов из богов и богинь страны хеттов вместе с тысячью богов из богов и богинь Египта — они у меня (?) как свидетели, исполняющие (?) эти слова.

(Далее следует перечень имен египетских и хеттских богов, призванных в свидетели).

Что касается слов, что на этой дощечке из серебра, для страны хеттов и Египта — если кто-нибудь не будет блюсти их, — тысяча богов страны хеттов вместе с тысячью богов Египта отрешат (от него) его дом, его страну, его подданных. Что же касается того, кто будет блюсти слова, что на этой дощечке из серебра, — будь они из страны хеттов, будь они из египтян и они не будут пренебрегать ими, — то тысяча богов страны хеттов и Египта дадут, чтобы он был здоров, дадут, чтобы он был жив вместе с его домом, вместе с его (страной), вместе с его подданными.

Если убежит один египтянин, либо два, либо три, придя к правителю хеттов, то правитель хеттов должен схватить и повелеть, чтобы их доставили снова Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта. Что касается человека, которого доставят Рамсесу-Мери-амону, великому властителю Египта, пусть не возбуждают дела о его преступлении против него, и не отрешат (его) от его дома, его жен, его детей, [и не убьют его], пусть не повредят его глаз, его ушей, его рта, его ног [и не возбудят] против него [дела о каком-либо его преступлении].

Равным образом, если убежит человек из страны хеттов — один, два и три — и они придут к Усермаатра-Сетепенра, великому властителю Египта, пусть схватит (их) Рамсес-Мериамон, великий властитель [Египта — и повелит, чтобы их] доставили правителю хеттов, и не возбудит правитель хеттов дела о его преступлении против него, и не отрешит (его) от его дома, его жен, его детей, и не убьют его, и не повредят его ушей, его глаз, его рта, его ног, и не возбудят против него дела о каком-либо его преступлении. Вот что в середине этой таблички из серебра.

На ее передней стороне рельеф в виде изображения бога грозы, обнимающего изображение правителя хеттов, окруженный припиской (?). «Печать бога грозы, властителя неба, печать договора, составленного Хетесером (Хаттусили), державцем хеттов, могущественным, сыном Мерсера (Мурсили), правителя хеттов, могущественного».

В середине обрамления рельефа [находится] печать правителя хеттов. На ее другой стороне рельеф образа (?) великой богини хеттов, обнимающей образ княгини хеттов, окруженный припиской (?): «Печать бога солнца города Ирнен (Аринны) владыки земли; печать Петехеп, княгини страны хеттов, дочери страны Кисвадна, владычицы города Ирнен, владычицы страны, подданной Иштар (?)».

В середине обрамления рельефа [находится] печать бога солнца [города] Ирнен, владыки всей земли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: