МАША: Мифология – это совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и т.д.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии. Мифы представляют собой сложное культурное явление, в них своеобразно запечатлена древняя история человечества.
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21-18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.
ДАША Ш: Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга Коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи.
Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1-2 вв. н.э.), оставившего подробный труд об «Исиде и Осирисе», и другое.
|
ЯНА: Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. Она менялась с течением времени. Большую роль в ее формировании сыграли династии, правившие в то время страной. Они выводили на первый план божество, покровительствовавшее их роду. В каждой области (номе) складывался свой пантеон и культ богов, которые воплощались в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях. Сам ном также персонифицировался в образе особого божества. Позднее местные божества обычно группировались в виде триада во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний. Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворял образ женщины – богини Нут,
Поэтика древнеегипетской мифологии, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты.
ДИМА: Огромную роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125 глава «Книги мертвых»).
|
КАТЯ: Характерной чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии Древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму – вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.
Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце - Ра), осветившее землю, пребывавшую во мраке. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой – небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба – женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает – в результате наступает ночь – и последующим утром вновь рождает его.
|
РИТА: У древних египтян не было единых представлений о сотворении мира. Соответственно, существовало несколько различных представлений. Каждое из них берет свое начало в религиозном центре, каких было три: Гелиополь, Гермополь и Мемфис.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности.
Еще один, не менее важный цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он – бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
СЕРЕЖА: Египет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река дала начало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилу египтянам удалось построить развитое земледельческое общество. Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю – мир людей – но также через небо и подземный мир. «Земной» Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи, который своими разливами насыщал почву благодатным илом и кормил людей. Река была населена добрыми и злыми духами, принимавшими вид животных: крокодилов, бегемотов, лягушек, змей, скорпионов.
Большой цикл мифов Древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог Ра отправляется в подземный мир по водам «подземного» Нила и побеждает змея. Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов, принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил – демона Сета.
ДАША П: Таким образом, в египетских мифах мы находим особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении столетий и уходящие своими корнями в первобытные времена.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре, искусстве и литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты и в сказках.