Экспертная инициатива «Минский диалог»




«Минский диалог» начал свою работу в начале 2015 года в формате экспертной инициативы (Track-II) по тематике международных отношений и безопасности в Восточной Европе. Первая международная конференция прошла в марте 2015 года и была посвящена теме «ЕС, Россия и страны Восточной Европы: как преодолеть разногласия?». Миссия «Минского диалога» – предоставлять открытую профессиональную площадку без геополитических разделительных линий для исследований и дискуссий о международных отношениях и безопасности в Восточной Европе. Регулярные мероприятия «Минского диалога» собирают международных экспертов, а также высокопоставленных государственных деятелей и дипломатов. Экспертная инициатива изначально позиционирует себя как политически нейтральная и дистанцирующаяся от конфликтов и разделительных линий. Дискуссии «Минского диалога» проходят в закрытом режиме, зачастую – без доступа прессы; приглашения получают международные и белорусские эксперты, включая представителей академического сообщества, а также дипломаты и депутаты. Однако даже приглашенные участники часто ограничены Chatham House Rule, позволяющим распространять информацию с дискуссий «Минского диалога» сугубо без указания имен.

Все это создает почву как для некоторой атмосферы элитарности и более открытого обмена мнениями внутри дискуссий, так и для внешних подозрений, конфликтов, слухов и предубеждений. Подлила масла в огонь и история с фейковым приглашением на конференцию в 2017 году «Минского диалога» Владимиру Некляеву (так и не было окончательно выяснено, кто устроил эту провокацию). Откровенно хорошие отношения «Минского диалога» с МИДом и БГУ, приглашение руководителя экспертной инициативы Евгения Прейгермана на «Большой разговор с президентом» и уж тем более беспрецедентное участие Александра Лукашенко в негосударственной экспертной конференции – все это становится основанием для критики «Минского диалога» оппозиционными политиками, активистами и журналистами.

Одной из особенностей данной площадки, отличающей ее от многих других, является то, что на ней всегда акцентированы взгляд и позиции так называемых серединных стран, т. е. государств, расположенных на геополитическом пограничье и пересечении интересов основных глобальных и региональных субъектов международных отношений. Очень часто мнения таких государств уходят на второй план на фоне позиций Вашингтона, Пекина, Москвы, Брюсселя и т. д. Для обеспечения связи с первым треком (официальным) в качестве наблюдателей на мероприятия приглашаются дипломаты и официальные лица.

Инициативу называли фейковой, креатурой Макея и обвиняли в отбеливании режима ради получения западных денег. Руководство «Минского диалога» публично воздерживается от резких ответов, но прозрачно намекает: в оппозиционных политических партиях мало профессионалов, им нечего добавить в экспертную дискуссию, они не повысят ценность диалога, а просто давать им трибуну для политических заявлений «Минский диалог» не будет. Были конфликты и с негосударственной прессой – например, «Белсату» отказывали в аккредитации на события «Минского диалога» из-за недовольства их материалами. К «Минскому диалогу» было обращено повышенное внимание – из-за участия в 2018 году майском форуме Александра Лукашенко что в равной степени активизировало и критику. Форум собрал более 500 участников из 59 стран мира. Тема первого форума впоследствии стала девизом организации – Восточная Европа: в поисках безопасности для всех. Парадоксально, что произошло это как раз на одном из самых открытых событий «Минского диалога». Большинство дискуссий форума проходили в открытом для прессы режиме (включая тот же «Белсат»), приглашения получили многие представители экспертного и гражданского общества Беларуси (включая правозащитников – «Белорусский Хельсинкский комитет»).

Если обобщить и формализовать критику «Минского диалога», а также убрать конспирологию, то остается фактически одна основная претензия. Белорусские власти, при содействии экспертов, заинтересованы в широком диалоге по вопросам международных отношений и региональной безопасности, готовы этому активно содействовать. При этом по внутренним делам диалог в Беларуси продвигается ни шатко ни валко, власти не горят сопоставимым желанием обсуждать с гражданским обществом и экспертами фундаментальные вопросы – будь то права человека, академические свободы или строительство АЭС. Как замечает социолог Сергей Николюк, «государство, отказывающееся вести диалог с собственным народом, пытается создать переговорную площадку европейского масштаба».

Сами по себе эти претензии в адрес государства, в общем-то, справедливы. Сочетание на высшем уровне полной готовности к диалогу внешнему с полной неготовностью к диалогу внутреннему способно вызывать у стороннего наблюдателя когнитивный диссонанс. Однако справедливо и то, что эти претензии по сути не имеют отношения к экспертной инициативе «Минский диалог», равно как и не снижают ценность дискуссий по региональной безопасности.

Эксперты «Минского диалога» готовят аналитические публикации и доклады по итогам мероприятий и исследований, которые распространяются среди ключевых стейкхолдеров региональной безопасности. 26 апреля 2019 года началась новая глава в жизни организации: главным управлением юстиции Мингорисполкома было зарегистрировано научно-просветительское учреждение «Совет по международным отношениям «Минский диалог». Деятельность «Минского диалога» направлена на достижение следующих целей: способствовать повышению международной безопасности в регионе Восточной Европы; Содействовать продвижению суверенных интересов Беларуси в системе международных отношений; Содействовать укреплению потенциала экспертного и научного сообществ Беларуси в области международных отношений и безопасности.

В рамках «Минского диалога» работает Консультативный совет, который помогает стратегическому развитию организации и повышению ее авторитета в международном экспертном и дипломатическом сообществах. А также Экспертный совет, члены которого активно участвуют в реализации исследовательской повестки «Минского диалога». В состав Консультативного и Экспертного советов входят известные белорусские и зарубежные ученые, эксперты и дипломаты.

Конференции «Минского диалога» координирует 31-летний Евгений Прейгерман. «Минский диалог» начинался как одна из кулуарных аналитически-дипломатичных тусовок, а вырос до масштаба форума, на которых выступает Александр Лукашенко. Прейгерман родился в Витебске. Еще в школе он блистал на олимпиадах по английскому языку и поступил на престижный факультет международных отношений Белорусского государственного университета. Будучи студентом он собирает вокруг себя круг, который получит название «Либеральный клуб». Какое-то время «Либеральный клуб» был близок к Объединенной гражданской партии и, в частности, к Ярославу Романчука, но после 2010 года от оппозиционных кругов отдалился. В 2015 году Либеральный клуб перерастает в «экспертную инициативу «Минский диалог». Это совпало с желанием официального Минска стать переговорной площадкой для решения украинского кризиса и расширить каналы диалога с Европой.

В «Минском диалоге» задействованы белорусские власти, но формальным организатором выступает инициатива Прейгермана. В подготовке «Минского диалога» принимал участие и Денис Мельянцов, в прошлом — аналитик BISS. У Прейгермана безупречный английский язык. В жизни он русскоязычный, но разговаривает и по-белорусски. Кроме учебы в БГУ, он изучал политику Евросоюза в Сассекском университете, а сейчас пишет докторскую диссертацию в университете Уорика в Британии.

Из частностей: у Евгения очень редкое отчество — Леокардьевич.

Евгений Прейгерман сравнивает «Минский диалог» с форумами, посвященными ITили природе – в том плане, что это узкоспециализированные площадки, куда не зовут представителей политических партий. Поскольку критики на «Минском диалоге» в основном никогда не присутствовали, то им сложно оценить уровень экспертных дискуссий и ту роль, которую они играют в укреплении имиджа Беларуси как нейтральной площадки и самостоятельного, независимого государства. Некоторые россияне на форуме «Минского диалога» даже высказывали опасения – мол, эта площадка не должна стать инструментом отдаления Беларуси от России. Что же касается качества экспертизы, то его характеризуют внимание, которое дипломаты регулярно уделяют дискуссиям на событиях «Минского диалога». Для международных участников внутрибелорусские конфликты вокруг «Минского диалога» и вовсе могут быть незаметны – они заняты обсуждением своих профессиональных тем, будь то конфликт на Донбассе или усовершенствование модели европейской безопасности, что ценно само по себе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: