Что делать на первом году жизни?




Родительские запросы

Многие родители сегодня озабочены развитием интеллекта ребенка. Когда начинать обучение? Чему и как учить? Как условия в семье влияют на способности ребенка? Что может нарушить нормальный ход развития и как снизить риски? Правильно ли мы поступаем, разговаривая с ребенком по-взрослому/на двух языках сразу; предлагая ему самостоятельно осваивать мир/справляться с трудностями; обучая в 2-3 года чтению/счету; окружая игрушками/мультфильмами?

Эти и многие другие вопросы=задачи мы попытаемся вместе рассмотреть в предлагаемой статье.

Многовекторный интеллект

Для начала определимся с термином «интеллект». Что же это такое?

Под словом «интеллект» обычно подразумевают способность человека к познанию и решению проблем, которая объединяет восприятие, память, речь, мышление, воображение. В нынешнем развитии общественной мысли – наряду с популярным в прошлом веке ментальным интеллектом IQ - используют термины EQ = эмоциональный интеллект, и BQ = телесный интеллект. Считается, что спортсмены, танцоры, циркачи максимально опираются на телесный разум и развивают его; политики, шоу-мены, лидеры, публичные люди используют эмоциональный мозг; технологи, программисты, экономисты, ученые эксплуатируют свою ментальную часть; успешные в бытовой жизни, общественные деятели, логисты, руководители массовых проектов контрируются и растят социальный интеллект; наконец, люди творческие, креативные, создатели нового выбирают фокусироваться на виртуальном интеллекте.

Итак, интеллект – понятие многовекторное. Поэтому, развивать ребенка следует по разным направлениям и в разных режимах одновременно. Как подойти к такому развитию системно? Как снизить риски?

Здоровое развитие

Львовский семейный центр «Мацьопа» при подготовке педагогов раннего развития и в школе осознанного родительства «Полезные дети» использует прогрессивную методику Транскультурного Института Эволюции Сознания (ТИЭС). Основной смысл этой методики – развивать интеллект ребенка: а)последовательно, б)системно, в)учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Согласно взглядам эволюционной модели развития, ребенок сперва представляет собой телесный организм (сому, скопление клеток и тканей, которые функционируют соответственно внутренним программам роста и влиянию физических факторов окружения). Поэтому, основными механизмами влияния во внутриутробном периоде и младенчестве будут телесно-ориентированные предложения родителей, а основными инструментами развития интеллекта – сотрудничество с физическим окружением ребенка.

Затем, в возрасте примерно трех лет (первичная самоидентификация и инициатива, «бунт самостоятельности»), эстафету в развитии принимает чувственность, и акцент в методике мудрые родители и системные педагоги переносят на эмоции: любопытство, агрессию, радость, печаль, уверенность и страх.

С момента смены зубов (6-7 лет) можно уделить внимание целенаправленному, системному развитию технологичного мышления, индивидуальной (в противовес подражательной) речи, прогрессивной памяти.

С чего и как начать?

С внутриутробного возраста. Основной канал доступа к интеллекту ребенка – звук. Я предлагаю родителям а)звучать самим (можно и с текстом, но – главное – эмоционально, честно, громко и часто!) б)давать возможность малышу-космонавту слушать специально подобранную музыку (например, звуко-музыкальные упражнения Кирюшина) для развития образного восприятия, творческого воображения и соматической памяти.

Доказано, что ментальный интеллект детей, которые внутриутробно слушают обучающие музыкальные программы, в 6 раз выше сверстников, а эмоциональный интеллект малышей, которым родители пели-звучали во время беременности, позволяет им быть уверенными в себе, радостными, эмпатичными и контактными – что делает их безусловными лидерами среди сверстников, определяет целостность «Я уместен в моем мире», самостоятельность и инициативность.

Что делать на первом году жизни?

Уделять максимум внимания телу – своим телом и физическими телами в окружении. Усложнять и разнообразить предложения. Позволять приобрести эффективные: соматический ресурс, двигательные и адаптивные навыки.

Телесный интеллект (BQ) эволюционно строится как а)соматический (отвечает за освоение ресурса: сытости, покоя, тепла, мягкости, комфортного контакта с родительским телом и окружающей средой), б)двигательный (регулирует потребность и нарабатывает навык движения: ползания, хождения, отталкивания, хватания, голосения, кусания) и в)адаптивный (обучает выживанию и расширению границ жизненного пространства за счет освоения экстремальных условий, знакомства с контрастами, покорения гравитации).

Поэтому, малышу до года будет важно получить насыщенный и многовариантный телесный контакт (слинг-шарф здесь вне конкуренции, плюс игровые массажи, совместный сон), познакомиться с разными температурами и средами (раннее плавание, закаливание), освоить гравитационное развитие (динамическую гимнастику, раннее скалолазание, катание на лошади), научиться удерживать то, что приятно - и отталкивать то, что опасно (пищу, предмет, человека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: