об охранных зонах особо охраняемых природных территорий




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___»_______________г. №___

МОСКВА

 

Об утверждении Положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138
«Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков
и водных объектов в границах таких зон»

 

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территорий.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1323; 2018, № 53, ст. 8666);

пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 

Председатель Правительства

Российской Федерации Д. Медведев

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от «___»___________№___

 

Положение

об охранных зонах особо охраняемых природных территорий

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны).

2. Охранные зоны устанавливаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Границы и особенности режима охранной зоны учитываются при разработке планов и перспектив экономического
и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении мероприятий по охотоустройству, лесоустройству и инвентаризации земель.

3. Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны,
у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов
не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

4. При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;

особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;

нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

сведения о видах и назначении планируемых для размещения
на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в утверждённых документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов
и характеристики зон с особыми условиями использования территорий
в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;

состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

5. Охранная зона устанавливается независимо от категорий земель
и видов разрешённого использования земельного участка.

6. Охранная зона устанавливается на срок существования особо охраняемой природной территории, в связи с размещением которой она установлена.

7. Охранная зона может состоять из отдельных участков. Ширина охранной зоны не должна быть менее 5 метров и более 25 километров
от границ особо охраняемой природной территории.

8. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

9. В границах охранных зон особо охраняемых природных территорий может быть запрещена следующая деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков, природных парков или памятников природы:

промысловая охота;

промышленное и прибрежное рыболовство, аквакультура;

действия, влекущие за собой изменения гидрологического режима, за исключением мероприятий по восстановлению естественного гидрологического режима, обеспечения пожарной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

разведка и разработка полезных ископаемых, за исключением месторождений и проявлений полезных ископаемых, сведения о которых содержатся в Государственном балансе запасов полезных ископаемых
и в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, в том числе на участках недр (с прилегающей инфраструктурой), предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями на право пользования недрами до образования охранной зоны при условии соблюдения пользователями недр норм природоохранного законодательства и реализации комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов;

сплошные рубки главного пользования, иные виды сплошных рубок,
за исключением сплошных санитарных;

предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного
и индивидуального жилищного строительства;

строительство и размещение новых промышленных
и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, а также строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения целей и задач особо охраняемой природной территории, либо для функционирования населённых пунктов, расположенных на территории охранной зоны;

выемка и вывоз грунта (за исключением выемки и обратной засыпки местного грунта при производстве хозяйственных работ), захоронение грунта, извлечённого при проведении дноуглубительных работ;

отсыпка дорожных насыпей, оснований зданий и сооружений
с использованием бытовых, строительных, промышленных отходов, шлаков, шламов и материалов на их основе;

слив, сброс нефтепродуктов, отходов производства и потребления, нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и фекальных вод, других вредных веществ с судов, других плавучих средств, искусственных установок
и сооружений;

интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

применение и складирование минеральных удобрений, ядохимикатов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста (за исключением земельных участков, используемых их собственниками, владельцами
и пользователями для производства сельскохозяйственной продукции
и случаев, связанных с защитой лесов от вредителей и болезней леса);

сплав леса по водотокам и водоёмам;

выжигание кустарниковой и луговой растительности, за исключением противопожарных палов, контролируемых работниками лесного хозяйства или учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией;

создание скотомогильников (биотермических ям), объектов размещения бытовых отходов, отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

буровые, дноуглубительные и взрывные работы (за исключением необходимых для предотвращения природных и техногенных катастроф,
а также случаев, предусмотренных абзацем 5 текущего пункта настоящего Положения);

складирование горюче-смазочных материалов;

подсочка лесных насаждений и заготовка живицы;

создание лесных плантаций;

промышленная заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, технического сырья, пищевых лесных и лекарственных растений;

нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов
и других информационных знаков, а также оборудованных мест отдыха, нанесение надписей и знаков на деревьях, валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

самовольное (без полученного в установленном порядке разрешения, либо с нарушением условий, им предусмотренных) ведение археологических раскопок и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

10. Указанные в пункте 9 настоящего Положения ограничения не могут быть установлены в отношении объектов недвижимости, решение
о строительстве которых принято до вступления в силу настоящего Положения.

11. Возможно установление отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении охранной зоны из перечней ограничений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, в зависимости от характеристик объектов или территорий,
в отношении которых устанавливается охранная зона.

12. Ограничения использования земельных участков и водных объектов
в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны.

13. В решении об установлении охранной зоны указываются:

наименование особо охраняемой природной территории, в связи
с размещением которой устанавливается охранная зона и ее местоположение;

конкретные ограничения использования земельных участков из перечня ограничений, установленных пунктом 9 настоящего Положения;

исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешённого использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах охранной зоны и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах охранной зоны;

сведения об органе государственной власти, обязанном возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением охранной зоны
в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации;

срок наступления обязанности по возмещению убытков в соответствии
со статьей 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

14. Границы охранной зоны могут быть изменены в случае изменения границ особо охраняемой природной территории, в отношении которой она была установлена, а также изменения условий, указанных в пункте 4 настоящего Положения.

15. В решении об изменении охранной зоны указываются сведения
об изменении границы охранной зоны, а также ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранной зоны, которые отличаются от указанных ограничений, предусмотренных в решении
об установлении данной охранной зоны.

16. Обязательным приложением к решению об установлении (изменении) охранной зоны являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

17. Подготовка предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, сведений о границах охранной зоны обеспечивается в отношении:

охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

18. Охранная зона прекращает своё существование одновременно
с прекращением существования особо охраняемой природной территории,
в отношении которой она установлена, при этом принятие решения
о прекращении существования охранной зоны не требуется.

19. В случае перехода особо охраняемой природной территории
в ведение другого органа государственной власти, в связи с размещением которой установлена охранная зона, принятие нового решения
об установлении охранной зоны не требуется.

20. Охранная зона особо охраняемой природной территории считается установленной, изменённой со дня внесения сведений об охранной зоне, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

21. Охранная зона особо охраняемой природной территории считается прекратившей существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений
об охранной зоне особо охраняемой природной территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством.

 

 

II. Установление (изменение) охранных зон государственных природных

заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков
и памятников природы федерального значения

 

22. Решения об установлении (изменении) охранных зон государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

23. Охранные зоны государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

24. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник, в том числе биосферный заповедник, национальный парк, памятник природы федерального значения
с учётом требований, установленных настоящим Положением, готовит решение об установлении (изменении) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку
к проекту приказа с обоснованием необходимости установления (изменения) такой охранной зоны.

25. Документы, указанные в пунктах 16, 24, настоящего Положения
и пояснительная записка к проекту приказа, содержащая карту-схему устанавливаемой (изменяемой) охранной зоны, направляются
на согласование:

руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создаётся (изменяется) охранная зона государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения;

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой (изменяемой) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая (изменяемая) охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации);

Министерству обороны Российской Федерации (если предполагается создание (изменение) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения на землях обороны
и безопасности);

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание (изменение) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения
в пределах приграничной территории, определённой в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»);

Федеральному агентству по рыболовству (если предполагается, что
в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться водные объекты рыбохозяйственного значения);

Федеральному агентству по недропользованию (если предполагается создание (изменение) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в границах участков недр);

Федеральному агентству водных ресурсов Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться водные объекты, находящиеся в государственной собственности);

Федеральному агентству лесного хозяйства (если планируется включение в границы создаваемой (изменяемой) охранной зоны государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения земельных участков в составе земель лесного фонда).

26. Органы государственной власти, указанные в пункте 25 настоящего Положения, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создаётся (изменяется) охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник, национальный парк, памятник природы федерального значения мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

27. При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 26 настоящего Положения, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого устанавливается (изменяется) охранная зона государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник, в том числе биосферный заповедник, национальный парк, памятник природы федерального значения, принимает решение о создании такой охранной зоны.

28. В случае представления мотивированного отказа в согласовании федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник, в том числе биосферный заповедник, национальный парк, памятник природы федерального значения, дорабатывает проект приказа с учётом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 26 настоящего Положения, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого устанавливается (изменяется) охранная зона государственного природного заповедника, в том числе биосферного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.

29. Информация об установленных охранных зонах государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения размещается федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы федерального значения и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

III. Установление (изменение) охранных зон природных парков и памятников

природы регионального значения

 

30. Решения об установлении (изменении) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

31. Охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах:

особо охраняемых природных территорий федерального
и регионального значения;

охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения.

32. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных настоящим Положением, готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении (изменении) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны.

33. Документы, указанные в пунктах 16, 32, настоящего Положения
и пояснительная записка к проекту приказа, содержащая карту-схему устанавливаемой (изменяемой) охранной зоны, направляются
на согласование:

органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая (изменяемая) охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой (изменяемой) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся
в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);

Министерству обороны Российской Федерации (если предполагается создание (изменение) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения на землях обороны и безопасности);

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание (изменение) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»);

территориальному органу Федерального агентства
по недропользованию (если предполагается создание (изменение) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения
в границах участков недр);

территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов (если предполагается, что в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться водные объекты);

территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства (если планируется включение в границы создаваемой (изменяемой) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель лесного фонда);

территориальному органу Федерального агентства по рыболовству (если предполагается, что в границах создаваемой (изменяемой) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться водные объекты рыбохозяйственного значения).

34. Органы государственной власти, указанные в пункте 33 настоящего Положения, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании
с приложением замечаний.

35. При согласовании проекта решения органами государственной власти, указанными в пункте 33 настоящего Положения, и органом местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение об установлении (изменении) охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

36. В случае представления мотивированного отказа в согласовании высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект решения с учетом замечаний и направляет
на повторное согласование органам государственной власти, указанным
в пункте 35 настоящего Положения, и органу местного самоуправления.

37. Информация об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения размещается соответствующими органами государственной власти или учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками и памятниками природы регионального значения, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: