Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
ВК Ольга Теплякова
ОДВ.01 Обществознание
Курс: 1 Группа 96 Повар, кондитер
Дата. 4.05. 2021
Тема программы: Модуль 3. Социальные отношения
Тема. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Задачи урока:
Усвоить следующие понятия: (Меж) Национальный конфликт, геноцид, дискриминация, ассимиляция, культурная автономия, этноцентризм, интернационализм, патриотизм. Проследить логические связи между данными понятиями.
· Уяснить причины возникновения конфликтов, а также пути разрешения и прекращения уже возникших конфликтов и предотвращения их в будущем.
Развивать навыки работы с понятийным аппаратом; микро исследования социальных явлений, прослеживания логических связей.
Литература:
Обществознание. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.
Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., В.А.Литвинова
— М.: Просвещение, 2018
Конституция РФ
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
Устно ответить на вопросы.
1. Что такое этническая общность?
2.Какие типы этнических общностей вы знаете?
3. В какое историческое время они существовали?
4. Кратко охарактеризуй любую из этих общностей.
Решить тесты.
Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности,
нации – это:
а. этнос
б. община
в. государство
г. класс
Т.родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до 1917 года. Он хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?
а. демографической
б. территориальной
|
в. этносоциальной
г.конфессиональной
Установите соответствие (социальные группы – критерий
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУПЫ
а. Мужчины б.Племена в.Народности г.Дети
КРИТЕРИИ
1.демографический 2. этнический
Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества
Б.Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом
1. Верно только А
2. Верно только Б
3.Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
5.По итогам переписи населения было установлено, что большая часть жителей региона – марийцы. Это определяет их принадлежность к общности:
А.конфессиональной
Б.демографической
В.территориальной
Г.этносоциальной
II. Изучение нового материала
1. Постановка задачи (устно).
А все ли так гладко, легко и просто в отношениях между нациями, особенно в многонациональных странах?
Какие трудности и даже опасности подстерегают людей?
Можно ли избежать каких-то столкновений интересов, попыток «перетянуть одеяло на себя»?
Что делать, если возникли проблемы?
План.
1. Межнациональный конфликт. История и современность.
2. Факторы, влияющие на межнациональные конфликты.
3. Причины и характер происхождения.
4. Формы.
5. Пути разрешения и предотвращения.
1. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью межнациональных отношений.
Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени.
|
Межнациональный, или межэтнический конфликт – это столкновение интересов между представителями разных этнических общностей, например, наций.
2. Факторы, влияющие на межнациональные конфликты.
1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);
2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);
3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);
4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);
5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);
6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).
3. Причины и характер происхождения национальных конфликтов.
● социально-экономические (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
● культурно-языковые (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
● этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
|
●этнотерриториально-статусные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
● исторические (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
● межрелигиозные и межконфессиональные (включая различия в уровне современного религиозного населения);
● сепаратистские (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).
Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера
Межнациональный конфликт
4. Формы конфликтов
а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);
б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;
в) религиозный фундаментализм;
г) национально-освободительные революции.
5. Пути урегулирования возникшего конфликта
В основе национальных конфликтов на территории бывшего СССР лежат следующие национально-территориальные проблемы:
1. Нерешенные проблемы в отношениях между суверенными государствами – бывшими союзными республиками. (Азербайджаном и Арменией.)
2. Внутриреспубликанские проблемы (гагаузский конфликт в Молдове, абхазский и югоосетинский в Грузии). Возникло движение территорий (краев, областей) Российской Федерации за их равное правовое положение с республиками в составе РФ.
3. Проблемы разделенных народов. И границы между национально-государственными образованиями, и политико-административные рубежи в стране неоднократно сдвигались. Результатом стала разделенность многих народов двоякого рода: государственной границей бывшего СССР (например, таджики в Таджикистане и Афганистане, азербайджанцы в Азербайджане и Иране) и внутриреспубликанскими границами новых суверенных государств (в Закавказье, Средней Азии, Российской Федерации).
5. Отсутствие программы решения национального вопроса, анализа проблем межнациональных отношений и путей их разрешения.
6. Личностно-бытовые конфликты, которые выливаются в конфликты между коренным и некоренным населением.
III. Закрепление изученного (Записать выводы в тетради)
1) Межнациональный конфликт - это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества.
2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия.
3) Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.
4) Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.
Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация (формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.) значительной части населения.
5) Избежать межнациональных конфликтов, к сожалению, крайне трудно.
IV. Домашнее задание
Читать п. 14, составить конспект по уроку – пересказывать, приводить примеры конфликтов и способов их урегулирования.
Подготовить сообщение (выбрать самостоятельно) «Межэтнический конфликт»