ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Число игроков: 4-6 (с дополнениями до 8).
Состав: основной набор и 3 дополнения (в русской локализации 1-е и 2-е дополнение изданы в одном наборе)
Карты персонажей:
Карты друзей и врагов:
Колода припасов:
· 16 - вода
· 6 - пачка денег
· 3 - украшения
· 3 - картины
· 3 - аптечка
· 2 - приманка
· 2 - весло
· по 1 - зонт, компас, пистолет, нож, багор, круг, дубинка.
Итого 42 карты.
Оружие:
Колода навигации:
Дополнение 1 и 2: Людоедство и Море по колено
· Доктор Хартер
· Мадам Вонг
· Аптечки
· Людоедство
· Огненная вода
· Карты навигации
Дополнение 3: Карты погоды
Организация игры и подсчет очков
(IHR, С)!!!Самый важный пункт!!! Договариваться о правилах следует до начала игры. Если речь идет не о турнире, любой игрок может высказать предложение о типе игры и/или внесении изменений в официальные правила, например, играть длинную партию или короткую, со "злыми акулами" или без, о правилах подсчет очков для психопата, и т.д. Решение принимается голосованием, побеждает простое большинство. В результате на ближайшую игру действуют правила, принятые по итогам голосования, меньшинству не рекомендуется обсуждать решение и высказывать недовольство. Перед каждым пунктом правил есть пометка: OF - официальные, т.е. этот пункт в том или ином виде разъяснялся на форуме разработчиками игры. C - комментарий, HR-homerule, рекомендация по организации игры нашим сообществом, IHR - important homerule, важное правило, влияющее на ход игры и/или подсчет очков.
(OF 1, C) Минимальное число игроков - 4, максимальное - 8. Мы проводим наши встречи по принципу "чем больше игроков, тем лучше", т.к. в этом случае игра получается более сбалансированной и интересной. Если на игру собирается 5 человек, то по возможности мы играем во что-нибудь другое.
|
(C, HR) Одна партия обычно длится два-три часа, плюс еще полчаса тратится на объяснение правил новичкам. Если кто-то не смог рассчитать свое время, и ему необходимо уйти раньше нормального окончания игры, то он подвергается суровейшему общественному порицанию, ибо испортил такую малину!!
(OF 1) Очередность ходов персонажей на начало игры: Миледи, Сноб, Капитан, Боцман, Мадам Вонг, Черпак, Доктор Хартер, Шкет.
(OF 2.11, C) Если игроков 6 или меньше, то рекомендуется играть основным набором. Если их от 7 до 8, можно удалить из колоды персонаж не из дополнения, а из основного набора, при этом карты навигации и припасы из дополнения можно оставить.
(OF 1) В начале игры раздается по одной карте припасов каждому игроку.
(HR) В игре принято обращаться друг к другу не по имени, а по кличке персонажа.
(HR) При драке карты атакующих персонажей с тем оружием, которое они в драке используют, выкладываются сверху относительно ряда карт банок. Соответственно, карты тех, кто защищается - снизу.
(HR) Маркеры усталости кладутся на карту банки персонажа: за ДРАКУ в ЛЕВЫЙ нижний угол, за ГРЕБЛЮ - в ПРАВЫЙ нижний. За огненную воду - по центру вверху.
(C) Может оказаться так, что у игрока лучший друг и злейший враг окажется одним и тем же лицом. В этом случае игроку следует выбрать, какой сценарий для него благоприятнее: помочь выжить, чтобы получить очки за выживание друга, или способствовать смерти, чтобы получить очки за смерть злейшего врага.
|
(OF 1, C) Доплыть до берега может и мертвое тело в лодке, тогда оно получает очки победы за свои припасы. Если персонаж утонул, то из игры изымаются все его карты Припасов, при этом он все еще может получить очки за смерть врага и выживание друга (в т.ч. если он Психопат)
(OF 1, C) Психопат (персонаж, который ненавидит сам себя) получает очки за каждого умершего игрока, кроме себя и своего друга. При этом он не получает очки за собственное выживание. Но если у психопата лучший друг - он сам, то очки за своё выживание он всё-таки получает. (Обычный персонаж в этом случае получил бы удвоенный бонус за выживание).
(IHR, C) Психопат получает очки за смерть других персонажей только в том случае, если выживает сам. За выживание друга он получат очки в любом случае. Соответственно, нарцисс-психопат в случае гибели набирает 0 очков.
(OF 1, C) В коротком варианте игры каждый игрок получает по одному ранению, и начинают с одной чайкой.
Ход игрока
(OF 1) За ход можно использовать только одну специальную карту. Специальные карты: зонтик, пистолет, аптечка.
(OF 1) Во время разбора припасов торговля запрещена.
(OF 1) Во время фазы действий можно торговаться свободно в ход любого игрока, только если на борту нет драки.
(OF 1, C) Можно попросить весло для того, чтобы погрести. Это не считается отдельным действием в ход, т.к. совершается в рамках обмена картами, при этом попросивший весло не обязан его отдавать.
(OF 1) Персонажа в коме могут вылечить аптечкой или напоить водой другие. Сам игрок при этом не может пользоваться ни водой, ни аптечкой (если они у него есть). Если персонаж умер, снять ранение аптечкой уже нельзя.
|
(OF 1, 2.6 С) Если персонаж на момент своей очереди хода в сознании, он ходит. Если в коме - не ходит. Т.о., если кого-то вылечили аптечкой из комы, он ходит в этот раунд только в том случае, если он сидит ближе к корме, чем тот, кто его вылечил.
(OF*) Нельзя сбрасывать коматозные или мертвые тела из лодки. Только с помощью навигации.
(OF 1) У коматозного или мертвого игрока в лодке можно забирать карты и меняться местами. Драки не происходит, вступиться нельзя, т.к. он не может ее начать.
(OF 1) Карта "Людоедство" может применяться только к мертвым персонажам, находящимся в лодке.
(OF 1, 2.8, 2.14) Если кто-то желает применить карту "Людоедство", другие игроки могут этому воспрепятствовать. При этом атакующей стороной является применяющий карту, т.е. в случае равенства сил сторон карта не разыгрывается и сбрасывается, а все на атакующей стороне получают ранение. Если "Людоедство" разыграно, все персонажи, находящиеся в сознании, вылечивают 1 ранение (соответственно, те, кто в коме, - нет).
(OF 2.14) В случае применения карты "Людоедство" положение погибшего персонажа никак не меняется после его съедения. Его вещи остаются в лодке, он получает очки за свои припасы, если доплывет.
Припасы
(OF 1) Можно открыть карту, но не использовать её.
(OF 2.5) Закрывать предметы нельзя. Открыл - всё.
(OF 2.10, 2.16, 2.18) Карты можно открывать в любое время (в том числе и не в свой ход), кроме случаев, когда Шкет ворует у вас, или вас грабят, а вы не сопротивляетесь (или проиграли грабителю в драке).
(OF 2.14) Любой собственный припас можно в любое время выбросить за борт, кроме того момента, когда за него идет драка (открытый припас или единственный закрытый), или когда Шкет собирается своровать единственный закрытый припас. Если идет драка за открытый пистолет, в случае заведомого превосходства ваших противников, из него можно выстрелить, чтобы он не достался врагам.
(OF 1, C) Шкет ворует только закрытые карты. При этом он может потребовать открытую карту на общих основаниях, т.е. вступая в драку. Надо отличать воровство от грабежа!)
(OF 1, C) Раскрыть зонтик, чтобы защититься от солнца, и испытывать менее сильную жажду (-1), можно только в свой ход (это считается действием). Открыть его как карту припасов, чтобы предохраниться от воровства Шкета, можно в любое время. Если в фазе Навигации зонт падает за борт, то он не спасает от жажды. Отнятый открытый зонтик еще раз открывать не надо.
(С) Не обязательно, испытывая жажду, выпивать воду (закрытую или открытую). Иногда имеет смысл не использовать воду в случае жажды, например, чтобы навредить Мадам Вонг.
(OF 2.12, C) Использование огненной воды вызывает дополнительную жажду в конце хода, даже если погода показывает отсутствие Навигации. (Если погода - дождь, то жажда не испытывается).
(OF 2.12, 2.15) Мадам Вонг может получить эффект от огненной воды 1 раз, от обычной воды - неограниченное число раз. Пить на брудершафт или нет - решает Вонг. Но решение она должна принять в момент распития воды другим персонажем. В драке не имеет значения, на чьей стороне выступает Вонг - она пьет огненную воду с любым персонажем. Эффект "+3 к силе" действует до конца хода (т.е. до фазы Навигации).
(OF 2.12) Мадам Вонг может поить другого своей водой и выпить с ним, даже если другой персонаж находится в коме.
(OF 1) Для использования приманки для акул неважно, была эта карта закрыта или открыта. Если персонаж падает за борт с открытой приманкой для акул, она используется автоматически.
(OF 1, 2.14, 2.17) Спасательный круг можно использовать неограниченное число раз. Его открытие не занимает хода. Можно использовать его и из руки, если он был закрыт в момент падения за борт.
(OF 2.14) Если при использовании пистолета как специальной карты среди трех карт навигации попадается "античайка", она тоже срабатывает, уничтожая одну чайку. При использовании сигнального пистолета карты Навигации открываются и применяются по одной.
(OF 2.5) Запрещается показывать свои карты припасов другим игрокам, если только карта не выкладывается на стол в свой ход.
Драка
(OF 2.7) Нельзя подраться "просто так" - только за место или припас.
(OF 1) Игрок получает за участие в драках один маркер усталости, вне зависимости от того, сколько раз за ход он дрался.
(OF 1) Во время драки запрещено меняться любыми картами припасов.
(OF 2.13) Если у игрока открыто оружие, в драке он обязан его использовать. Это не касается пистолета и огненной воды, они используются по желанию.
(HR, C) Игрок имеет право обсуждать альянсы в свой ход до нападения, пообщавшись не более чем с 3 игроками и не более 2 минут. Драка происходит следующим образом. Нападающий игрок молча двигает карту. Защищающийся молча сдаётся либо защищается, двигая карту. А только потом начинается обсуждение альянсов, призывы присоединиться, выкладывание оружия и т.д.
(OF 2.9, C) Если вы инициировали драку за припас и победили, то после драки вы можете выбрать любую открытую вещь или случайную закрытую, если таковые имеются. Если это была единственная закрытая карта, которой оказался пистолет, использованный в драке, то атакующий игрок не получает ничего.
Навигация
(OF 1) Если на столе навигации есть карты, то кормчий обязан выбрать одну из них. Верхняя карта из колоды берётся, только если карт нет.
(OF 2.14) Перед тем, как кормчий выбирает карту навигации, они перемешиваются (чтобы он не знал, кто как грёб).
(C) Максимальный урон от жажды за ход - 5. За драку, за греблю, по имени внизу карты, за огненную воду (в дополнении) и погоду (в дополнении). Каждая такая жажда приведёт к ране, если не будет воды. Одна вода снимает один маркер жажды.
(OF 2.3) Компас действует следующим образом. Дополнительная карта Навигации добавляется на стол перед выбором карты навигации кормчим. При этом если на столе не было карт, то в любом случае выбирается данная дополнительная карта.
(OF 1) Как только появляется 4 чайка, больше ничего не считается (жажда, за борт). Сразу же подсчитываются победные очки.
(OF 2.14) Во время Навигации можно меняться картами.
(OF 2.1) После фазы Навигации все карты Навигации (выбранная и остальные) кладутся вниз колоды навигации. Она не перемешивается. Сыгранные карты Навигации с чайками возвращаются в колоду, маркерами чаек служат другие предметы.
(OF 1) Навигация рассчитывается в следующем порядке: сначала за борт, выплыли, а только потом испытывают жажду.
(OF 1, 2.7) При падении за борт тонут только открытые карты (кроме круга). Но если персонаж падает за борт и умирает, он теряет все карты, включая закрытые.
(OF) Если человеку за бортом кинули спасательный круг, этот припас остаётся у него.
(OF 2.12, C) Карта погоды может добавить падение за борт, т.е. можно упасть за борт два раза за ход. Если при этом кто-то использовал 1 приманку для акул, то эффект от нее действует отдельно для каждого падения за борт. Т.е. в данном случае персонаж без спасательного круга получит 3 ранения (а если приманок было 2, то и все 4).
(OF 2.14) Если на вас надет круг, вы падаете за борт, и ещё кто-то падает за борт и при этом не теряете сознания, то можно в этот момент передать круг другому персонажу, и тогда действие круга будет применяться к нему, а не к вам.
(?) Последовательность приманки для акул и круга разыгрывается в той последовательности, в которой игроки реагируют на события. Пример. У персонажа осталась 1 единица здоровья, он падает за борт. Если сначала ему бросили приманку для акул, он сразу погибает. Если сначала ему бросили круг, а потом приманку, то тогда он плавает без сознания за бортом, оставаясь в живых.
(OF 1) Если коматозный падает за борт, он тут же умирает, если только на него уже не надет спасательный круг заранее. Коматозному нельзя кинуть круг, когда он уже за бортом, это можно сделать только в фазу действий, в ход любого игрока.
(?) Если на коматозном надет круг, и он падает в воду, но в лодке нет персонажей в сознании, он умирает. Круг теряется.
(IHR) Если персонаж находится за бортом без сознания в круге при погоде Качка или Шторм, то он погибает, а круг теряется.
(OF 2.2, C) Коматозные испытывают жажду и могут умереть в лодке.
Разъяснения по правилам игры «За бортом!»:
▪ Для чего нужны карты «Банка»?
Персонажей вы кладёте около себя, а карты банки — на середину стола. Так понятно, кто есть кто, и кто где сидит в лодке.
▪ Какие карты закрытые, какие открытые?
Закрытые не видны никому. Их вы держите в своих руках (а на лодке они находятся под скамьёй-банкой). Открытые находятся перед вами на столе, на лодке они находятся в руках у вашего персонажа: в случае чего ваш персонаж вместе с ними вылетает за борт.
▪ Как идёт ход?
Сначала раздаются припасы. Ближайший к носу берёт 6 припасов, смотрит, берёт один, отдаёт 5 припасов следующему. Таким образом, чем дальше вы от носа — тем меньше знаете про предметы других людей и тем хуже вам достаются вещи. Потом каждый по очереди делает ход (гребёт, дерётся, использует предметы или навыки), потом навигация (выбор карты, падения за борт, жажда), потом новый ход.
▪ Один ход — одно действие?
Да.
▪ Меняться местами можно с любым персонажем, или только с соседом?
С любым.
▪ Можно поменяться местами без драки?
Да, по взаимному согласию. Это займёт чей-то ход: в рамках механики игры это выглядит так: вы предлагаете обмен местами, а второй игрок тут же соглашается, и драка не происходит.
▪ Что надо сделать, чтобы выбросить игрока за борт?
Тот, кто у руля (ближайший персонаж к колоде навигации), должен в фазу навигации выбрать карту, где сверху написано имя выбрасываемого персонажа.
▪ Сноб и Миледи подрались — они получат жажду?
Да, но только в том случае, если в фазе навигации будет выбрана карта с изображением драки в нижней части.
▪ Если на навигации весло, кто получает жажду?
Все те, кто грёб. Обратите внимание, рулевой может выбрать карту, не гребя сам.
▪ Чтобы утолить жажду, надо сыграть карту воды. Она должна быть открытой или закрытой при этом?
Неважно. Вы используете любую из доступных карт воды.
▪ Сколько можно держать закрытых карт?
Сколько угодно.
▪ Если человек сразу согласился отдать вещь без драки, то никаких маркеров усталости ни на кого не накладывается?
Верно.
▪ Могут ли игроки говорить о том, с кем они дружат и кого ненавидят (разумеется, не показывая при этом своих карт)?
Могут. Врать тоже не воспрещается. Правда, мы советуем играть в «За бортом!» как в ролевую игру, то есть, вести диалог так, как он шел бы на шлюпке.
▪ Могут ли игроки договариваться о помощи в драке взамен на что-то?
Да, разумеется. Как договоритесь — так и будет. Ещё момент: мы до игры определяем, что до того момента, как игрок примет драку или откажется, стоит тишина, то есть, если не было предварительной договорённости, все торги идут в тот момент, когда отказаться от мордобоя уже нельзя.
▪ Есть ли практическая польза выкладывания карт в открытую на стол из руки, кроме как избавления от напасти в виде Шкета?
Вы показываете, что у вас действительно есть такой предмет.
▪ Если Шкет в свой ход ворует, то это занимает весь его ход?
Да.
▪ Сгорает ли оружие после драки?
Только сигнальный пистолет.
▪ Какие вещи теряет упавший в воду человек?
Все открытые карты.
▪ А потерявший сознание? А мёртвый?
Потерявший сознание ничего не теряет, но каждый из персонажей может тратить свой ход на то, чтобы взять любую приглянувшуюся открытую вещь или одну закрытую. Если персонажа без сознания выбросить за борт, то утонут его открытые вещи. Мёртвый - из игры уходят все его карты (в сознании он придерживает свои вещи во время качки).
▪ Можно ли свободно меняться картами или даже дарить карты друг другу в ходе игры и, если да, то когда можно начинать соответствующие переговоры?
Можно, но не в фазу навигации. Ещё вещи нельзя передавать в драке.
▪ Если я надел на чьё-то бессознательное тело круг, то другой его может просто так снять?
Да. И не только снять, но и присвоить.
▪ Компас действует один раз, или он многоразовый? Если на столе нет карт навигации и я на корме с компасом, то получается, что я беру из колоды 2 карты и выбираю одну?
Да. Одну по общим правилам, одну за компас.
▪ Компас просто лежит, а я тяну карту, ничего больше делать не надо?
Верно. Главное, чтобы вы с компасом были на корме.
▪ Можно передавать весло всем в команде, чтобы «выгребать» по дополнительной карте?
Да. Но не отдавайте его врагам, а то ведь присвоят!
▪ У меня 2 весла — я тяну 4 карты навигации?
Да, двумя как-то сподручнее.
▪ Как использовать сигнальный пистолет?
При использовании сигнального пистолета сразу же играются все три карты, но с них учитываются только чайки, падение за борт и жажду разыгрывать не надо. Жажды после использования пистолета нет.
▪ Человек, выбирающий карту навигации, смотрит на карты, разыскивая наиболее выгодную, или выбирает карту вслепую?
Конечно же, смотрит.
▪ Я Шкет. При воровстве открытой карты я сам выбираю, какую хочу украсть, а при игре в закрытую я вытягиваю случайную?
Да. Перед вытягиванием жертва перемешивает свои закрытые карты.
▪ Можно вооружиться ножом, пистолетом и веслом?
Да. Вы теперь особенно опасны.
▪ Можно ли съесть с помощью карты Людоедство персонажа, находящегося без сознания? Если нет, то как тогда его убить, чтобы потом съесть?
Какой вы кровожадный! Надо подождать, пока он умрёт от жажды, например. Если его выкинуть в море, то есть будет нечего.
▪ Правда, что если есть маркер ранения, то персонаж теряет 1 силу?
Нет, сила всегда одна и та же. Она просто определяет, сколько ран вы можете получить, но не меняется во время игры.
▪ Когда выкладывать оружие, до боя или во время?
До — чтобы запугать или защитить его от Шкета. Во время — чтобы был сюрприз.
▪ Чем разыгранная карта отличается от сыгранной?
В первом ходу можно достать аптечку и положить её перед собой, чтобы не украл Шкет. В третьем, например, ходу ей можно кого-то вылечить. Или же можно за один ход достать её и сразу кого-то вылечить.
▪ То есть, открытие карты — это целый ход?
Можно открывать свои карты в любой момент, кроме случаев, когда на них уже показал Шкет при воровстве. При этом переворот карты не означает отмену возможности погрести, например, или выполнить другое действие хода.
▪ Можно открыть две карты за свой ход?
Нет (если вы не вступили в драку и не достали 2 единицы оружия).
▪ Что делает тот, кто выпал за борт, дальше?
Выплывает к шлюпке с новой раной. Или не выплывает, если рана последняя.
▪ Каким образом дух призывает кровожадных акул?
Нечеловеческим усилием воли. А вообще, игрок просто говорит, есть акулы или нет.
▪ Человек у руля потерял сознание. Я сижу рядом. Теперь я рулю?
Верно.
▪ Шкет дважды получил по голове от Боцмана. На навигации выяснилось, что он падает за борт и испытывает жажду. Вода у него есть. Что с ним будет?
Сначала он выпадет за борт, где и потеряет сознание. Пойдёт на корм рыбам, увы. Спасти его мог бы только круг.
▪ Подскажите, какой специальный навык у Боцмана?
Посмотрите на его силу и большие кулаки.
▪ Как выбираются персонажи, когда нас 5 человек?
Тянете персонажей. Один остаётся. Его карты вынимаются из дружбы и ненависти, дальше - как обычно.
▪ Черпака может покусать акула?
Да.
▪ Если Черпак упал за борт, он теряет свои вещи?
Да.
▪ Сколько огненной воды можно выпить за ход?
Одну.
▪ Какая последовательность ходов, если испытывают жажду несколько игроков, включая Мадам Вонг?
При разыгрывании жажды все, кроме Мадам Вонг, пьют воду одновременно. Мадам пьёт последней. Так что если никто не использует воду, и Мадам сбрасывает свою карту, попить уже никто не сможет.
▪ Когда Доктор Хартер лечит аптечкой - это его ход, или дополнительное действие?
Это целый ход.
▪ Я на руле. У меня карта с чайкой, где я падаю за борт — и карта без чайки, где я не падаю за борт. Обязательно брать карту с птицей?
Нет, не обязательно.
▪ От падения за борт вода не спасает?
Совершенно не спасает.
▪ Боцман подрался со Шкетом за место на корме. Победил. Пересел. Кто ходит следующим? Ходит ли Шкет в этом ходу?
Шкет ходит в свою очередь (очередь определяется на начало хода). Если Боцман будет на корме до конца хода, рулить будет он.
▪ Карта Людоедство, что в ней такого особенного? Почему она такая уж интригующая?
Ой. Мы вас боимся. Вы действительно способны без эмоций скушать человека?
▪ А можно ли использовать персонажей из дополнений вместо основных?
Можно, но лучше не надо, баланс затачивался именно под классический расклад, когда все основные на борту.
▪ Все, кто дерётся на одной стороне, могут выпить огненную воду - приложиться к одной карте, и все получить +3?
Во время драки на борту передавать карты нельзя, так что всем дерущимся выпить огненной воды в одной драке нельзя. Только Мадам Вонг может выпить за компанию с кем-то во время драки. Тем не менее, эффект от огненной воды сохраняется до конца хода, так что союзники вполне могут дружно выпить огненной воды в начале действий, чтобы весь ход буянить.
▪ Огненная вода. Получается, что функция у нее исключительно защитная. Ведь поскольку за ход можно совершить одно действие, оно полностью тратится на то, что бы как следует напиться и больше в этот ход ничего сделать нельзя?
Все верно! Огненная вода и пьется для того, чтобы "море по колено". Бушевать вам пьяному на лодке никто не даст, но и любому нападающему в таком состоянии вы спокойно дадите отпор. Да, и не забывайте про сушняк.
▪ Если персонаж утонул, то игрок может насылать акул на упавших за борт. А если утонувших двое, и один говорит, что есть акулы, а другой - нет?
Если один говорит, что акулы есть, а второй, что нет, это означает, что призывается всего одна стая акул, вместо двух. В любом случае, от акул можно получить максимум одну дополнительную рану, сколько бы утонувших персонажей их не призывало.
▪ Если кого-то съели, а "остатки" выкинули в море, он может своими "остатками" вызывать акул?
Да, может, но только если их именно выкинули в море.