Литература.7 класс. 30.03.2020г
Ссылка на видеоурок: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2302/main/
Основное содержание урока
Русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. С детских лет будущего поэта окружала атмосфера любви и высокого искусства. Родители писателя поддерживали дружеские отношения с известными художниками того времени — И. И. Левитаном, Н. Н. Ге, М. В. Нестеровом, В. Д. Поленовым и др. В их доме бывали композиторы А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В числе писателей — гостей дома Пастернаков был и сам Лев Толстой. Вся эта обстановка существенным образом сказалась формировании сферы интересов юного поэта: в детских лет его увлекает мир музыки и живописи.
Будущий поэт обучался на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, изучал философию в Германии. Интерес к поэзии у Пастернака возник в студенческие годы. В 1913 году было опубликовано стихотворение поэта «Февраль, достать чернил и плакать…». Известность к Пастернаку пришла в 1922 году с выходом книги «Сестра моя — жизнь». Пастернак является автором многочисленных переводов грузинских поэтов, Шиллера, Гете, Шекспира и др.
Стихотворение «Никого не будет в доме» написано Пастернаком в 1931 году и посвящено будущей супруге поэта Зинаиде Нейгауз.
Первые строки стихотворения погружают нас в атмосферу тишины зимнего вечера, из описания которого мы и узнаем о лирическом герое и его переживаниях. Несмотря на то, что повествование в тексте ведется от первого лица, лирический герой сам словно отсутствует в нем. Знаковым в этой связи представляется образ «белого проема окна», через который, словно глядя на улицу, мы понимаем, что творится в душе героя — узнаем о его грусти и одиночестве, «прошлогоднем унынье». Мотив одиночества в стихотворении усиливает анафора «и опять». Но особое внимание привлекает в тексте индивидуально-авторская метафора — «голод дровяной». С помощью нее поэт выстраивает образную параллель, сравнивая внутренние тревоги героя, колящее и щемящее чувство вины с «дровяным голодом» — инеем, сдавившим крестовину окна нетопленной комнаты.
В стихотворении преобладает белый цвет: «белые мокрые комья», снег, иней... Однако его значение контрастно: в первой части – «белый» — символ уныния и одиночества лирического героя, во второй — символ чистоты и обновления. Неслучайно в этой связи сравнение образа лирической героини с «будущностью».
В стихотворениях Пастернака много метафор и сравнений. Оба тропа основываются на принцип сопоставления явлений на основе их сходства (иногда противоположности). Однако не стоит путать эти понятия. Метафора создает единый неделимый образ. В отличии от нее, сравнение предполагает наличие обоих сопоставляемых предметов и сравнительного союза «как».
Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. |
Сравнение — изображение одного явления посредством сопоставления его с другим.
Природа занимает центральное место в поэзии Пастернака. Рассказывая о весне и осени, об июле и феврале поэт повествует о природе самой жизни. От его пейзажей веет свежестью красок, сочностью звуков. Картины природы в стихах Пастернака словно оживают: имеют индивидуальные портретные черты, свой нрав и характер, как у человека. Стихотворение Пастернака «Июль» — яркий пример того, как можно «очеловечить», «одухотворить» природу.
Стихотворение было написано поэтом 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Своеобразна композиция стихотворения, представляющая, с одной стороны — вопрос, и с другой — ответ. О ком же это стихотворение, мы узнаем не сразу. В первой части поэт словно запутывает, создает интригу в форме вопроса. Пока для нас главный герой стихотворения что-то мифическое, потустороннее, окутанное дымкой тайны: привидение, домовой, баловник-невежа, призрак и двойник.
Словарь:
Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Инверсия — необычный порядок слов.
Анафора — повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; единоначатие
Основные выводы:
· Центральное место в творчестве Б. Л. Пастернака занимает природа.
· Картины природы в стихах Пастернака часто «очеловечены»: имеют индивидуальные портретные черты, свой характер и нрав.
· Поэтический язык Б. Л. Пастернака необыкновенно ярок, выразителен и изобразителен.
· В своих стихах поэт обращается к таким средствам выразительности и приемам, как сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, инверсия.
Домашнее задание: читать стр. 142-146, написать краткий конспект